Сознание и бессознательное основные идеи психоанализа З.Фрейда. Современная западная философия: структурализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:27, реферат

Описание работы

В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда. Создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном.

Содержание

1. Сознание и бессознательное основные идеи психоанализа З.Фрейда
Введение………………………………………………………………………3
1.1 Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка .................................4
1.2 Сознательное и бессознательное...............................................................5
1.3 Диалектика сознательного и бессознательного……………….………..9
Заключение…………………………………………………………………..14

2. Современная западная философия: структурализм
Введение……………………………………………………………………..15
2.1 Современная западная философия: структурализм….……………….16
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы………………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 98.50 Кб (Скачать)


 

 

 

Реферат

 

по дисциплине философия

на темы:

«Сознание и бессознательное

основные идеи психоанализа З.Фрейда »

«Современная западная философия: структурализм»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Сознание и бессознательное основные идеи психоанализа З.Фрейда

Введение………………………………………………………………………3

1.1 Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка .................................4

1.2 Сознательное и бессознательное...............................................................5

1.3 Диалектика сознательного и бессознательного……………….………..9

Заключение…………………………………………………………………..14

 

2. Современная западная философия: структурализм

Введение……………………………………………………………………..15

2.1 Современная западная философия: структурализм….……………….16

Заключение…………………………………………………………………..20

Список литературы………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда. Создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном.

Его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека. Но и в то же время, Фрейда называют фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом, "трагическим Вотаном сумерков буржуазной психологии", а разработанную им психоаналитическую теорию сопоставляют с хиромантией. Возникнув, как теория и метод лечения неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем в исключительно влиятельную философско-антропологическую концепцию, претендующую на роль всеобщего мировоззрения.


1. 1 Зигмунд Фрейд: краткая биографическая справка

В ХХ веке возрастает интерес к тем мыслителям, которые сумели приоткрыли завесу над темными глубинами человеческого бытия. Таким мыслителем и был Зигмунд Фрейд. Он родился в 1856 г. в Австрии. Еще в школьные годы Фрейд познакомился с учением Дарвина, под влиянием которого у него созрело решение стать ученым-натуралистом. Фрейд упорно овладевает знаниями, успешно изучает языки, планомерно готовит себя к научной карьере. Но Фрейд был еврей. А в буржуазной Австрии тех лет еврей мог выбрать только одну из трех профессий. Он мог быть либо юристом, либо коммерсантом, либо врачом. И хотя медицина совершенно не привлекала Фрейда, он был вынужден в 1873 г. поступить на медицинский факультет Венского университета. Позже Фрейд работал в психиатрической клинике Теодора Майнерта. В возрасте 29 лет он прошел по конкурсу на место приват-доцента по неврологии Венского университета. В возрасте 36 лет он становится профессором Венского университета. До самой своей смерти Фрейд занимался активной научной деятельность, опубликовав за это время много научных статей и монографий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. 2 Сознание и бессознательное.
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания у человека есть и бессознательное.

Бессознательное - это те явления, (процессы, свойства и состояния)  которые по своему действию похожи на осознанные  психические, неактуальные действия человека не рефлексируются, т. е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.
Бессознательное по-разному проявляется в сознании, но оно само связано с космическим прежде всего посредством биополя. О природе биополя много говорят и пишут. Известно, что биополе есть у людей, растений и животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Наиболее сильными биополями среди людей обладают экстрасенсы. Они же способны раскодировать скрытую и хранящуюся в биополе информацию. Вот одно из таких сообщений: "б ноября 1978 года в Смоленске пропала девочка-москвичка 14 лет. 19 ноября подруга ее семьи привезла 4 фотографии и школьную форму пропавшей девочки, которые были показаны экстрасенсу В. И. Сафронову. Он сразу же сказал, что все предметы говорят о том, что девочка мертва. На карте соответствующего масштаба он сразу показал приблизительное местонахождение тела - километрах в 40 от Смоленска.

 

