Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 01:37, реферат
Целью настоящей работы является исследование современной философии.
В связи с поставленной целью можно формулировать следующие задачи исследования:
- сформулировать понятие философии, ее функций в современном мире и формах;
- рассмотреть предмет и разделы философии;
- выделить современные направления философии.
Введение
1. Понятие, функции философии и формы философской деятельности
1.1 Понятие философии
1.2 Функции философии
1.3 Формы философской деятельности
2. Предмет и разделы философии
2.1 Предмет философии
2.2 Разделы философии
3. Современная философия
Заключение
Список литературы
Сциентизм (от лат. scientia - наука} - философско-мировоззренческая ориентация, связанная с обоснованием способности науки решить все социальные проблемы. Сциентизм лежит в основе многочисленных теорий и концепций технологического детерминизма ("революции ученых", "революции управляющих", "индустриального общества", "постиндустриального общества", "микроэлектронной революции", "технотронного общества", "информационного общества" и др.), концепций неопозитивизма (прежде всего философии науки).
Антисциентизм
не отрицает силы воздействия науки
на общественную жизнь и человека.
Однако это влияние истолковывается
им как негативное, разрушительное.
Антисциентизм подвергает пересмотру
такие понятия, как истина, рациональность,
социальное согласие и др. На основе
антисциентизма сближаются экзистенциализм,
франкфуртская социально-
Эти
два важнейших направления
Рационализм и иррационализм в XX столетии предстают как философское осмысление важнейших средств познания мира, управления человеческой деятельностью и воздействия на развитие общества.
Рационализм
XX в. представлен неогегельянством:
английскими философами Ф.Г. Брэдли
(1846-1924), Р.Дж. Коллингвудом (1889- 1943); американским
философом Д.Ройсом (1855-1916); итальянскими
философами Б.Кроче (1866- 1952) и Дж.Джентиле
(1875-1944) и др.; неорационализмом: французским
философом Г.Башляром (1884-1962); швейцарскими
философами - математиком Ф.Гонсетиом
(1890-1975) и психологом и логиком
Ж.Пиаже (1896-1980); рациовитализмом: испанским
философом Х.Ортега-и-Гассепюм (1883- 1955);
лингвистической
Неогегельянство - рационалистическое направление в философии идеалистического толка конца XIX - первой трети XX столетия. Оно представляет собой интерпретации философии Г.В.Ф. Гегеля в духе новых философских идей: разложения с помощью диалектики "чувственности" и "вещественности" для достижения некой "внеэмпирической" реальности; соединение гегелевского учения об абсолютной идее с рассмотрением индивидуальности и свободы личности, интерпретацией исторического процесса и др. Переосмысление гегелевской философии с точки зрения историзма осуществляют Б.Кроче, Дж.Джентиле, Дж.Коллигвуд. Для Робина Джорджа Коллингву-да кризис современной ему западной цивилизации есть следствие отказа от веры в разум как основы организации всей социальной жизни.
Неореализм
- другое течение рационалистического
направления философской мысли
первой половины XX в. Для представителей
этого течения реальность открывается
в понятиях теоретического научного
мышления. При этом математика - это
высшее дедуктивное, интеграционное знание,
содействующее творческому
Рациовитализм - появился как результат критики рационализма, прежде всего декартовского, философией Нового времени. Х.Ортега-и-Гассет не принимает рационализма Р.Декарта, ибо в философии последнего человек только познающий, но не живущий, а поэтому многие проявления бытия человека у Декарта остались за пределами исследования.
Ортега-и-Гассет претендует на открытие и обоснование новой роли разума, позволяющей понять единство человека с миром. И мир этот - не только внешний мир межиндивидуальных отношений, но и внутренний, личностный мир, в основе которого лежит свободный индивидуальный выбор.
