Современные концепции одарённости

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:36, реферат

Описание работы

Феномену детской одарённости посвящены исследования многих западных и отечественных учёных (Дж. Галахер, А.Танненбаум,Р.Стернберг, Дж.Рензулли, Дж.Фельдхьюсен, А.Пассов, Х.Гарднер, Д.Симонтон, Дж. Фримен, К.Хеллер, А.Зиглер, Г.Трост, К.К.Урбан, Ю.Д.Бабаева, Д.Б.Богоявленская, М.И.Воловикова, В.Н.Дружинин, Л.И.Ларионова, Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкин, В.И.Панов, А.И.Савенков, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков, Е.И.Щебланова, В.С.Юркевич и мн. др.).

Работа содержит 1 файл

Конференция МИ.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

В-четвёртых, данное определение содержит указание на то, что достижения одарённого человека являются результатом деятельности. Вспомним изречение А.М.Горького: «Кто ничего не делает, с тем ничего не станется». Вот почему так важно включать детей в различные виды деятельности: не только учебной, но и практической, художественно-эстетической, духовно-ценностной, коммуникативной. Только так можно создать условия для выявления того или иного дара в ребёнке.

Наконец, в определении  одарённости содержится указание на то, что незаурядность достижений одарённого человека выявляется в сравнении с результатами деятельности   других людей. Действительно, нельзя оценить продукт деятельности, степень его новизны, оригинальности, значимости без сопоставления его с неким эталоном, стандартом, представлением, возникшим на основе среднестатистических данных о том, что уже существует, что посильно человеку со средними способностями. С другой стороны, при сопоставлении продуктов деятельности разных людей следует учитывать возраст авторов: так, при сопоставлении работ, выполненных детьми разного возраста – например, одарённым учеником начальной школы и хорошо обученным старшеклассником – преимущество может оказаться на стороне последнего. 

Конечно, несмотря на высокие  оценки, данные отечественными учёными «Рабочей концепции одарённости», формулировка понятия «одарённость» продолжает дорабатываться. Так, иркутские учёные вместе с Л.И.Ларионовой рассматривают одаренность как «динамическое интегральное личностное образование, включающее интеллектуальный компонент, креативность и духовность как высший уровень развития личности, которое формируется в процессе взаимодействия с социокультурной средой и проявляется в высоких творческих достижениях»

