Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 16:34, реферат
Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать психические процессы от физических, идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе». Хотя сознание является некой повседневной данностью каждого индивида и в этом смысле чем-то знакомым и самоочевидным, оно на сущностном уровне представляет собой одну из самых глубоких "мировых загадок". Загадочная природа этого явления проистекает из такого удивительного свойства сознания, как идеальность. Вопрос о соотношении материального и идеального, материи и сознания относят к "основному вопросу" философии в марксистском воззрении на природу и мир в целом.
Сознание как философская проблема
Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать психические процессы от физических, идеальное от материального, выработали представление о «духе» и «душе». Хотя сознание является некой повседневной данностью каждого индивида и в этом смысле чем-то знакомым и самоочевидным, оно на сущностном уровне представляет собой одну из самых глубоких "мировых загадок". Загадочная природа этого явления проистекает из такого удивительного свойства сознания, как идеальность. Вопрос о соотношении материального и идеального, материи и сознания относят к "основному вопросу" философии в марксистском воззрении на природу и мир в целом. Материалисты рассматривают сознание как высший продукт деятельности материального органа мысли — мозга, как функцию мозга, направленную на отражение окружающей действительности. Сознание вторично по отношению к материи, во-первых, потому, что оно возникает лишь на определенном этапе эволюции живой материи, во-вторых, оно является лишь свойством высокоорганизованной материи, в-третьих, оно вторично по содержанию, ибо является лишь отражением действительности в голове человека.
С материалистической точки зрения сознание есть высшая форма отражения объективного мира, а также способ регуляции и управления отношением людей к окружающей реальности, к самим себе и миру культуры, которые возникают и функционируют на основе предметно-практической деятельности.
Совершенно иначе трактуют природу сознания идеалисты. Так, для объективного идеализма сознание выступает как исходная, высшая реальность, в то время как материальный мир есть нечто производное, скажем, отчуждение или нисхождение духа. Согласно дуализму, материя и сознание представляют собой две самостоятельные реальности. В философии Нового времени Р. Декарт был первым, кто истолковал сознание как самодостаточную непространственную духовную субстанцию, существующую наряду с телесной.
То или иное толкование природы сознания предопределяет стратегию исследования субъективной сферы. Так, для материалистов главным является анализ физиологических основ психики и социально-исторических предпосылок возникновения и развития сознания. Для идеалистов исследовательский интерес фокусируется на вопросах феноменологического описания всего многообразия явлений сознания, как они открываются "изнутри" субъективной сферы.
Согласно философу-
Фрейд был одним из первых, кто выдвинул идею многоуровневой структуры сознания, включающей наряду с уровнем осознаваемого также уровень бессознательного.
В философии принято различать индивидуальное и общественное сознание, при этом как то, так и другое формируются в общественной среде и в этом смысле изначально обладают общественной природой.
Общественное сознание связано с наличием общего в духовной жизни людей той или иной эпохи, того или иного социального слоя. Сознание же отдельного человека, взятое с точки зрения его неповторимого своеобразия, называется индивидуальным сознанием.
Термин "логика" имеет два значения. Во-первых, он обозначает естественную способность людей к рассудочной деятельности, способность рассуждать, мыслить, делать выводы, обобщения, анализировать и производить многочисленные логические операции. Эта способность развивается в процессе становления человека как личности в соответствующих условиях общественной жизни. Способность к рассудочной деятельности формируется с раннего возраста параллельно с усвоением родного языка и воспитанием. Все люди в той или иной степени умеют рассуждать, так же как они умеют пользоваться естественным языком. Механизмы, управляющие рассудочной деятельностью, закрепляются и фиксируются на уровне бессознательных структур. Но действие этих структур не приводит однозначно к абсолютно правильному мышлению, равно как стихийное пользование правилами естественного языка не обеспечивает литературно грамотного его употребления.
Для того чтобы устранить
возможность появления
Решение этой задачи должно опираться
на метод. В чем заключается специфика
логического метода? Изучая процессы рассудочной
деятельности, логика берет их только
со стороны их формы, специально отвлекаясь
от содержания. Поэтому логику иногда
называют еще "формальной логикой".
Все логические правила формулируются
по отношению к форме мыслей, что обеспечивает
всеобщность их применения. Конкретное
содержание не имеет значения.
Мышление (рассудочная деятельность) имеет
идеальный характер. Для того чтобы мысль
могла быть передана другим людям и те
ее восприняли и поняли, необходимо "материализовать"
ее идеальное содержание. Материальным
средством выражения мысли является язык
(отметим, как естественный, так и искусственный).
Мысль выражается в языке. Логика изучает
не язык, а мышление. Язык - лишь средство
выражения мысли. Адекватно это средство
или нет - это особая проблема. Без большой
натяжки можно даже утверждать, что "мысль
изреченная есть ложь" (Ф.И. Тютчев).
Но тем не менее другого средства выражения
мысли не существует.
Логическая форма есть то общее, что имеется
у разных по содержанию мыслей. Более точное
понимание логической формы можно получить,
как это ни странно, после изучения конкретных
логических форм. Данный факт, между прочим,
свидетельствует о том, что иногда точные
определения не нужны, тем более что в
нашем случае все содержание логики как
науки есть не что иное, как определение
логической формы. Ясное представление
об исходном предмете логики возникает
лишь в конце обучения.
