Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 15:22, реферат
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770--1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г.
Система и метод философии Гегеля 2
Философская система 3
Философия природы. 9
Философия духа. 10
Диалектический метод 12
Соотношение системы и метода в философии Гегеля …………………………..13
Список литературы. 15
«Философия духа» -- труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалектике исторического развития.
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе». Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.
Что же касается философии истории, то она у Гегеля носит телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, в первую очередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзятость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, монархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Гегелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либеральном духе.
События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира». Однако подавляющее число народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не повезло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое».
Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, религия и философия. И не какая-нибудь, а философия самого Гегеля. Именно в ней нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия -- «единственная», «абсолютная», «философия вообще».
Иронизируя
по поводу подобных притязаний, Л.Фейербах
замечал: «Но как бы остроумен ни был этот
автор, он все же с места в карьер действует
некритически, не ставя себе вопроса: возможно
ли вообще, чтобы род абсолютного осуществился
в одном художнике, а философия в одном
философе».
Как уже говорилось, в философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система -- это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят
произвольный, искусственный характер. Например, последняя
триада в системе: искусство -- религия -- философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия
есть синтез, единство искусства и религии -- эта задача осталась
неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает
эту конструкцию.
Фейербах,
Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили
внимание на противоречие между методом
и системой в философии Гегеля. Сам дух
диалектического метода противоречит
формализованной консервативной системе.
Это противоречие нельзя отнести к числу
диалектических, это противоречие доктрины,
которое запрещается как формальной, так
и диалектической логикой. У Гегеля получается
парадоксальная картина: диалектика с
ее борьбой противоположностей, духовный
и исторический прогресс фактически обращены
в прошлое. Им нет места ни в настоящем,
ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса
достигнута. Диалектический метод не может
для Гегеля служить орудием критического
осмысления и преобразования действительности.
Чтобы он стал таковым, надо отбросить
консервативную систему гегелевской философии.
И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Идеалистическая диалектика была заменена
диалектикой материалистической.
Соотношение
системы и метода в философии Гегеля
Георг
Вильгельм Фридрих Гегель глубоко и всесторонне
переработал идеи своих предшественников
и создал целостную систему идеалистической
диалектики. В отличие от Шеллинга, широка
использовавшего в своей философской
системе элементы иррационализма, диалектика
Гегеля носит ярко выраженный рационалистический
характер, задумана как наука, основанная
на логике, определенной системе понятий,
разуме. Альфой и омегой гегелевской философии,
ее общим пафосом является провозглашение
разумности мира, его рациональности:
«что разумно, то действительно; и что
действительно, то разумно». Абсолютное
тождество бытия и мышления -- главный
системообразующий принцип в философии
Гегеля, который последовательно развивается,
конкретизируется при рассмотрении логики,
природы, мышления (духа). В качестве первоосновы
мира выступает «Абсолют» (синонимы: «мировой
разум», «мировой дух», «абсолютная идея»)
-- некая без личностная, вневременная,
творческая сила, заключающая в себе необходимость
развития природы, общества и познания.
Она внутренне (имманентно) присуща бесконечным
проявлениям материального и духовного,
объективного и субъективного, составляет
их скрытую сущность и обуславливает все
более полное проявление их тождества
в процессе развития. Абсолютная идея
есть субстанция, составляющая сущность
и первооснову всех вещей. Развитие понимается
как процесс самопознания абсолютной
идеи самой себя. Если отождествить «Абсолют»
со всеобщей закономерностью, гармонией
мира, то развитие означает рост самопознания
природы, реализуемого через мышление
человека -- высшей ступени развития. Самая
общая схема мирового движения заключается
в том, что абсолютная идея в результате
саморазвития отчуждает себя в природу,
а затем, воплощаясь в человеке. его мышлении,
осознает себя, обретает волю и другие
личностные качества. Эта тройственная
трансформация (триада) последовательно
рассматривается Гегелем в его основных
трудах; «Наука логики», «Философия природы»,
«Философия духа». В «Науке логики» описывается
логическое развитие идеи как восхождение
к все более конкретным категориям: бытие,
ничто, становление, качество, количество,
мера; сущность, явление, действительность;
понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной
идеей. В «Философии природы», соответственно,
в механике, физике, физиологии рассматривается
инобытие абсолютной идеи. И, наконец,
в «Философии духа» прослеживается возвращение
«Абсолюта» к себе в формах психической
деятельности индивида: субъективного
духа (антропология, феноменология, психология),
объективного духа (право, мораль, нравственность,
государство), абсолютного духа (искусство,
религия, философия -- высшие формы самосознания
духа). Внутренним источником развития
всего сущего, понимаемого как восхождение
от абстрактного к конкретному, является
противоречие. Основателем первой целостной
теории противоречия является Гераклит.
Смысл диалектического противоречия был
впервые раскрыт Аристотелем, увидевшим
в нем существенный момент в определении
предмета. Противоречие пронизывает всю
философию Гегеля. Любой предмет, понятие,
явление, реализуя себя, тем самым исчерпывают
себя и переходят в свое иное. Любая категория,
являясь результатом противоречия, содержит
в себе новое противоречие, ведущее к дальнейшему
развитию. Последовательный анализ развития
абсолютной идеи в области логики (чистая
мысль), природе и обществе выявляет основные
диалектические принципы, законы и категории,
которые образуют систему гегелевской
диалектики.
Г. В. Ф. Гегель "Наука логики"/ СПб.: "Наука", 1997.
Г. В. Ф. Гегель "Энциклопедия философских наук"/в3-хт.,М.:"Мысль", 1977.
Г. В. Ф. Гегель "Феноменология духа"/ СПб.: "Наука", 1994.
Г. В. Ф. Гегель "Лекции по истории философии" в 2-х кн./ СПб.:"Наука", 1994.
И. А. Ильин"Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека"/ СПб.: "Наука", 1994.
Вл.С.Соловьев Соч.в 2-х т.2-е изд.Т.2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А.Ф.Лосева. - М.: Мысль, 1990.
Г. -Г. Гадамер. Актуальность прекрасного"/
М.Хайдеггер "Путь к языку"// "Время и бытие"/
Р. Барт "Основы семиологии"// Структурализм:"за" и "против"/ М.:"Прогресс", 1975.
К. Кастанеда соч. в 10-ти кн., К.: "София", Ltd.
Епископ Варнава (Беляев) "Основы искусства святости" в4-х т./ Издание братства во имя св.князя Александра Невского. - Нижний Новгород, 1997.
"Синергия.
Проблемы аскетики и мистики Православия"/ред.
С. С. Хоружий, М.: 1995.
Информация о работе Соотношение системы и метода в философии Гегеля