Гениальность

Афанасьева Вера

Гениальность – феномен,   являющийся объектом осмысления философии, психологии, педагогики, медицины, биологии и других наук. Несмотря на совокупные усилия ученых разных областей, он все еще далек от понимания, от окончательного прояснения. Как правило,  гениальность исследуется как  частный, а не общий случай: на отдельных примерах, на конкретных личностях, в особых ситуациях. В самом деле, проявленные гении – большая редкость, и в истории человечества они выделяются как сингулярности, особенности, заметные пики  на фоне усредненного социума.  
Психологические исследования феномена гениальности, как правило,  связывают его не просто с психическими особенностями, а с психическими аномалиями, стоящими на грани с помешательством.  На наш взгляд, этот факт является спорным и не проясняет природу гениальности, хотя восприятие гениальности как аномалии задает направление философского поиска. Остается узнать лишь самое значимое: в чем заключается эта аномалия. Генетические исследования природы гениальности тоже пока не дали достоверных результатов, известно лишь,  что гениальность не передается по наследству,  что она не определяется расовой принадлежностью, не определяется размерами мозга или еще какими-либо физиологическими особенностями.  
Философское осмысление гениальности не  поражает разнообразием, оставаясь, по сути дела, всего на двух почти противоположных позициях: 1) природа гения божественна, сопричастна Абсолюту, единой мыслящей субстанции, гений – Божий дар; 2) появление гения обусловлено  особыми социокультурными условиями, способствующими развитию гениальности и ее проявлениям, гения рождает эпоха. Если первая позиция является постулатом, догматом,  и в принципе не может быть опровергнута, равно как и  доказана, то вторая довольно легко разбивается контр-примерами.   Достаточно вспомнить Ломоносова, Канта, Эйнштейна и многих других гениев,  которые сами рождали эпоху вопреки изначальному окружению.    
Сказанное, однако, не означает, что у гениальности отсутствуют  универсальные свойства, общие для всех известных феноменов гениальности, т.е.   существенные свойства,  составляющие сущность этого явления. Не претендуя на объяснение природы, генезиса гениальности, мы хотим  конкретизировать задачу: прояснить, проговорить, в чем гениальность заключается, как она свершается, как проявляет себя, как бытийствует, то есть решить проблему поиска ее сути, сущности – проблему онтологическую.  
Поскольку известные феномены гениальности весьма разнообразны,  разнородны и порой даже противоречивы, существенные свойства гениальности, на наш взгляд, следует   искать известными универсальными средствами. Мы полагаем, что для этого более всего подходит феноменологическое исследование гениальности как  феномена, обладающего определенным набором характеристик.  Феноменологическое  исследование означает определение тех свойств и качеств познаваемого объекта, которые присущи ему неотъемлемо, т.е. его неизменных и основных свойств,  результатом должно  стать перечисление этих свойств и качеств. Феноменологическое исследование неизбежно приводит к онтологическому,  как считал Э. Гуссерль,  они отличаются лишь "сдвигом точки зрения". Следуя логике феноменологического исследования, выполняя все его этапы, мы можем выделить существенные признаки исследуемого объекта, его существенные свойства и сущностные элементы, а также сущностные отношения между элементами - и неизбежно придем к онтологическим выводам.  
Мы проведем  феноменологическое исследование гениальности с помощью эйдетической вариации, особой разновидности анализа, во время которого объект берется из опыта  и проводится в воображении через возможно широкое разнообразие модификаций. Эта процедура определяется умением видеть и  представлять и позволяет прояснить инвариантные признаки феномена,  т.е. определить, что принадлежит ему существенно, а что - случайно, сводя тем самым исследуемый феномен к совокупности существенных свойств. Эйдетическая вариация  феномена гениальности должна опираться на весь исторический опыт и проводиться методом "от противного", т.е. отсекать несущественные свойства на основании существования любого контр-примера.  Задача исследования в этом случае сводится к  выделению качеств, претендующих на существенные характеристики гениальности и поиску опровергающих примеров. Поскольку природа гениальности до сих пор практически не прояснена, на наш взгляд, подобным образом  следует проверить все значимые антропологические и психологические характеристики. 
Гении существовали во все времена и у всех народов, и это  сразу исключает зависимость гениальности от расы или национальности. Признание особой одаренности отдельных народов разбивается всем ходом всемирной истории, хотя следует признать, что национальные  особенности воспитания и образования могут и должны способствовать проявлению одаренности в отдельных областях человеческой деятельности или, напротив, мешать этим проявлениям. Так, культуры, в которых по религиозным мотивам существует запрет на изображение человека и животных (иудаизм, ислам), не способствуют раскрытию художественной гениальности. Это означает, что гения нельзя воспитать, но можно воспитанием помочь проявлению гениальности. 
Возраст раскрытия гения, по-видимому, тоже не является существенной характеристикой гениальности, и вот почему. Несмотря на то, что одаренность многих гениев бывает очевидна с детства или юности, существует множество примеров "поздних" гениев, например, И.Кант, Ф.Тютчев, В.Гете, Ван Гог, М.Планк и др. Раннее становление гения, как правило, не увеличивает "совокупного продукта" его творчества, "ранние" гении довольно часто терпят творческие и жизненные кризисы, что уменьшает или даже прекращает их творческую деятельность.  "Поздние" гении творят долго и плодотворно, их вклад в культуру стабилен и  не менее значителен.   
