Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 11:41, доклад
Поворотным пунктом в истории античной общественной мысли стало
выступление Сократа (468 — 399 гг. до н. э.). В пору всеобщего идейного
разброда, когда все традиционные представления и идеи были подвергнуты
беспощадной критике и отвергнуто самое существование общеобязательных
социальных и этических норм, Сократ первым поднял голос в защиту важнейшей
для человека ценности — позитивного смысла жизни. На исходе классического
периода разложение охватило самое сердцевину античного общества —
гражданскую личность.
Введение 2
Общие аспекты философии Сократа 3
Идеи Сократа о жизни, смерти и бессмертии 12
Заключение 19
Библиография 21
Сократ, могли бы ответить ему, что их волю, даже несправедливую, надо
терпеть так же, как терпят волю родителей. «Или ты уж настолько мудр, —
могли бы, по словам Сократа, сказать ему законы, — что не замечаешь того,
что отечество дороже матери, и отца, и всех остальных предков, что оно
более почтенно, более свято и имеет больше значения и у богов, и у людей —
у тех, у кого есть ум, — и перед ним надо благоговеть, ему покоряться и,
если оно разгневано, угождать ему больше, чем родному отцу? Надо либо его
переубедить, либо исполнять то, что оно велит, а если оно к чему
приговорит, то нужно терпеть невозмутимо, будут ли то побои или оковы,
пошлет ли оно на войну, на раны и смерть; все это нужно выполнять, ибо в
этом заключена справедливость (kai to dikaion houtos echei). Нельзя
отступать, уклоняться или бросать свое место в строю. И на войне, и на
суде, и повсюду надо исполнять то, что велит государство и отечество, или
же стараться переубедить его и объяснить, в чем состоит справедливость.
Учинять же насилие над матерью или над отцом, а тем паче над отечеством —
нечестиво».
Приведенных высказываний достаточно, чтобы судить о том, насколько
серьезно и уважительно относился Сократ к закону, видя в нем воплощение
высшей нравственно-правовой нормы — справедливости. Соответственно, как это
постулировалось им и для собственно нравственных норм, знание понятийного
выражения права — закона — приравнивалось им к постижению, скажем даже
сильнее, к обладанию
справедливостью.
Идеи
Сократа о жизни, смерти и
бессмертии
Проблемa религии, хотя и не ключевая в теме сократизма, но все же
весьма важная, как об этом можно судить по роли, которую в пресловутом деле
Сократа сыграло обвинение в нечестии, несомненно заслуживает обстоятельного
рассмотрения. В самом деле, как могло случиться, что такой глубоко
нравственный и богобоязненный человек, как Сократ, подвергся обвинению в
развращении молодежи и почему основанием для этого обвинения послужило, в
частности, и его отношение к религии? Как случилось, что этот философ,
буквально обоготворявший духовную природу и жизнь человека, утверждавший
сопричастность души человеческой к божественному началу, в глазах своих
соотечественников — по крайней мере значительной их части — явился
ниспровергателем религии, нечестивцем едва ли не в такой же степени, в
какой признавались атеистами его оппоненты — софисты? Во всем этом
безусловно стоит разобраться.
Прежде
всего нельзя отрицать
своей, был глубоко религиозным человеком. Ксенофонт в «Воспоминаниях»,
отвечая тем, кто обвинял Сократа в религиозном нечестии, указал на целый
ряд фактов, красноречиво свидетельствовавших об обратном. Во-первых, Сократ
неукоснительно соблюдал все предписания официального культа и исполнял все
принятые религиозные обряды: приносил, как положено, но сообразно достатку,
жертвы богам и вопрошал их, при необходимости, посредством гаданий. Далее,
он сознательно сторонился обсуждения проблем устройства внешнего космоса,
физических явлений, будучи убежден в невозможности постижения божественной
природы мира и тем более подчинения ее человеку. Наконец, подчеркивает
Ксенофонт, он был глубоко, по-религиозному совестливым человеком, который
никогда не согласился бы изменить усвоенным им высоким принципам
нравственного поведения, ибо в поступках своих всегда руководствовался не
страхом перед скорым и пристрастным судом людей, а благоговением перед
всемогущим и всеведущим божеством. «Ведь его вера в промысл богов о людях
была не такова, как вера простых людей, которые думают, что боги одно
знают, другого не знают; Сократ был убежден, что боги все знают, — как
слова и дела, так и тайные помыслы, что они везде присутствуют и дают
указания людям обо всех делах человеческих».
