Соотношение веры и знания. Эразм Роттердамский

Автор: s*********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 06:54, реферат

Описание работы

1.Причины возникновения вопроса о
соотношении веры и знания в средневековой философии.
2.Динамика развития вопроса о
соотношении веры и знания в средневековой схоластике.
3.Взгляды Эразма Роттердамского на
соотношение веры и знания.
4.Взгляды Эразма на соотношение веры и
знания и современная Эразму схоластика.
5.Некоторые работы Эразма, освещающие
его взгляды на соотношение веры и знания.

Работа содержит 1 файл

соотношение веры и знания.Эразм Воттердамский 7.docx

— 37.58 Кб (Скачать)

неприязнь его  носителей к наукам и образованности и соответственно их

невежественность» [18] .

Античные наука и искусство отвергались ими. В качестве основания такого

отвержения выдвигались  тезисы о том, что творцами достижений античной

цивилизации были язычники, не знающие христианства, а также о том, что

основатели

христианской веры не были философами, математиками или  поэтами, не обучались ни

школах стоиков, ни в платоновской Академии. В «Книге антиварваров» Эразм

отстаивает античное знание. Возражая против позиции схоластов, Эразм ссылается

на преемственность  материальных культур античной цивилизации  и цивилизации

христианской. Он говорит о том, что «знание  арифметики, геометрии и астрономии,

углубление в  природу вообще(физика) необходимы для понимания Священного

писания, изобилующего названиями животных, трав и минералов». [19] Эразм

указывает на то, большинство  отцов церкви знали произведения языческих

философов, даже если и отвергали их идеи. Так, он ссылается  на авторитет

Августина,

который признавал все науки – диалектику, риторику, физику, историю и другие,

исключая только те, которые он считал суеверными.  

Вопросы веры и

знания затрагивались  Эразмом и в уже упоминавшемся  ранее «Оружии христианского

воина».  

Позже, о

значении знания и просвещенности для веры говорит он и в «Диатрибе, или

Рассуждении о свободе воли». Вступая в полемику с Лютером, он указывает на

неверность лютеровских рассуждений о достаточности духа (веры)

для понимания  Писания : «….Если при толковании его

(Писания) придавать  какое-то значение уму и просвещенности, то существует ли

что-нибудь острее и проницательнее, чем ум греков ? … Зачем нужен толкователь,

если Писание  совершенно ясно ? Если оно так ясно, то почему

здесь пребывают  в слепоте выдающиеся мужи всех веков… Если бы в Писании не было

никакого тумана то зачем нужно было пророчествовать  в апостольские времена ? …»

«…Предположим, что  именно тот, в ком есть дух, верно понимает смысл Писания, но

как он меня уверит, что он понимает ? … Что мне делать, если

многие люди предлагают разные смыслы и каждый клянется, что  в нем есть дух ?!…

» «…Кто может  поверить, что в

течение более  тысячи трехсот лет Он (Христос) … не увидал не одного, достойного

дарования духа…» [20]

P.S. Интересен

тот факт, что идея необходимости знания для веры воплотилась  не только в

работах Эразма, но и в его реальной жизни. Известно, что в период Реформации

католическая церковь  пыталась привлечь его на свою сторону, воспользоваться его

знаниями и огромным авторитетом. (Сам Папа обратился  к нему с призывом :

«Выступи

в поддержку дела Божьего! Употреби во славу Божию  свой дивный дар! Подумай, что

от тебя зависит  с Божьей помощью вернуть на путь истинный большую часть тех,

кого соблазнил  Лютер, укрепить тех, кто еще не отпал, и предостеречь близких к

падению». [21] )

Использованная  литература и

источники :

1.Валла Л. Об  истинном и

ложном благе. О свободе воли. - М. : Наука, 1989.  

2.Грановский Т.Н.  Лекции по

истории Средневековья. - М. : Наука, 1986.  

3. Жильсон Э.Философ и теология. – Интернет :

Http://dali.orgland.ru/tcd/textr/phil_rel/02/  

4. Реале Дж. и  Антисери Д. Западная философия от

истоков до наших  дней. В 4-х т. Т.2. Средневековье. - СПб. : ТОО ТК

«Петрополис», 1995.  

5. Соколов В.В.  Европейская

философия XV-XVII веков. - М. : Выс. школа, 1996.  

6.Соколов В.В.  Философское

дело Эразма из Роттердама// Эразм Роттердамский. Философские произведения. - М.

: Наука,

1986.  

7.Цвейг С. Триумф  и трагедия Эразма Роттердамского//

Соб. соч. : В 4-х т. Т.4. - М. : Худож.лит.,

1982-1984.    

8.Эразм Роттердамский.

Философские произведения. - М. : Наука, 1986.  

9. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. - М. : Сов.Россия, 1991.

[1] Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х

т.

Т.2. Средневековье. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1995. - С.137.

[2] Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х

т.

Т.2. Средневековье. - СПб. : ТОО ТК «Петрополис», 1995. - С.90.

[3] Жильсон

Э. Философ и  теология. Глава V.

Обретенная теология. - Интернет. Http://dali.orgland.ru/tcd/textr/phil_rel/02/.

[4] Там же.

[5] Цит . по : Реале Дж. и Антисери Д. Западная

философия от истоков  до наших дней. В 4-х т. Т.2. . Средневековье. - СПб. : ТОО

ТК «Петрополис», 1995. – С.160.

[6] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина//Философские произведения.

- М. : Наука 1986 . - С. 98 – 99.

[7] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина//Философские произведения.

- М. : Наука 1986 . - С.101, 103, 105.

[8] Там же. - С.101.

[9] Соколов В.В.  Европейская философия XV-XVII веков. -

М. : Выс.школа, 1996. - С.75.

[10] Соколов В.В.  Философское дело Эразма из  Роттердама// Эразм Роттердамский.

Философские произведения. - М. : Наука, 1986. - С. 33.

[11] Цвейг С. Триумф  и трагедия Эразма Роттердамского// Собрание сочинений. В

4-х т.

Т.4. - М., Худож.лит., 1982-1984. - С.48.  

[12] См. : Соколов В.В.

Философское дело Эразма из Роттердама// Эразм Роттердамский. Философские

произведения.

- М. : Наука, 1986. - С. 28 и 24.

[13] Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. - М. : Сов.Россия, 1991. -

С.108-109.

[14] Соколов В.В.  Европейская философия XV-XVII веков. -

М. : Выс.школа,

1996. - С.77.

[15] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина//Философские произведения.

- М. : Наука, 1986. - С.103 , 184.

[16] Цвейг С. Триумф  и трагедия Эразма Роттердамского// Соб. соч. В 4-х т. Т.4.

- М. : Худож.лит., 1982-1984. -

С.90.

[17] Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина//Философские произведения.

- М. : Наука, 1986 . -  

С.144-145.

[18] В.В.Соколов.  Философское дело Эразма из  Роттердама// Эразм Роттердамский.

Философские произведения. - М. : Наука,

1986. - С. 30.

[19] Там же. -

С.27.

[20] Эразм

Роттердамский. Философские произведения. - М. : Наука, 1986. - С.226,

228, 229.

[21] Цвейг С. Триумф  и трагедия Эразма Роттердамского// Соб. соч. В 4-х т. Т.4.

- М. : Худож.лит., 1982-1984. - С.90.

Информация о работе Соотношение веры и знания. Эразм Роттердамский