Сознание, его происхождение и сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов.

Работа содержит 1 файл

чистовик.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

      Содержание  мысленного образа предмета определяется не анатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий  субъект находит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Его содержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученную в ходе предметно - преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальная возможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формы своего выявления в чувственно-практической деятельности.

      Субъективный  образ как знание, как духовная реальность и физиологические процессы как его материальный субстрат - качественно разные явления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическую тенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания как субъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное и материальное и доводить противопоставление до полного распада мира на две субстанции - духовную и материальную.

    Сознание  и объективный мир - противоположности, образующие единство. Основой его  является практика, чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и  порождает необходимость психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

    Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

    Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих  действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности.

    Самосознание - исторический продукт, оно формируется  лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно  является и продуктом индивидуального  развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем.

    Второй  уровень самосознания реализуется  в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к  той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми.

      Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.

    В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя  себя с идеалом, размышляя о своем  отношении к жизни, закрепляя  или, наоборот, меняя определенные жизненные  ориентиры. При этом в оценках  и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      

      Заключение

 

      Необходимо  резюмировать все вышесказанное  и подвести некоторые итоги. Итак:

    1. Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.
    2. “Ядром” сознания, способом его существования является знание.
    3. Формирование сознания связано с возникновением труда.
    4. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.
    5. Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.   
    6. Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.
    7. Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

 

Список  литературы:

 
 
  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1996, 2001  
  2. Бойко А.Н. Проблема бессознательного в философии и конкретных науках. Киев: “Вища Школа”, 1978.
  3. «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский М.: Высшая школа», 2000 г.
  4. Проблема сознания в современной западной философии. М.: Высшая школа,

       2002 г.

  1. История философии в кратком изложении. М.:”Мысль”, 1994.

Информация о работе Сознание, его происхождение и сущность