Интересной и противоречивой характеристикой исследования является пол. Об этом достаточно сказано, и давно уже считается общеизвестным и принятым, что философская, математическая, естественнонаучная,  техническая гениальность не свойственна женщинам. В самом деле, исторические примеры гениальных женщин в математике, физике, химии, технике  весьма немногочисленны.  Мы полагаем, что подобные обстоятельства в значительной степени обусловлены социокультурными условиями и элементарной физиологией пола. В самом деле, вся система воспитания и образования в европейской культуре (не говоря уже про восточные) устроена таким образом, что до последнего времени даже самые одаренные девочки и девушки не получали достаточного естественнонаучного образования, без которого научный гений просто не может явить себя. Музыкальная, художественная, артистическая, гуманитарная одаренность женщин, казалось бы, не вызывающая сомнений, тоже сильно ограничивается социальными устоями и главной биологической особенностью женщин – материнством. Став матерью, женщина, как правило, теряет необходимую для творчества свободу, желая творить, она должна   отказаться от своей главной  естественной обязанности. Сказанное означает, что опыт женской естественнонаучной "неодаренности" (не хочется писать - бездарности) не является чистым, он опосредован  неблагоприятными для творческого развития женщины социальными и  физиологическими условиями. Поэтому вывод о том, что гениальность связана с полом, т.е. является мужским качеством, представляется неверным. Изменение социальных условий в двадцатом веке существенно изменило женское представительство в  среде очень одаренных людей, что подтверждается и психологическими исследованиями. Известно, например, что средний коэффициент интеллекта  (знаменитый "IQ"), отражающий среди прочего и способность логически мыслить,   у женщин значительно  выше, чем у мужчин.  
 Исследуя роль пола в феномене гениальности, нельзя не сказать и об еще одном  типичном представлении.  Существует мнение, что гениальность связана с гомосексуальностью, и существуют многочисленные  примеры гениев-гомосексуалистов (Микеланджело, О. Уайльд, П.И. Чайковский). Однако считать гомосексуальность существенным свойством гениальности невозможно, поскольку существуют и гораздо большее число примеров гениев, не  обладающих гомосексуальными признаками. Может быть, более уместным при осмыслении феномена гениальности говорить о некоторой "размытости" пола, об обязательном присутствии типично женских черт (таких, как эмоциональность, чрезвычайная впечатлительность) у одаренных мужчин, и мужских  - у женщин; об отсутствии доминирования  типичных черт своего пола у гениальных мужчин и женщин. В самом деле, женщина-гений, как уже говорилось выше, не должна быть слишком озабочена своим женским началом, инстинктом материнства и т.д., мужчина-гений далеко не всегда демонстрирует свою явную мужественность.  Все сказанное еще раз свидетельствует о том, что пол как однозначная антропологическая характеристика не является существенным свойством гениальности, гениальность беспола или "многопола", но не определяется половой принадлежностью.  
Не менее известный тезис о том, что гениальность  означает наличие множества талантов, тоже вызывает сомнения.  Нельзя определить, кто весит больше на  весах общечеловеческой культуры: обладающий множеством талантов гений Леонардо да Винчи или лишь литературный гений Пушкин;  знающий все науки Ломоносов или  практикующийся  только в химии Менделеев.  Бесспорно, таланты гения могут быть многочисленными, но существуют и многочисленные "моноталантливые" гении, вернее, гении,  ярко проявляющие выдающиеся способности лишь в одном виде деятельности. По-видимому, наличие множества талантов не является существенным признаком гения, и эту характеристику следует отклонить.  
Мы позволим себе высказать следующую гипотезу. В настоящее время существует синергетическое представление, согласно которому процессы, происходящие  в человеческом сознании, можно представить как процессы самоорганизации определенных ментальных структур.   С этой точки зрения человеческая мысль есть упорядоченная структура, возникающая из хаоса впечатлений, эмоций, представлений,  мыслительных "заготовок".  Мы полагаем, что мозг обычного человека работает в упорядоченном, предсказуемом режиме, мозг гения – в режиме детерминированного хаоса.  Детерминированный хаос  соответствует особому типу состояния системы, в котором развитие последней  происходит чрезвычайно сложным, непредсказуемом образом, но зато реализуются многочисленные свободы, возникает множество возможностей, оптимально соотнесены энергетические параметры, велики амплитуды,   максимальным является коэффициент полезного действия.  Подобные режимы возникают в нелинейных системах, на определенных этапах их развития  и однозначно свидетельствуют о генерации, появлении,  сложных структур. Если мозг обычного человека рождает упорядоченные структуры, то мозг  гения -  неупорядоченные, непредсказуемые, невероятные, ни на что не похожие, сильно отклоненные от средних значений, задаваемых общественными стереотипами, образцами, эталонами. Средний человек не способен создать того, что сильно отличалось бы от привычного, гений создает нечто, что значительно превосходит среднее, а значит, является в принципе новым, и делает это  часто. 
Сказанное позволяет нам найти единственную, на наш взгляд, универсальную, существенную характеристику гениальности – уникальную, аномальную, существенно превосходящую среднюю способность генерировать, создавать новое, творить. Таким образом, существенным свойством гениальности является уникальная (аномальная) способность  к творчеству. Творчество – особый процесс, и заблуждением является представление о том, что творит всякий, кто делает что-то. Творить означает не просто делать,  а создавать то, чего не было до сих пор: неповторимые теории,  этические теории, произведения искусства, манеры исполнения и т.д. Гений - всегда творец.  
Проведенный нами  анализ не претендует на окончательные выводы, как любое  феноменологическое  исследование он в принципе является субъективной процедурой, и его достоверность может и должна подкрепляться процедурами интерсубъективными: публикацией, продумыванием другими, критикой. Однако мы полагаем, что проделанная нами эйдетическая вариация  отсекла несущественные черты гениальности и определила направление дальнейшего философского поиска в осмыслении этого столь значимого и загадочного феномена.

