Сам
процесс абстрагирования или
отвлечения в какой-то степени опирается
на полученные в процессе практической
деятельности знания общих связей и
закономерностей явления, без которых
нельзя было бы отделить в нём существенное
от несущественного, общее от единичного.
Однако то, что наше мышление отвлекается
от конкретных особенностей предметов
и явлений, вовсе не значит, что оно не
нуждается в живом созерцании действительности,
в ощущениях и восприятиях какие бы сложные
процессы мышления мы не имели, они всегда
в своём исходном моменте опираются на
восприятие действительности. Без этого
отражённые сознанием связи явлений легко
теряют свой объективный характер. Познание,
отражающее действительные связи между
явлениями, всегда идёт «от живого созерцания
к абстрактному мышлению и от него к практике».
4.
Мышление всегда есть отражение
связей и отношение между предметами
в словесной форме. Мышление и
речь всегда находятся в неразрывном единстве.
Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на
органическую связь языка и мышления:
«Язык есть непосредственная действительность
мысли»; «… ни мысли, ни язык не образуют
сами по себе особого царства… они – только
появление действительной жизни». Благодаря
тому что мышление протекает в словах,
облегчаются процессы абстракции и обобщения,
так как слова по своей природе являются
совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими
о действительности в сомой обобщённой
форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».
Значение
слова в процессе мышления исключительно
велико. В связи с тем, что мышление
выражается в словах, мы можем отразить
в нашей мысли сущность не только непосредственно
на нас действующих, но и недоступных прямому
восприятию предметов.
5.
Мышление человека органически связанно
с практической деятельностью. В своей
сущности оно опирается на общественную
практику человека. Это отнюдь не простое
«созерцание» внешнего мира, а такое
его отражение, которое отвечает задачам,
возникающем перед человеком в процессе
труда и других видов деятельности, направленных
на переустройство окружающего мира: «Существеннейшей
и ближайшей основой человеческого мышления
является как раз изменение природы человека,
а не одна природа как таковая, и разум
человека развивался соответственно тому,
как человек научился изменять природу».
3
Язык
Язык
– явление социальное. Он возникает
в ходе развития общественного производства
и является его необходимой стороной
– средством координации деятельности
людей и каждого человека. Язык
есть система знаков, выполняющая познавательную
и коммуникативную функцию. По своей физиологической
основе язык выступает в функции второй
сигнальной системы (Павлов). Являясь формой
существования и выражения мышления, язык
в то же время играет существенную роль
в формировании сознания. Языковой знак,
будучи по всей физической природе условным
по отношению к тому, что он обозначает,
тем не менее, обусловлен, в конечном счете,
процессом познания реальной действительности.
Язык является средством фиксирования
и сохранения накопленных знаний и передачи
их от поколения к поколению. Язык представляет
собой определённую систему, «структуру»,
со своей внутренней организацией, вне
которой нельзя понять природу и значение
языкового знака. В последние десятилетия
в связи с возрастанием роли теоретических
исследований повысился интерес к изучению
закономерностей искусственных, формализованных
языков, их логического синтаксиса и логической
семантики. В связи с этим язык становится
объектом исследования не только лингвистики,
но и логики и семиотики. Абсолютизируя
роль и значение этих исследований, современный
неопозитивизм неправильно пытается свести
всю проблематику философских исследований
к логическому анализу языка.
В
своей универсальной постановке
проблемы языка является исконным предметом
философского анализа. Ядром философской
проблематики в данной сфере выступают:
1)
в рамках традиционной классической
философии язык – проблема
возможности и меры предоставленности
бытия в языке, проблема онтологического
статуса языковых значений («слова» и
«вещи»), проблема соотношения языка и
мышления, проблема функционирования
языка в социокультурном контексте и другое;
2)
в рамках неклассической философии
язык - проблема языкового формализма
и его интерпретации, проблема
языковой структуры, проблема соотношения
естественных и искусственных языков,
статус языка в аналогии человеческого
существования и другое;
3)
в рамках современной (постмодернистской)
философии языка – проблема
текста интертекстуальности, проблема
нарративной языковой референции, проблема
означивания языковых игр и другое.
В соответствии
с этим классический, неклассический
и современный периоды в развитии
философии языка могут быть условно
обозначены как имеющие своим
предметом соответственно языковую
семантику, языковую синтактику и языковую
прагматику.
Вывод
Формированию сознанию
человека предшествовал длительный
период умственного развития животных.
В истолковании этого развития диалектический
материализм отвергает как гилозоизм,
так и признание психики привилегий только
человека. Он происходит из того, что психическое
отражение появляется лишь на высоком
уровне от организации материи и связанно
с образованием нервной системы. Элементарной
формой отражения, свойственной всем живым
организмам, является раздражимость, которая
наиболее высоком уровне эволюции переходит
в чувствительность, то есть способность
отражать отдаваемые свойства вещей в
виде ощущения. У позвоночных животных
возникают элементарные формы психики
– способность анализировать сложные
комплексы одновременно действующих раздражителей
и отражать их в виде восприятия – целостного
образа ситуации. Обычно у животных различаются
два основных типа поведения: инстинктивное,
врождённое и опирающееся на индивидуально
приобретённые навыки.
В
жизнь каждого индивидуума мышление
не существует как чисто интеллектуальный
процесс, а неразрывно связанно с
иными психическими процессами, то
есть не существует изолированно от сознания
человека в целом. Идеализм всегда стремится
оторвать мышление от материи (человеческого
мозга, языка, практической деятельности
общества), а если и признавал такую связь,
то стремился представить мышление как
нечто производное от некоторых духовных
начал, стоящих над материей и сознанием
отдельных людей (например, Гегель). Современная
буржуазная философия в лице неопозитивизма
стала на позиции отрицания мышления как
чего-то реально существующего. Следуя
бихевиоризму, сводя весь опыт человека
лишь непосредственно наблюдаемым фактам,
неопозитивизм объясняет мышление,
наряду с материей (в отличие от языка,
который всегда вступает как чувственно
воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм
игнорирует тот факт, что язык есть
средство выражения, форма существования
мысли. В действительности же через анализ
языка изучаются те свойства мозга которые
характеризуются как мышление.
Список
используемой литературы
- Под ред. Фролова
И.Т. - Философский словарь 4-е изд.,
М., 1981
- История философии.
Энциклопедия.
- www.philosophy.ru