Автор: y************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 12:03, курсовая работа
Философия является древнейшей из наук, это ценная область знания, она зародилась в VI–V веках до нашей эры в Китае, Индии, Древней Греции. В далёкие времена философия являлась системой, которая включала в себя все знания, накопленные человечеством. Знаний было немного, и их можно было объединить в одну систему. В философию входили знания физики, медицины, астрономии, математики, алхимии. С развитием общества знания накапливались и начинали отделяться от философии, науки о человеке выделились последними. В настоящее время идёт разделение наук (например: из генетики в
Содержание
Введение.........................................................................................................................................3
1. Предмет философии ................................................................................................................4
1.1 Истоки возникновения науки................................................................................................6
2. Специфика философии и философского знания.....................................................................8
2.1 Основные функции философии............................................................................................10
Заключение...................................................................................................................................15
Список литературы..................................................................................................
Таково существо
гуманистической функции
Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.
Коснемся лишь
одного момента - общественного идеала.
Вопрос об этом идеале оказывается
тесно связанным с вопросом о
характере взаимоотношений
Оснований для
такого вывода немало. Действительно,
в философских концепциях прошлого,
начиная от Платона и Аристотеля,
вплоть до Фихте, Гегеля, Маркса, и в
концепциях многих современных философов
мы находим в качестве составной
части систему взглядов на государственное
устройство с довольно-таки подробными
рекомендациями для практических политических
действий (так, Платон в своем учении
о государстве рекомендовал упразднить
частную собственность и семью,
Фихте призывал в целях достижения
социальной гармонии и обеспечения
социального равновесия осуществить
систему широко организованного
и бдительного полицейского надзора).
Однако, наличие в этих философских
системах тех или иных учений о
государственном устройстве столь
же мало говорит о полной выводимости
таких взглядов из философской онтологии,
гносеологии или даже из социальной
философии, сколь и их учения об устройстве
(или структуре) организма животного,
имевших место у философов
вплоть до первой половины XIX века. Как
в последнем случае наличие "натурфилософии"
объясняется неразвитостью
Но дело даже не столько в уровне развития частных наук об обществе, сколько в том, что в рамках самой философии нет строго-линейного, однозначного соотношения между отдельными ее частями. Содержание отдельных философских систем, как бы ни казалось оно логичным и стройным, фактически нацелено на те или иные мировоззренческие проблемы (философия есть совокупность ответов на эти вопросы). Но поскольку эти проблемы относительно самостоятельны (например, проблема смысла жизни и, с другой стороны, вопрос о соотношении сущности и явления в материально-предметном мире), постольку и между частями философского знания может существовать и зачастую существует неоднозначная связь. В результате одна и та же система взглядов на мир в целом может сочетаться с разными трактовками в сфере социально-философской, а тем более с концепциями, находящимися вообще за пределами философии.
Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция.
Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.
Одним из показателей высокой культуры мышления является способность субъекта не обходить познавательные противоречия, тем более не пасовать перед ними, а стремиться их разрешить, преодолеть, актуализируя имеющуюся частнонаучную информацию, философские категории и проявляя при этом самостоятельность, нестандартность подхода. Диалектически развитое мышление, не допуская формально логических противоречий, всегда стремится к решению реальных противоречий объекта и на таком пути выявляет свой творческий, антидогматический характер.
В этой связи интересны соображения, изложенные Э. В. Ильенковым в работе "Об идолах и идеалах". Воспитание догматика, отмечает он, состоит в том, что человека приучают смотреть на окружающий мир как на резервуар примеров, иллюстрирующих справедливость той или иной абстрактно-общей истины, тщательно оберегают от соприкосновения с фактами, говорящими в пользу противоположного взгляда. Обратная сторона догматизма - скепсис. Догматизм и скепсис - две взаимно провоцирующие позиции, две мертвые и нежизнеспособные половинки, на которые неверным воспитанием разрезается живой человеческий ум. Отношение к противоречию является точным критерием культуры ума. Для подлинно культурного алогическом отношении ума появление противоречия - сигнал появления проблемы, неразрешимой с помощью строго заштампованных интеллектуальных действий, сигнал для включения мышления - самостоятельного рассмотрения вещи, в понимании которой возникла антиномия. И ум с самого начала надо воспитывать так, чтобы противоречие служило для него не поводом для истерики, а толчком к самостоятельной работе, к самостоятельному рассмотрению самой веши, а не только того, что о ней сказали другие люди. Учить диалектике - значит учить умению строго фиксировать противоречие, а затем находить ему разрешение на пути конкретного рассмотрения вещи, действительности, а не путем формально-словесных манипуляций, замазывающих противоречия, вместо того чтобы их решать. Диалектике надо учить. Показывая, как целесообразно строить педагогический процесс в школе, чтобы ученики овладевали диалектикой, Э. В. Ильенков справедливо считает, что диалектика вовсе не таинственное искусство, свойственное лишь зрелым и избранным умам, и что диалектику можно и нужно воспитывать с детства .