Свою
деятельность Сократ
даже свое отношение к смерти, исполненное мудрой безмятежности, радостного
предвосхищения последующего блаженства, толкует как пророческое
ясновидение, подобное предсмертной, исполненной не горя, как обычно думают,
а радости песне вещей птицы Аполлона — лебедя. Изумительным религиозным
чувством проникнуты слова, которыми Сократ завершает свое рассуждение о
предвосхищении посмертного блаженства теми, кто служит Аполлону и наделен
от него даром предвидения. «Лебеди принадлежат Аполлону, — возглашает
философ, — и потому — вещие птицы — они провидят блага, ожидающие их в
Аиде, и поют, и радуются в этот последний свой день, как никогда прежде. Но
я и себя, вместе с лебедями, считаю рабом того же господина и служителем
того же блага, я верю, что и меня мой владыка наделил даром пророчества не
хуже, чем лебедей, и не сильнее, чем они, горюю, расставаясь с жизнью».
Эти сцены и рассуждения могут показаться слишком красивыми, чтобы быть
реальностью. Не плод ли это все-таки художественной фантазии Платона? В
данном случае — необязательно. Темы жизни и смерти, земного призвания и
последующего предназначения человека могли быть естественны для Сократа в
последние дни его жизни, на пороге смерти. Кроме того, обращение философа к
этим вопросам засвидетельствовано не только в «Федоне» и не одним лишь
Платоном. Размышления Сократа о смерти и посмертной судьбе человека
отражены и в Платоновой «Апологии Сократа», о внимании Сократа к этим
проблемам свидетельствует (на свой манер) и Ксенофонт в составленном им
независимо от Платона аналогичном сочинении.
Но
обратимся к оценке по
и в самом деле образно можно было бы охарактеризовать как встречу двух
мудростей — традиционной, божественной мудрости Аполлона, реальным
носителем которой
выступало аристократическое
философской мудрости Сократа. В чем причины очевидного тяготения Сократа к
Аполлону и встречной, по-видимому, симпатии Дельфийского оракула к
афинскому мудрецу? И как оценить значение этого факта?
В обращении Сократа к Аполлону ничего в общем удивительного не было. Мы
уже говорили об исконном, так сказать, присутствии элементов рационализма в
греческой мифологии, что предполагало сохранение связи античной философии с
ее праматерью — мифологией, сколь бы ни было глубоким расхождение логоса с
мифом в классическое время. Мифологический элемент, в качестве ли
предосновы тех или иных научных воззрений, или хотя бы только в роли
удобного, красочного образа, всегда присутствовал в построениях древних
философов, а во времена Сократа даже такие столпы радикального направления
в греческом просвещении, как Протагор и Продик, не пренебрегали мифом для
развития своих идей. Протагор в свои рассуждения о происхождении
добродетели вводил миф о создании людей богами, а Продик для обоснования
своего взгляда на роль добродетели использовал миф о Геракле.
Таким образом, обращение Сократа к теме Аполлона само по себе не было
чем-то исключительным. Однако, в отличие от софистов, Сократ не просто
использовал традиционные темы и образы, но и более глубоко и искренне
припадал к истокам народной мудрости, скрытой в мифе. Утверждение Сократом
в полемике с
софистами объективности и
делало естественным для него отталкивание от общепринятых истин. «Когда
Сократ сам рассматривал какой-нибудь вопрос в своей беседе, — вспоминает
Ксенофонт, — он исходил всегда от общепринятых истин (dia ton malista
homologoumenon eporeueto), видя в этом надежный метод исследования» .
Но опора на такие истины для древнего грека, если он не был атеистом, а
Сократ таковым не был ни в малейшей степени, означала eo ipso опору и на их
традиционных божественных носителей, т. е. на Аполлона в первую очередь.
Можно сказать так: в полемике с релятивизмом и нигилизмом софистов Сократ
развил новое учение о нравственном абсолюте, но развил его столь же
средствами изощренной философской логики, через диалектическое определение
понятий, этих сублимированных истин, сколь и консервативной реставрацией
уже опробованных и принятых норм. Рационалистическое новаторство Сократа
неотделимо от его нравственной консервативности, а потому его мысль
непрерывно должна была питаться традиционной, крепко спаянной с мифологией
мудростью народа.
Но
и более того: отчасти в силу
сохранения у афинского
традиционную мантику, в искусство прорицания, в умение угадывать волю
божества по ниспосылаемым им знамениям, отчасти же в силу более изощренного
представления о сопричастности вечносущих отвлеченных идей, равно как и
хранительницы их, души человеческой, сфере высшей, божественной, у Сократа
обнаруживается какое-то даже особенное тяготение к мистике. Это находило
выражение, в частности, в стремлении его объяснять мотивы своего поведения
направляющим воздействием некоего божественного начала, демония, или
голоса, являвшегося ему с ранних пор. Как бы ни толковать этот Сократов
демоний, нельзя не видеть в нем еще одно звено в цепи представлений,
связывавших нашего философа с миром богов, в особенности же с культом бога-
прорицателя Аполлона. Положим, в родном городе Сократа, в Афинах, это
обнаружение философом божественного голоса в собственной душе могло быть
воспринято — в совокупности всех вообще обстоятельств, навлекших на него
роковое обвинение, — как вызов официальной полисной религии, но за
пределами Афин, в традиционном духовном центре всей Эллады — в Дельфах — на