Автор: s*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 06:54, реферат
1.Причины возникновения вопроса о
соотношении веры и знания в средневековой философии.
2.Динамика развития вопроса о
соотношении веры и знания в средневековой схоластике.
3.Взгляды Эразма Роттердамского на
соотношение веры и знания.
4.Взгляды Эразма на соотношение веры и
знания и современная Эразму схоластика.
5.Некоторые работы Эразма, освещающие
его взгляды на соотношение веры и знания.
неприязнь его носителей к наукам и образованности и соответственно их
невежественность» [18] .
Античные наука и искусство отвергались ими. В качестве основания такого
отвержения выдвигались тезисы о том, что творцами достижений античной
цивилизации были язычники, не знающие христианства, а также о том, что
основатели
христианской веры не были философами, математиками или поэтами, не обучались ни
школах стоиков, ни в платоновской Академии. В «Книге антиварваров» Эразм
отстаивает античное знание. Возражая против позиции схоластов, Эразм ссылается
на преемственность материальных культур античной цивилизации и цивилизации
христианской. Он говорит о том, что «знание арифметики, геометрии и астрономии,
углубление в природу вообще(физика) необходимы для понимания Священного
писания, изобилующего названиями животных, трав и минералов». [19] Эразм
указывает на то, большинство отцов церкви знали произведения языческих
философов, даже если и отвергали их идеи. Так, он ссылается на авторитет
Августина,
который признавал все науки – диалектику, риторику, физику, историю и другие,
исключая только
те, которые он считал суеверными.
Вопросы веры и
знания затрагивались Эразмом и в уже упоминавшемся ранее «Оружии христианского
воина».
Позже, о
значении знания и просвещенности для веры говорит он и в «Диатрибе, или
Рассуждении о свободе воли». Вступая в полемику с Лютером, он указывает на
неверность лютеровских рассуждений о достаточности духа (веры)
для понимания Писания : «….Если при толковании его
(Писания) придавать
какое-то значение уму и
что-нибудь острее и проницательнее, чем ум греков ? … Зачем нужен толкователь,
если Писание совершенно ясно ? Если оно так ясно, то почему
здесь пребывают в слепоте выдающиеся мужи всех веков… Если бы в Писании не было
никакого тумана то зачем нужно было пророчествовать в апостольские времена ? …»
«…Предположим, что именно тот, в ком есть дух, верно понимает смысл Писания, но
как он меня уверит, что он понимает ? … Что мне делать, если
многие люди предлагают разные смыслы и каждый клянется, что в нем есть дух ?!…
» «…Кто может поверить, что в
течение более тысячи трехсот лет Он (Христос) … не увидал не одного, достойного
дарования духа…» [20]
P.S. Интересен
тот факт, что идея необходимости знания для веры воплотилась не только в
работах Эразма, но и в его реальной жизни. Известно, что в период Реформации
католическая церковь пыталась привлечь его на свою сторону, воспользоваться его
знаниями и огромным авторитетом. (Сам Папа обратился к нему с призывом :
«Выступи
в поддержку дела Божьего! Употреби во славу Божию свой дивный дар! Подумай, что
от тебя зависит с Божьей помощью вернуть на путь истинный большую часть тех,
кого соблазнил Лютер, укрепить тех, кто еще не отпал, и предостеречь близких к
падению». [21] )
Использованная литература и
источники :
1.Валла Л. Об истинном и
ложном благе. О
свободе воли. - М. : Наука, 1989.
2.Грановский Т.Н. Лекции по
истории Средневековья.
- М. : Наука, 1986.
3. Жильсон Э.Философ и теология. – Интернет :
Http://dali.orgland.ru/tcd/
4. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от
истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. Средневековье. - СПб. : ТОО ТК
«Петрополис», 1995.
5. Соколов В.В. Европейская
философия XV-XVII веков.
- М. : Выс. школа, 1996.
6.Соколов В.В. Философское
дело Эразма из Роттердама// Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.
: Наука,
1986.
7.Цвейг С. Триумф
и трагедия Эразма
Соб. соч. : В 4-х т. Т.4. - М. : Худож.лит.,
1982-1984.
8.Эразм Роттердамский.
Философские произведения.
- М. : Наука, 1986.
9. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. - М. : Сов.Россия, 1991.
[1] Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х
т.
Т.2. Средневековье. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1995. - С.137.
[2] Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х
т.
Т.2. Средневековье. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1995. - С.90.
[3] Жильсон
Э. Философ и теология. Глава V.
Обретенная теология.
- Интернет. Http://dali.orgland.ru/tcd/
[4] Там же.
[5] Цит . по : Реале Дж. и Антисери Д. Западная
философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. . Средневековье. - СПб. : ТОО
ТК «Петрополис», 1995. – С.160.
[6] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина//Философские произведения.
- М. : Наука 1986 . - С. 98 – 99.
[7] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина//Философские произведения.
- М. : Наука 1986 . - С.101, 103, 105.
[8] Там же. - С.101.
[9] Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -
М. : Выс.школа, 1996. - С.75.
[10] Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама// Эразм Роттердамский.
Философские произведения. - М. : Наука, 1986. - С. 33.
[11] Цвейг С. Триумф
и трагедия Эразма
4-х т.
Т.4. - М., Худож.лит., 1982-1984. - С.48.
[12] См. : Соколов В.В.
Философское дело Эразма из Роттердама// Эразм Роттердамский. Философские
произведения.
- М. : Наука, 1986. - С. 28 и 24.
[13] Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. - М. : Сов.Россия, 1991. -
С.108-109.
[14] Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. -
М. : Выс.школа,
1996. - С.77.
[15] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина//Философские произведения.
- М. : Наука, 1986. - С.103 , 184.
[16] Цвейг С. Триумф
и трагедия Эразма
- М. : Худож.лит., 1982-1984. -
С.90.
[17] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина//Философские произведения.
- М. : Наука, 1986 . -
С.144-145.
[18] В.В.Соколов. Философское дело Эразма из Роттердама// Эразм Роттердамский.
Философские произведения. - М. : Наука,
1986. - С. 30.
[19] Там же. -
С.27.
[20] Эразм
Роттердамский. Философские произведения. - М. : Наука, 1986. - С.226,
228, 229.
[21] Цвейг С. Триумф
и трагедия Эразма
- М. : Худож.лит., 1982-1984. - С.90.
Информация о работе Соотношение веры и знания. Эразм Роттердамский