Формирование диалектического мышления есть одновременно формирование таких ценных качеств культурной личности, как самокритичность, критичность, сомнение. Выработка сомнения не есть, однако, развитие скепсиса (и в данном смысле - скептицизма). Сомнение является одним из активных средств научного поиска.
Сомнение, критичность
и самокритичность не являются антиподом
веры или твердости убеждений
в правильности чьей-то (или своей)
позиции. Наоборот. Философия дает прочное
общеметодологическое и гносеологическое
основание для
Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни. Она выступает одним из важных факторов, содействующих устранению "барьеров коммуникации", порождаемых узостью специализации.
Наряду с уже
рассмотренными функциями философия
имеет еще отражательно-
В заключении подведем итоги.
Итак, мы рассмотрели основные черты философского знания. Это не столько многознание, сколько "разумение", понимание, осмысление. Это умение постигать причины явления, "смотреть в корень", и потому - предвидеть дальнейший ход событий. Это умение сомневаться и постоянная готовность к новому, открытость к познанию ("способность удивляться"). Кто уверен в своем всезнании, нечего делать в философии. Что еще? Это не агрессивное, ненасильственное отношение к людям, к миру, а руководствующееся только разумом. Это мудрость, проявляющаяся и в житейских делах. Наконец, для философского знания характерно обращение к "вечным" смысловым вопросам человеческого бытия, на которые нет сиюминутного ответа, но без которых не обходится ни один человек: Кто я? Для чего живу? В чем смысл моей жизни? А вселенной? Кем мне приходятся другие люди, животные? Что означает для меня природа и ее смерть? И т. д. Философия хотя и не дает однозначного ответа, но учит думать, размышлять. Она как бы формирует совесть и прежде всего - экологическую совесть, поскольку позволяет ощутить мир как единую экосистему и место в нем человека.
Сущность философии выражается в тех функций, которые способна выполнять философия по отношению к человеку, социальной группе, к науке, искусству, другим явлениям социальной действительности. Под "функцией" при этом понимается способ действия, способ проявления активности системы (т.е. системы философского знания), общий тип решаемых этой системой задач.
Основными функциями философии являются: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и отражательно-информационная.
Заключение
Философия
возникает как первая наука,
в начале включавшая в себя:
астрономию, математику, медицину, физику,
алхимию. Первые учёные, называвшие
себя философами, были физиками.
Постепенно по мере накопления
знаний, фактов из философии начались
выделяться отдельные
Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокультурным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Философия и религия выходят из мифа, они походят тем, что решают мировоззренческие вопросы, но религия в основу ставит веру, а философия – это поиск истины.
Философия включает в себя философию морали, науки, природы, истории, политики, права, искусства, религии и т.д.
Таким образом,
можно сделать вывод, что
Список используемой литературы
1. Основы современной философ. – СПб, 1997 г.;
2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для ВУЗов. - М.: "Проспект", 1996. - 504 с.
3. Блинников Л. В. Великие философы: Словарь-справочник. - М.: "Логос", 1998. - 420 с.
4. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1991. Т. 1. - 1991 - 863 с.
5. История философии. Учебник для ВУЗов. - Ростов-на-Дону, "Феникс", 1999. - 576 с.
6. Каша В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для ВУЗов. - М.: "Логос", 1998
7. Миронов В. В. Философия. Учебник. - М.: "Проспект", 1998. - 240 с.
8. Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: ВЛАДОС, 1997.
9. Философия. Учебное пособие / Под ред. Лавриченко В. И. - М.: Юристъ, 1996.
10. Философия: Учебник / Под ред. Губина В. Д., Сидориной Т. Ю., Филатова В. П. - М.: "Русское слово", 1997. - 432 с.
Информация о работе Специфика философии и филосовского знания