Гениальность

Среди многих не решенных до сих пор проблем тайны разума существует столь важная, как проблема гениальности. Откуда она, и что это  такое, каковы причины ее исключительной редкости? Действительно ли это подарок  богов? И если это так, то почему такие подарки даются одному, тогда как тупость, или даже идиотство удел другого? Гениальность, по определению Колриджа, это по крайней мере с внешней стороны способность роста; но для внутренней интуиции человека существует вопрос, является ли гениальность сверхнормальной способностью ума, который развивается и крепнет, или же физического мозга, то есть его носителя, который, благодаря некоему таинственному процессу, становится все лучше приспособленным к восприятию и проявлению внутренней и божественной природы сверх-души человека.

Великий Гений, если он является истинным и прирожденным гением, а  не просто результатом патологической экспансии нашего человеческого  интеллекта, никогда не копирует кого-то, никогда не опускается до имитации, он всегда будет оригинальным, в своих творческих импульсах и их реализации. Используя популярное выражение, можно сказать, что врожденная гениальность, подобно убийству, рано или поздно раскрывается, и чем больше она будет подвергаться угнетению и противодействию, тем больше будет поток света, вызванный ее внезапным проявлением.

Гениальность - это редкое явление. Лафатер подсчитал, что  отношение количества гениев (в целом) к обычным людям примерно один к миллиону; но то же в отношении  гения без тиранства, без претензий, который судит слабого беспристрастно, начальствующего человечно, и обоих по справедливости, таких найдется один на десять миллионов

Даже гениальность - эта  единственная державная власть, принадлежащая  человеку, пред которой не краснея  можно преклонить колена, - даже ее многие психиатры поставили на одном уровне с наклонностью к преступлениям, даже в ней они видят только одну из тератологических (уродливых) форм человеческого ума, одну из разновидностей сумасшествия. И заметьте, что подобную профанацию, подобное кощунство позволяют себе не одни лишь врачи и не исключительно только в наше скептическое время.

Еще Аристотель, этот великий  родоначальник и учитель всех философов, заметил, что под влиянием приливов крови к голове многие индивидуумы  делаются поэтами, пророками или прорицателями и что Марк Сиракузский писал довольно хорошие стихи, пока был маньяком, но, выздоровев, совершено утратил эту способность.

Он же говорит в  другом месте: Замечено, что знаменитые поэты, политики и художники были частью меланхолики и помешанные, частью - мизантропы, как Беллерофонт. Даже и в настоящее время мы видим то же самое в Сократе, Эмпедокле, Платоне и других, и всего сильнее в поэтах. Люди с холодной, изобильной кровью (букв. желчь) бывают робки и ограниченны, а люди с горячей кровью - подвижны, остроумны и болтливы.

Платон утверждает, что  бред совсем не есть болезнь, а, напротив, величайшее из благ, даруемых нам богами; под влиянием бреда дельфийские  и додонские прорицательницы  оказали тысячи услуг гражданам Греции, тогда как в обыкновенном состоянии они приносили мало пользы или же совсем оказывались бесполезными.