Иррационализм XX в. представлен "философией жизни" Ф.Ницше (1844-1900), В.Дильтея (1833-1911), Г.Зиммеля (1858-1918), А.Бергсона (1859-1941); психоаналитической философией З.Фрейда (1856-1939), К.Г. Юнга (1875-1961), А.Адлера (1870- 1937), К.Хорни (1885-1952), Э.Фромма (1900-1980); экзистенциализмом, о котором речь пойдет ниже.
Немецкий
философ Вильгельм Дильтей
Французский философ, лауреат Нобелевской премии (получил премию за стиль своих философских сочинений) Анри Бергсон исследовал такие феномены, как длительность, жизненный порыв, поток сознания, воспоминание о настоящем, творческая эволюция. Каждое из опубликованных А.Бергсоном произведений - "Опыт о непосредственных данных сознания", "Материя и память", "Введение в метафизику", "Творческая эволюция", "Два источника морали и религии" - становилось событием европейской интеллектуальной жизни. Центральные понятия его философии - "чистая длительность" как истинное, конкретное время и "неинтеллектуальная интуиция" как подлинный философский метод. Длительность предполагает постоянное творчество новых форм, взаимопроникновение прошлого и настоящего, непредсказуемость будущих состояний, свободу. Познание длительности доступно лишь интуиции.
Последние
полтора десятилетия
Одним
из первых философов постмодернизма
является французский философ Жан
Франсуа Лиотар (р. 1924). Всвоей книге
"Состояние постмодерна" (1979) он
объясняет феномен постмодерна
как не только философский, но в целом
культурологический, как своего рода
реакцию на универсалистское видение
мира в модернистской философии,
социологии, религиоведении, искусстве
и т.д. Ж.Ф. Лиотар, так же как и
Ю.Хабермас, видит отличие
Американский философ Ричард Рорти (р. 1931), профессор университета в Вирджинии, известен своим проектом "деструкции" всей предшествующей философии. По его мнению, вся до сих пор существовавшая философия искажала личностное бытие человека, ибо лишала его творчества. Прежней философии не хватало гуманитарности, считает Р.Рорти. Он в своем учении соединяет прагматизм с аналитической философией, утверждая, что предметом философского анализа должны быть социум и формы человеческого опыта. Рорти, таким образом, толкует философию как "голос в разговоре человечества", картину всеобщей связи, посредницу во взаимопонимании людей. Для него социум - общение людей и ничего больше... В социуме главное - интересы личности, "собеседника".
Можно сказать, что постмодернизм представляет собой реакцию на изменение места культуры в обществе: на сдвиги, происходящие в искусстве, религии, морали в связи с новейшей техникой постиндустриального общества. Постмодернизм настаивает на гуманитаризации, антропологизации философского знания.
Сегодня в нашей стране, да и в других странах рождается новый тип материалистической философии, ориентированный на материалистическое понимание истории, обращенное к личности, жизненному миру человека, решению проблем материального и духовного, природного и общественного, индивидуального и социального, объективного и субъективного, личностного и коллективного.
Сам
термин "философия" всегда имел славу
термина, с трудом поддающегося определению
из-за подчас фундаментального разрыва
между философскими дисциплинами и
используемыми в философии
Современные
западные источники дают гораздо
более осторожные определения, например:
"философией является учение о наиболее
фундаментальных и общих
Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др.,
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
мировоззренческую,
методологическую, мыслительно-теоретическую,
гносеологическую, критическую, аксиологическую,
социальную, воспитательно-гуманитарную,
прогностическую функции
Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.
"Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?"
"Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?"
Существует три главных раздела философии: методология, метафизика и теория ценностей. Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более чем к одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.
Современная философия представляет собой сложное духовное образование. Ее плюрализм расширился и обогатился как за счет дальнейшего развития науки и практики, так и за счет развития самой философской мысли в предшествующие столетия.
Она
предстает в различных
Сегодня
в нашей стране, да и в других
странах рождается новый тип
материалистической философии, ориентированный
на материалистическое понимание истории,
обращенное к личности, жизненному
миру человека, решению проблем материального
и духовного, природного и общественного,
индивидуального и социального,
объективного и субъективного, личностного
и коллективного.
Список литературы