Общность логической формы по отношению
к любому содержанию должна быть понята
на интуитивном уровне. Неважно, происходит
ли рассуждение в математике, химии, физике,
в сказках, мифах, литературе или в обычных
житейских ситуациях; важно, что повсюду
логические формы одинаково безразличны
к содержанию. Именно поэтому применимость
законов и правил логики имеет всеобщий
характер. Все многообразие логических
форм можно классифицировать, свести их
к трем основным классам, которые называются
понятиями, суждениями и умозаключениями.
Содержанием мышления называется совокупность
признаков, выделяемых у предмета мысли.
Существует ряд терминов, характеризующих
содержание мышления и близких друг другу
по семантическим свойствам, таких, например,
как "смысл", "концепт", "значение",
"идея". Не вникая в тонкости, мы можем
считать данные понятия синонимами. Понятия,
суждения и умозаключения как конкретные
мысли представляют собой синтетическое
единство формы и содержания, в которых
мысль локализуется, соотносясь с предметом
мысли. Слова нашего языка, как правило,
многозначны. Точность и однозначность,
необходимые для обеспечения понимания
при обмене мыслями, достигаются за счет
учета контекстов использования слов.
Рассуждая о предметности
мышления, мы должны обратиться к понятию
действительности. В широком смысле слова последняя понимается
как тот предмет, на который может быть
направлено наше сознание. Действительность
есть предмет мысленной установки. Природа
этого предмета может быть любой, сознание
может быть направлено на любые объекты:
воспринимаемые с помощью органов чувств
или не воспринимаемые; существующие реально
или в возможности (мыслимые); это могут
быть вещи, свойства, отношения; реальные
или мыслимые ситуации (положение дел)
и их комбинации и пр. Вводя понятие "действительность",
мы получаем четырехчленную схему: действительность
- сознание - логика - язык. Каждую пару
из этой схемы можно рассматривать отдельно,
и эти парные отношения будут представлять
реальные проблемы, решение которых привело
к возникновению конкретных научных дисциплин.
Например, отношение между языком и действительностью
изучается в особом разделе языкознания,
который называется семантикой.
Отношение между действительностью и
сознанием является основным для решения
вопроса о содержании сознания. В общем
виде можно сказать, что это отношение
позволяет выявить два существенных момента,
о которых уже шла речь выше. Напомним
их кратко. Первый характеризует свойство
направленности сознания. Все акты сознания
являются специфическими установками
на что-либо, направленными актами. Иными
словами, сознание возможно, если имеется
направленность его на определенную предметную
область. Реальное же "наполнение"
мира сознания содержанием связано со
вторым моментом, характеризующим отношение
между сознанием и действительностью.
Этим моментом является предметная соотнесенность
сознания. Как мы уже отмечали, сознание
беспредметным не бывает.
Здесь сразу же могут возникнуть возражения,
что, мол, существуют такие понятия, как
"чистое сознание", "бессодержательный
поток мыслей", "мысль вообще" и
пр. На такого рода возражения можно ответить
следующим образом. Понятия "поток сознания",
"чистое сознание" и т.п. являются
психологически нагруженными и возникли
в контексте решения проблемы соотношения
мышления и сознания. Нас в данном случае
эта проблема не интересует, так как мы
рассматриваем категорию "сознание"
в ее отношении к категории "действительность",
т.е. с философской, а не с психологической
точки зрения.
Заметим далее, что содержание сознания
относится к субъективной реальности.
Мысленные образования могут быть названы
концептами. Их лишь в определенном смысле
можно считать "существующими" в
субъективной реальности. Нужно четко
зафиксировать, что концепты имеют форму
и содержание, но последнее не может быть
выявлено "внутри" сознания. Для обнаружения
сущности концептуального содержания
сознания следует ввести еще несколько
допущений. Допущение первое: содержание
и форма концептов могут стать ясными
и доступными для понимания только в коммуникативных
актах, т.е. в актах обмена мыслями. Второе
допущение связано с проблемой выражения
мыслей в формах, доступных для восприятия.
Этими формами являются языковые выражения.
Идеальное содержание этих лексических
единиц языка и есть то, что было названо
концептом. Люди понимают языковые выражения,
так как идеальное концептуальное содержание
языка является общим достоянием всех
членов данного языкового сообщества.
Важно подчеркнуть, что мысленное содержание
не сводится к субъективному мнению, не
является совершенно произвольным. Иначе
общение людей было бы невозможно, они
не понимали бы друг друга. Средством перевода
идеальных концептуальных образований
в материальные, чувственно воспринимаемые
явления с давних пор выступает логика.
Понимание в коммуникативных актах обеспечивается
общностью концептуального содержания
сознания и универсальностью логических
форм.
Заметим, что выявление логической формы
мысли является по сути задачей, обратной
к отношению метода наполнения языковых
выражений концептуальным содержанием.
Форма мысли обнаруживается в процессе
анализа языка.