Специфика философии и филосовского знания

Автор: y************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее время идёт разделение наук (например: из генетики в

Содержание

Содержание
Введение.........................................................................................................................................3
1. Предмет философии ................................................................................................................4
1.1 Истоки возникновения науки................................................................................................6
2. Специфика философии и философского знания.....................................................................8
2.1 Основные функции философии............................................................................................10
Заключение...................................................................................................................................15
Список литературы..................................................................................................

Работа содержит 1 файл

готовая по философии.docx

— 41.27 Кб (Скачать)

Таково существо гуманистической функции философии.

Следующей мировоззренческой  функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

Коснемся лишь одного момента - общественного идеала. Вопрос об этом идеале оказывается  тесно связанным с вопросом о  характере взаимоотношений философии  и политического режима. На первый взгляд кажется, будто здесь имеются  однозначные отношения: философия  есть причина, а политическая идея и  политический режим - следствие.

Оснований для  такого вывода немало. Действительно, в философских концепциях прошлого, начиная от Платона и Аристотеля, вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в  концепциях многих современных философов  мы находим в качестве составной  части систему взглядов на государственное  устройство с довольно-таки подробными рекомендациями для практических политических действий (так, Платон в своем учении о государстве рекомендовал упразднить частную собственность и семью, Фихте призывал в целях достижения социальной гармонии и обеспечения  социального равновесия осуществить  систему широко организованного  и бдительного полицейского надзора). Однако, наличие в этих философских  системах тех или иных учений о  государственном устройстве столь  же мало говорит о полной выводимости  таких взглядов из философской онтологии, гносеологии или даже из социальной философии, сколь и их учения об устройстве (или структуре) организма животного, имевших место у философов  вплоть до первой половины XIX века. Как  в последнем случае наличие "натурфилософии" объясняется неразвитостью теоретической  сферы биологии и в то же время  необходимостью умозрительного решения  конкретных проблем, так обстоит  дело и с вопросом о разработке представлений о конкретном устройстве государства: это задача юридической  науки и специалистов-политиков (в наши дни соответствующая наука  получила название политологии).

Но дело даже не столько в уровне развития частных  наук об обществе, сколько в том, что в рамках самой философии  нет строго-линейного, однозначного соотношения между отдельными ее частями. Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны (например, проблема смысла жизни и, с другой стороны, вопрос о соотношении сущности и явления в материально-предметном мире), постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.

Одной из функций  философии является культурно-воспитательная функция.

Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок  обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Одним из показателей  высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся  частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формально логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.

В этой связи  интересны соображения, изложенные Э. В. Ильенковым в работе "Об идолах и идеалах". Воспитание догматика, отмечает он, состоит в том, что человека приучают смотреть на окружающий мир как на резервуар примеров, иллюстрирующих справедливость той или иной абстрактно-общей истины, тщательно оберегают от соприкосновения с фактами, говорящими в пользу противоположного взгляда. Обратная сторона догматизма - скепсис. Догматизм и скепсис - две взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные половинки, на которые неверным воспитанием разрезается живой человеческий ум. Отношение к противоречию является точным критерием культуры ума. Для подлинно культурного алогическом отношении ума появление противоречия - сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления - самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия. И ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой веши, а не только того, что о ней сказали другие люди. Учить диалектике - значит учить умению строго фиксировать противоречие, а затем находить ему разрешение на пути конкретного рассмотрения вещи, действительности, а не путем формально-словесных манипуляций, замазывающих противоречия, вместо того чтобы их решать. Диалектике надо учить. Показывая, как целесообразно строить педагогический процесс в школе, чтобы ученики овладевали диалектикой, Э. В. Ильенков справедливо считает, что диалектика вовсе не таинственное искусство, свойственное лишь зрелым и избранным умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать с детства .

Формирование  диалектического мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств  культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и  в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним из активных средств  научного поиска.

Сомнение, критичность  и самокритичность не являются антиподом  веры или твердости убеждений  в правильности чьей-то (или своей) позиции. Наоборот. Философия дает прочное  общеметодологическое и гносеологическое основание для последовательного  саморазвития сомнения в научную  уверенность, для гармоничного сочетания  его с верой в преодоление  ошибок, заблуждений, в получение  более полных, глубоких, объективных  истин.

Философия дает людям общий язык, вырабатывает у  них единые, общезначимые представления  о главных ценностях жизни. Она  выступает одним из важных факторов, содействующих устранению "барьеров коммуникации", порождаемых узостью  специализации.

Наряду с уже  рассмотренными функциями философия  имеет еще отражательно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям  человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного  знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной  информации. Подобно науке, философия  есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа  и переработки информации с целью  получения новой информации. Такая  информация концентрируется в философских  понятиях (категориях), общих принципах  и законах, образующих целостную  систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские  проблемы частных наук, философия  религии, история философии, "философия  философии" (теория философского знания). В нашем учебном пособии содержится информация по важнейшим проблемам  лишь трех философских дисциплин.

В заключении подведем итоги.

Итак, мы рассмотрели  основные черты философского знания. Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, "смотреть в корень", и потому - предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии. Что еще? Это не агрессивное, ненасильственное отношение к людям, к миру, а руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Наконец, для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? Что означает для меня природа и ее смерть? И т. д. Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть и прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.

Сущность философии  выражается в тех функций, которые  способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под "функцией" при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.

Основными функциями  философии являются: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.

Заключение 

 Философия  возникает как первая наука,  в начале включавшая в себя: астрономию, математику, медицину, физику, алхимию. Первые учёные, называвшие  себя философами, были физиками. Постепенно по мере накопления  знаний, фактов из философии начались  выделяться отдельные самостоятельные  науки. Это длительный процесс  идёт веками. В настоящее время  философия сама является наукой  о наиболее общих законах развития  природы, общества, мышления. Личность, общество и окружающая среда  – смысл, цель философии. 

 Для раскрытия  специфики философского знания  следует обратиться к истокам  философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.

 Исторически  первой формой мировоззрения  является мифология. Философия  и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают  мировоззренческие вопросы, но  религия в основу ставит веру, а философия – это поиск  истины.

 Философия  включает в себя философию  морали, науки, природы, истории,  политики, права, искусства, религии  и т.д. 

 Таким образом,  можно сделать вывод, что философия  – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ  и решение коренных мировоззренческих  вопросов, связанных с выработкой  целостного взгляда на мир  и на место человека в нём;  различные рассуждения о жизни,  о её смысле, о смерти, о Боге; совокупность принципов, лежащих  в основе поступков и поведения  людей.  
 
 
 

Список  используемой литературы

1.     Основы современной философ. – СПб, 1997 г.;

2.      Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: "Проспект", 1996. - 504 с.

3.      Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник. - М.: "Логос", 1998. - 420 с.

4.      Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская        энциклопедия, 1991. Т. 1. - 1991 - 863 с.

5.    История философии. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. - 576 с.

6.    Каша В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для ВУЗов. - М.: "Логос", 1998

7.   Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.: "Проспект", 1998. - 240 с.

8. Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 1997.

9. Философия. Учебное пособие / Под ред. Лавриченко В. И. - М.: Юристъ, 1996.

10. Философия: Учебник / Под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. - М.: "Русское слово", 1997. - 432 с.

Информация о работе Специфика философии и филосовского знания