Феликс Платер утверждает, что знал многих людей, которые, отличаясь  замечательным талантом в разных искусствах, в то же время были помешанными. Помешательство их выражалось нелепой страстью к похвалам, а также странными и неприличными поступками.

Исключительные особенности  гениальных людей

В бурной и тревожной  жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое  сходство с помешанными, и в психической деятельности тех и других есть немало общих черт, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие.

Правда, в числе гениальных людей были и есть помешанные, точно  так же, как и между этими  последними бывали субъекты, у которых болезнь вызывала проблески гения; но вывести из этого заключение, что все гениальные личности непременно должны быть помешанными, значило бы впасть в громадное заблуждение и повторить, только в ином смысле, ошибочный вывод дикарей, считающих боговдохновенными людьми всех сумасшедших.

Если бы гениальность всегда сопровождалась сумасшествием, то как объяснить себе, что Галилей, Кеплер, Колумб, Вольтер, Наполеон, Микеланджело, Кавур, люди несомненно гениальные и  притом подвергавшиеся в течение своей жизни самым тяжелым испытаниям, ни разу не обнаруживали признаков умопомешательства?

Кроме того, гениальность проявляется обыкновенно гораздо  раньше сумасшествия, которое по большей  части достигает максимального  развития лишь после 35-летнего возраста, тогда как гениальность обнаруживается еще с детства, а в молодые годы является уже с полной силой: Александр Македонский был на вершине своей славы в 20 лет, Карл Великий - в 30 лет, Бонапарт - в 26 .

Далее, между тем как  сумасшествие чаще всех других болезней передается по наследству и притом усиливается с каждым новым поколением, так что краткий припадок бреда, случившийся с предком, переходит у потомка уже в настоящее безумие, гениальность почти всегда умирает вместе с гениальным человеком, и наследственные гениальные способности, особенно у нескольких поколений, составляют редкое исключение. Кроме того, следует заметить, что они передаются чаще потомкам мужского, чем женского пола, тогда как умопомешательство признает полную равноправность обоих полов. Положим, гений тоже может заблуждаться, положим, и он всегда отличается оригинальностью; но ни заблуждение, ни оригинальность никогда не доходят у него до полного противоречия с самим собою или до очевидного абсурда, что так часто случается с помешанными.

Гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти -- вообще главных качеств  гения. И остаются они по большей  части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера. Возможно ли сравнивать их с теми великими гениями, которые спокойно и с сознанием собственных сил неуклонно следовали по раз избранному пути к своей высокой цели, не падая духом в несчастиях и не позволяя себе увлечься какой бы то ни было страстью!

Таковы были: Спиноза, Бэкон, Галилей, Данте, Вольтер, Колумб, Макиавелли, Микеланджело. Все они  отличались сильным, но гармоничным  развитием черепа, что доказывало силу их мыслительных способностей, сдерживаемых могучей волей, но ни в одном из них любовь к истине и к красоте не заглушила любви к семье и отечеству. Они никогда не изменяли своим убеждениям и не делались ренегатами, они не уклонялись от своей цели, не бросали раз начатого дела. Сколько настойчивости, энергии, такта выказывали они при выполнении задуманных ими предприятий и какой умеренностью, каким цельным характером отличались в своей жизни!

Единственная, излюбленная  идея, составлявшая цель и счастье их жизни, всецело овладевала этими великими умами и как бы служила для них путеводной звездой. Для осуществления своей задачи они не щадили никаких усилий, не останавливались ни перед какими препятствиями, всегда оставаясь ясными, спокойными. Ошибки их слишком немногочисленны, чтобы на них стоило указывать, да и те нередко носят такой характер, что у обыкновенных людей они сошли бы за настоящие открытия. Между гениальными людьми встречаются помешанные и между сумасшедшими - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности.

