Сознание, мышление и язык в истории философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:46, реферат

Описание работы

Сознание – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дал сам себе как «я», устремлённое к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости.

Содержание

Введение……………………………………………..….3

1. Сознание……………………………………………..4

1.Смысл проблемы сознания…… …………..….…....4
1.2Метафора сознания…………………….....…...…….6

2.Мышление………………………….……………......7
1.Общее понятие о процессе мышления……………7
2.Основные особенности мышления………………..9
3. Язык…………………………………………………..11

Вывод ……………………………………………...13

Список используемой литературы…………………….15

Работа содержит 1 файл

реферат по философии.doc

— 85.50 Кб (Скачать)

      Сам процесс абстрагирования или  отвлечения в какой-то степени опирается  на полученные в процессе практической деятельности знания общих связей и  закономерностей явления, без которых нельзя было бы  отделить в нём существенное от несущественного, общее от единичного. Однако то, что наше мышление отвлекается от конкретных особенностей предметов и явлений, вовсе не значит, что оно не нуждается в живом созерцании действительности, в ощущениях и восприятиях какие бы сложные процессы мышления мы не имели, они всегда в своём исходном моменте опираются на восприятие действительности. Без этого отражённые сознанием связи явлений легко теряют свой объективный характер. Познание, отражающее  действительные связи между явлениями, всегда идёт «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике».

      4. Мышление всегда есть отражение  связей и отношение между предметами  в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: «Язык есть непосредственная действительность мысли»; «… ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства… они – только появление действительной жизни». Благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в сомой обобщённой форме. «Всякое слово (речь) уже обобщает».

      Значение  слова в процессе мышления исключительно  велико. В связи с тем, что мышление выражается в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов.

      5. Мышление человека органически связанно с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое  «созерцание» внешнего мира, а такое  его отражение, которое отвечает задачам, возникающем перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: «Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменение природы человека, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу».  
 

      3 Язык 
 

      Язык  – явление социальное. Он возникает  в ходе развития общественного производства и является его необходимой стороной – средством координации деятельности людей и каждого человека. Язык есть система знаков, выполняющая познавательную и коммуникативную функцию. По своей физиологической основе язык выступает в функции второй сигнальной системы (Павлов). Являясь формой существования и выражения мышления, язык в то же время играет существенную роль в формировании сознания. Языковой знак, будучи по всей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее, обусловлен, в конечном счете, процессом познания реальной действительности. Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Язык представляет собой определённую систему, «структуру», со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака. В последние десятилетия в связи с возрастанием  роли теоретических исследований повысился интерес к изучению закономерностей искусственных, формализованных языков, их логического синтаксиса и логической семантики. В связи с этим язык становится объектом исследования не только лингвистики, но и логики и семиотики.  Абсолютизируя роль и значение этих исследований, современный неопозитивизм неправильно пытается свести всю проблематику философских исследований к логическому анализу языка.

      В своей универсальной постановке проблемы языка является исконным предметом философского анализа. Ядром философской проблематики в данной сфере выступают:

      1) в рамках традиционной классической  философии язык – проблема  возможности и меры предоставленности  бытия в языке, проблема онтологического  статуса языковых значений («слова» и «вещи»), проблема соотношения языка и мышления, проблема функционирования языка в социокультурном контексте и другое;

      2) в рамках неклассической философии  язык  - проблема языкового формализма  и его интерпретации, проблема языковой структуры, проблема соотношения естественных и искусственных языков, статус языка в аналогии человеческого существования и другое;

      3) в рамках современной (постмодернистской)  философии языка – проблема  текста интертекстуальности, проблема нарративной языковой референции, проблема означивания языковых игр и другое.

В соответствии с этим классический, неклассический и современный периоды в развитии философии языка могут быть условно  обозначены как имеющие своим  предметом соответственно языковую семантику, языковую синтактику  и языковую прагматику. 
 
 
 
 
 

Вывод 
 

            Формированию сознанию человека предшествовал длительный период умственного развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм, так и признание психики привилегий только человека. Он происходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне от организации материи и связанно с образованием нервной системы. Элементарной формой отражения, свойственной всем живым организмам, является раздражимость, которая наиболее высоком уровне эволюции переходит в чувствительность, то есть способность отражать отдаваемые свойства вещей в виде ощущения. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики – способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия – целостного образа ситуации. Обычно у животных различаются два основных типа поведения: инстинктивное, врождённое и опирающееся на индивидуально приобретённые навыки.

      В жизнь каждого индивидуума мышление не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связанно с  иными психическими процессами, то есть не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремится оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал такую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от некоторых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей (например, Гегель). Современная буржуазная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм  объясняет мышление, наряду с материей (в отличие от языка, который всегда вступает как чувственно воспринимаемый факт),  фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот  факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга которые характеризуются как мышление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  используемой литературы 
 

    1. Под ред. Фролова  И.Т. - Философский словарь 4-е изд., М., 1981
    2. История философии. Энциклопедия.
    3. www.philosophy.ru
 
 
 
 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Сознание, мышление и язык в истории философии