Отметил также, что девочка, по-видимому, изнасилована, что у нее повреждены грудь и шея. Приблизительно такую же трактовку дал и другой экстрасенс, абсолютно не связанный с Сафроновым. Весной во время паводка близ Смоленска, именно в 40 км, во льду был обнаружен труп этой девочки, изнасилованной, с изрезанной грудью и шеей". Бывают, конечно, совпадения, если говорить о теории больших чисел. Да, иногда можно отгадать ответ, когда речь идет о случае "орел или решка", когда только два исхода. Но когда человек дает направление поиска и называет место в 40 км, когда называются такие детали, как зоны повреждения у человека, - это уже не совпадения, тем более, что для Сафронова этот эпизод далеко не единственный.
Многочисленные факты, связанные с биополем и действиями бессознательного, позволяют сформировать понимание того, что возможна связь сознания через бессознательное с космическим.
Это понимание основано на множестве фактов и теоретических разработок, выполненных 3. Фрейдом и его последователями. Так сформировалась точка зрения на бессознательное и стало утверждаться мнение, что сознание связано с космическим посредством бессознательного.
К сфере бессознательно-психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Ее образы человеческое "Я" не может вывести в поле своего внимания. О их существовании можно судить лишь опосредственно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки. В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.
Итак, согласно последней точке зрения бессознательное непосредственно связано с космическим идеальным. Оно формируется под воздействием космического информационного поля и в соответствии с ним отдает команды человеческому телу. Сознательное связано с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.
Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, Бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Слова "познай себя и ты познаешь весь мир" интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на бессознательное. Конечно, это достигается через общение, но обычно с людьми, склонными к мистицизму, наделенными даром экстрасенсорности. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к светской литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное. Третий тип бессознательных явлений - те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание.
1.3 Диалектика сознательного и бессознательного.
"Взаимосвязь сознательного и бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.
Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание - это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.
Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного 3. Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Свое существование эти влечения обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях.
Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным. Правда, философы возразили бы нам: нет, термин "бессознательное" не может иметь здесь применения; пока представление находилось в скрытом состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.
К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем разработки опыта, в котором большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные душевные процессы или представления - здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, - которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.
Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление. Понятие бессознательного мы, таким образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным"(.
Таким образом, уровень бессознательного, выражающий переход его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль переходит в сферу бессознательного. Самоустраненность действительно ведет к созданию мистики и религиозности, но никогда не способствовала развитию общества и личности. У Ницше его герой Заратустра ушел от людей в горы и жил там долго в одиночестве. Затем, продумав все, он решил вернуться к людям и обратить их к тому, что он осознал за годы одиночества. Люди не поняли его речей и посмеялись над ним. Так Заратустра понял, что нужно сначала завести учеников и через их посредство распространять свое учение. Заратустра хорошо разобрался в жизни, прежде чем уйти в горы. В горах он все обдумал и, вернувшись, обнаружил, что только опыт и размышления дают возможность правильно действовать. Без опыта сразу же наступают ошибки и неверные действия. Нельзя полагаться лишь на свое бессознательное и свою интуицию. Нужно считаться с другими людьми, а это возможно лишь через опыт и диалог.
Таким образом, уход во внутренний мир не означает разрыва с внешним миром. Напротив, в границах развивающегося сознания эта связь постоянна и устойчива. Человек осознает свой внутренний мир и отличает его от мира внешнего. Раз открыв его, человек никогда его не теряет. В то же время этот мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. В течение жизни человек может расширять и углублять свой мир. Работа в этом направлении означает, что человек сам создает свое сознание. Получается так, что сознание - это не дар, а результат труда по самопознанию. И значит широта и глубина сознания зависят от человека и тех благоприятных общественных условий, которые для этого создаются.
Самопознание наталкивает человека как бы на три слоя сознания: сознание, находящееся вне его, с которым он еще не знаком; сознание в нем самом, которым он еще не овладел; и, наконец, сознание, которое он уже имеет. Отсюда расширение последнего сознания идет за счет приобщения к тому, что есть в нем самом и вне его. Это как бы жизнь индивида в сфере духа. Относительно каждого человека можно говорить о том, насколько он овладел сознанием. Наверное, можно так говорить и о каждом поколении.
В этой связи закономерен вопрос о языке. Принято считать. что мысль появляется раньше ее языкового оформления. Многие мыслители, исходя из своего опыта, заметили, что их мысль после своего рождения как бы ищет свое языковое оформление. Отсюда распространенность мнения о том, что при своем зарождении мысль существует вне языка. Это действительно так, если отождествить понятие "язык" с тем, что возникает в результате человеческого общения и составляет часть его культуры. Но если допустить, что есть разные языки: языки животных, языки машин, а словесный язык - это лишь один из языков, тогда вполне можно согласиться с тем, что мысль возникает лишь посредством языка и не существует вне его. Сначала мысль возникает на языке мозга, языке бессознательного и лишь позднее переводится на словесный язык, язык сознания. Сделав такое допущение, мы тем самым увидим значение бессознательного в создании мысли.