Ломброзо, Чезаре


итал. Cesare Lombroso) (6 ноября 1835, Верона, Италия — 19 октября1909, Турин, Италия) — итальянский тюремный врач-психиатр, родоначальник антропологического направления в криминологии и уголовном праве, основной мыслью которого стала идея о прирождённом преступнике. С 1862 г. профессор Павийского университета, с 1896 г. профессор Туринского университета. Главная заслуга в криминологии Ломброзо заключается в том, что он сместил акцент изучения с преступления как деяния на человека — преступника.

]«Гениальность и помешательство»

В 1863 году итальянский  психиатр Чезаре Ломброзо издает свою книгу «Гениальность и помешательство» (русский перевод К. Тетюшиновой, 1885), в которой проводит параллель между великими людьми и помешанными. Вот что пишет сам автор в предисловии книги: «Когда, много лет тому назад, находясь как бы под влиянием экстаза, во время которого мне точно в зеркале с полной очевидностью представлялись соотношения между гениальностью и помешательством, я в 12 дней написал первые главы этой книги, то, признаюсь, даже мне самому не было ясно, к каким серьезным практическим выводам может привести созданная мною теория. …»

В своей работе Ч. Ломброзо пишет о физическом сходстве гениальных людей с помешанными, о влиянии различных явлений (атмосферных, наследственности и др.) на гениальность и помешательство, приводит примеры, многочисленные свидетельства медицинского характера о наличии у ряда писателей психических отклонений, а также описывает специальные особенности гениальных людей, страдавших в то же время и помешательством.

Эти особенности заключаются  в следующем:

  • 1. Некоторые из таких людей обнаруживали неестественное, слишком раннее развитие гениальных способностей. Так, например,Ампер в 13 лет уже был хорошим математиком, а Паскаль в 10 лет придумал теорию акустики, основываясь на звуках, производимых тарелками, когда их расставляют на стол.
  • 2. Многие из них чрезвычайно злоупотребляли наркотическими веществами и спиртными напитками. Так, Галлер поглощал громадное количество опия, а, например, Руссо — кофе.
  • 3. Многие не чувствовали потребности работать спокойно в тиши своего кабинета, а как будто не могли усидеть на одном месте и должны были постоянно путешествовать.
  • 4. Не менее часто меняли они также и свои профессии и специальности, точно мощный гений их не мог удовольствоваться одной какой-нибудь наукой и вполне в ней выразиться.
  • 5. Подобные сильные, увлекающиеся умы страстно предаются науке и с жадностью берутся за разрешение труднейших вопросов, как наиболее подходящих, может быть, для их болезненно-возбужденной энергии. В каждой науке они умеют уловить новые выдающиеся черты и на основании их строят нелепые иногда выводы.
  • 6. У всех гениев есть свой особый стиль, страстный, трепещущий, колоритный, отличающий их от других здоровых писателей и свойственный им, может быть, именно потому, что он вырабатывается под влиянием психоза. Положение это подтверждается и собственным признанием таких гениев, что все они по окончании экстаза не способны не только сочинять, но и мыслить.
  • 7. Почти все они глубоко страдали от религиозных сомнений, которые невольно представлялись их уму, между тем как робкая совесть заставляла считать такие сомнения преступлениями. Например, Галлер писал в своем дневнике: «Боже мой! Пошли мне хотя бы одну каплю веры; разум мой верит в тебя, но сердце не разделяет этой веры — вот в чем мое преступление».
  • 8. Главные признаки ненормальности этих великих людей выражаются уже в самом строении их устной и письменной речи, в не логических выводах, в нелепых противоречиях. Разве Сократ, гениальный мыслитель, предугадавший христианскую мораль и еврейский монотеизм, не был сумасшедшим, когда руководствовался в своих поступках голосом и указаниями своего воображаемого Гения или даже просто чиханьем?
  • 9. Почти все гении придавали большое значение своим сновидениям.
  • В заключении своей книги Ч. Ломброзо, однако, говорит о том, что на основании вышеизложенного нельзя прийти к заключению, что гениальность вообще есть не что иное как умопомешательство. Правда в бурной и тревожной жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют сходство с помешанными, и в психической деятельности и других есть немало общих черт — например, усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и сильная рассеянность, злоупотребление спиртными напитками и громадное тщеславие. Между гениальными людьми есть помешанные, и между сумасшедшими — гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства.

Информация о работе Современные концепции одарённости