Сознание и познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:03, реферат

Описание работы

Сознание есть продукт высокоорганизованной материи. Опять же возникает вопрос о природе самого сознания. Познание - это отражение действительности в процессе восхождения от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Практика - критерий истины. Многие из современных философов считают, что познание есть не отражение действительности, а конструирование ее моделей, образцов, в которых присутствует активность сознания (вспомните феноменологов, их внимание к процессу воображения). Материя и сознание развиваются диалектически, от одного противоречия к другому; противоречия - это единство и борьба противоположностей. Тезис о противоречивости мира у многих вызывает возражение. Каждому известно, что логика, наука о мышлении, запрещает противоречия.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------3
1. СОЗНАНИЕ--------------------------------------------------------------------5
1.1. Понятие общественного сознания, его структура------------7
1.2. Ступени развития сознания----------------------------------------9
2. ПОЗНАНИЕ------------------------------------------------------------------15
2.1. Особенности социального познания----------------------------25
Заключение-------------------------------------------------------------30

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии 1.docx

— 47.05 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

Подводя итог сказанному, отметим, что многообразие эмоциональных явлений, сопутствующих  человеческой жизни, - существенный фактор формирования сознания. Не всякая эмоция оказывает воздействие на процесс  зарождения и укрепления сознания. Первоочередное значение здесь имеют  так называемые смыслообразующие эмоции. По мере обучения и воспитания человека, вовлеченности его в общественную жизнь складывается иерархия мотивов. Происходит их осознание. Человек научается  и подготавливает себя к тому, чтобы  строить свое поведение в соответствии с мотивами, реализация которых способствует утверждению его как личности. Его притязания все более соотносятся  с ценностными установками на достижение социально значимых результатов. Выработка способности к достижению этих результатов - процесс длительный и охватывает все стадии, которые  переживает человек с момента  рождения до достижения зрелости и, неизбежно, смерти. Формирование личности начинается с биологической связи - в ходе взаимоотношений ребенка и матери. Конечно, эти связи социально  опосредуются. Так называемый социум входит в жизнь ребенка миром  многих (или, напротив, скудным и  ограниченным) предметов, вещей, игрушек. Образы первых предметов, которые запечатлеваются  неосмысленным, всегда удивленным взором ребенка, нередко сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В ходе игры ребенок выясняет и познает  функциональное значение его вещей  и игрушек. Он естественным, как это  ни удивительно, способом овладевает речью. И вначале устный язык придает  все ускоряющийся ритм вызреванию индивидуального  сознания. Кристаллизируется зерно  отношений, формирующих личность. Постепенно образуются связи мотивов, позволяющие  осознанно относиться к желаниям, выбору средств их достижения. Завязываются узлы личности. Все это происходит на фоне развития воли - одного из главных элементов личности. Дальнейшее становление личности сопровождается процессом целеобразвания. Проблема цели - одна из сложнейших и древнейших в истории философии. Не вдаваясь в ее обсуждение, отметим, что в вопросе о сознании различают конкретную цель деятельности - некий идеальный образ предмета (или результата) практической деятельности человека и абстрактную цель стремления, иными словами, представление о некоем идеале, для достижения которого осуществляется эта деятельность.


Информация о работе Сознание и познание