Существует масса примеров, на которых можно отобразить бессознательное, как модель. Присвоить ей определённые характеристики. Исследовать её. Например пробуждение человека от сна является ничем иным, как конфронтацией двух взаимно противоположных сторон. С одной стороны -это сознание человека, стремящееся попасть в окружающий мир, а с другой стороны это инстинкт сна, заставляющий, затягивающий человека в свою паутину. чувство сознания, которое внедрилось в сложную человеческую систему как компонента. И так как этот элемент являлся доминирующим во всей системе, результатом синтеза явилось начало духовного возрождения человека. Победа его над инстинктом с дальнейшим развитием интеллекта и научно технической мысли. Однако искоренить бессознательное не удалось и скорее всего никогда не удастся. С таким же успехом можно пытаться организовать считывание информации человеческого мозга на магнитные диски. Невозможно ни стереть бессознательное из человека ни побороть его сознательно. Однако среди людей встречаются единицы, которые смогли это сделать. Вспомним Ленина. Ведь не так давно в России происходили фантастические события. Нашёлся человек, чьё сознание во много раз превосходило инстинкты. Мне часто говорят, что человек от природы устроен психически слабым существом. Просматривая отрывки своей жизни я все больше и больше в этом убеждаюсь. В человеке заложен инстинкт повиновения более сильному. Он не в состоянии вести психическую борьбу за первенство в обществе. Подобно тому, как в волчьей стае есть только один вожак. Тот, кто сумел одержать победу над бессознательным внутри себя. Мера бессознательного определяется переходом от инстинктивного ощущения действительности к сознательному восприятию, выраженную в поведении человека в его конкретных поступках. Внутри человека всегда существует определённый датчик, который показывает пространство бессознательного. Можно провести аналогию с биологическими часами. Например как объяснить тот факт, что петух будит фермера по утрам и тот ни разу не опоздал на электричку. Подобно этому внутри нас всегда существует мера - как переход из одного состояния в другое. Сознательно мы всегда можем её оценить. Например, мера стыда, которая проявляется в покраснении кожи лица - ничем не хуже линейки или циркуля, которыми мы привыкли пользоваться. В реальной жизни на сегодняшний день можно дать такую характеристику: "Бессознательное - это то, что затягивает нас в паутину неприятностей и неудач". Как это объяснить? Дело в том, что в жизни человека очень много моментов когда он думает одно, а фактически делает другое. Это объясняется тем, что импульс сознания окружающего мира оказался слабее подсознательного. Два импульса перекрываются. Результирующим оказался незначительный источник, поступивший к нам из области подсознательного. Следовательно те действия и функции, которые выполняются субъектом бессознательны. Отсюда потеря контроля над окружающим миром, неспособность предвидеть и прогнозировать и т.д.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Фрейда оказало огромное влияние на развитие науки и культуры XX века без его идей трудно представить себе современную психологию, психиатрию, философию, искусство. Однако, как это часто бывает с первооткрывателями, Фрейд в своей концепции чрезмерно усилил некоторые очень важные, но все же не единственно определяющие стороны дела.

Во-первых, он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось, сведено к чисто природному феномену, к чисто биологическим влечения.

Во-вторых, Фрейд акцентировал внимание на одной стороне человеческого бытия -- на бессознательном, но потерял из виду другую сторону -- личность и свободу человека.

Фрейдовское «Я» лишено подлинной свободы, это «Я» есть не свободная личность, а марионетка, за право манипулирования которой бьются одинаково безличные «Оно» и «Сверх-Я», природа и культура, которая у Фрейда сведена к общественно выработанным требованиям. И при изображении этой схватки у Фрейда не нашлось места для самоценной личности, обладающей духовной индивидуальностью от природы и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Современная западная философия: структурализм

 

Введение:

Структурализм - научное направление в гуманитарном знании, возникшее в 20-х гг. 20 в. и получившее позднее различные философские и идеологические интерпретации. Возникновение Структурализм, как конкретно-научного направления связано с переходом ряда гуманитарных наук от преимущественно описательно-эмпирическому к абстрактно-теоретическому уровню исследования; основу этого перехода составило использование структурного метода, моделирования, а также элементов формализации и математизации. Лежащий в основе конкретно-научного Структурализм (философ.) структурный метод первоначально был разработан в структурной лингвистике, а несколько позднее был распространён на литературоведение этнографию, историю и некоторые др. гуманитарные науки. Поэтому Структурализм в широком смысле фактически охватывает целый ряд областей знания, заметно различающихся как по конкретным модификациям структурного метода, так и по его реальной роли в исследованиях. В более узком (и строгом) смысле под Структурализм имеют в виду комплекс научных и философских идей, связанных с применением структурного метода и получивших наибольшее распространение в 60-х гг. во Франции.

Его основные представители французские учёные: этнолог К. Леви-Строс, историк культуры М. Фуко, психоаналитик Ж. Лакан, литературовед Р. Барт, а также искусствовед У. Эко (Италия).

Информация о работе Сознание и бессознательное основные идеи психоанализа З.Фрейда. Современная западная философия: структурализм