Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 22:00, реферат
Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории. Юный ученик Сократа – Платон, присутствовавший на судебном процессе, испытал настолько сильное нравственное потрясение, что тяжело заболел. " Как жить дальше в обществе, которое карает за мудрость?" - вот вопрос, который встал перед Платоном во всей своей драматичности и который породил другой вопрос: " Каким должно быть общество, построенное в полном соответствии с мудростью?"
Введение……………………………………………………………………….2 стр.
Источники……………………………………………………………………...6 стр.
Жизнь Сократа…………………………………………………………………7 стр.
Смерть Сократа………………………………………………………………..9 стр.
Сократовский поворот философствования от природы к человеку………12 стр.
Понятие морали, как предмет исследования Сократа.
Специфика сократовского метода ведения диалога………………………..15 стр.
Список литературы………………… …………………………..……………22 стр.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Источники………………………………………………………
Жизнь Сократа……………………………………………………………
Смерть Сократа…………………………………………
Сократовский поворот философствования от природы к человеку………12 стр.
Понятие морали, как предмет исследования Сократа.
Специфика сократовского метода ведения диалога………………………..15 стр.
Список литературы………………… …………………………..……………22 стр.
Введение
Я выбрал тему посвященную Сократу потому, что он был одним из древнейших философов древней Греции. Потому что Сократ первым совершил философский поворот от природы к человеку. Но больше всего мне понравилось его манера вести диалог. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос, но только на первый взгляд. Собеседник нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал снова и это доходило до того, что собеседник, в конце концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Понятное дело собеседник очень злился на него. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью и манерой вести диалог Сократ мне понравился.
Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием – иронией. Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины, эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию. Короче говоря он просто грузит человека.
Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были. Разгадка этого внутреннего превосходства, этой силы, скрытой за добродушной ухмылкой, в том, что сам Сократ неуязвим. В его сбивающих с толку речах все время чувствуется некая уверенность и основательность человека, который хотя и не имеет готового ответа на свои вопросы, но знает нечто большее, а именно: во имя чего идет поиск и как именно его надо вести, что придает его иронии необоримую силу Антея. Эта внутренняя основательность Сократа исходит также из его убеждения о возможности (именно возможности!) рационального осмысления и постижения жизни во всех своих проявлениях, во всех, даже темных и мистических, сторонах и тончайших движениях человеческой души и интеллекта. Сократ убежден, что во всей пестроте жизненных переживаний есть нечто объединяющее, некий общий смысл, который может быть выражен единой идеей, понятием.
Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем.
"
Я знаю только то, что ничего
не знаю." – это излюбленное
выражение, кредо сократовской
собственной позиции. " Я ничего
не знаю" – это значит, что
как бы далеко я ни
Смерть
Сократа явилась последним и
самым обличительным, самым гениальным
его философским произведением,
вызвавшим глубокое брожение умов и
могучий общественный резонанс
на протяжении многих веков человеческой
истории. Юный ученик Сократа – Платон,
присутствовавший на судебном процессе,
испытал настолько сильное нравственное
потрясение, что тяжело заболел. " Как
жить дальше в обществе, которое карает
за мудрость?" - вот вопрос, который
встал перед Платоном во всей своей драматичности
и который породил другой вопрос:
" Каким должно быть общество, построенное
в полном соответствии с мудростью?"
Так родилась первая философская утопия
о "справедливом" (для своего
времени) общественном строе, оказавшая
впоследствии большое влияние на возникновение
и развитие утопического социализма.
Источники
Наши
сведения об учении Сократа не обильны
и не совсем надежны. Сам Сократ,
активно вступавший в различные
собеседования, ничего не писал. В диалоге
Платона «Федр» Сократ выступает
против египетского Тевта (Тота), которому
египтяне приписали изобретение письменности.
Сократ высказывается против письменности:
письменность делает знание внешним, мешает
глубокому внутреннему усвоению; письмена
мертвы, сколько их ни спрашивай, они твердят
одно и то же, благодаря письменности знания
доступны всем и всякому. Сократ предпочитал
записанному монологу живой разговорный
диалог. Поэтому все, что мы знаем о Сократе,
мы знаем понаслышке, знаем главным образом
от учеников его—историка Ксенофонта
и философа Платона. Ксепофонт посвятил
Сократу и его учению свои произведения
«Апология Сократа» и «Воспоминания о
Сократе». Платон же почти все свое учение
приписал Сократу, так что трудно сказать,
где кончается Сократ, а где начинается
Платон (особенно в его ранних диалогах).
Отсутствие прямой информации, непосредственно
исходящей от Сократа, приводит к тому,
что некоторые историки античной философии
в последние десятилетия не раз делали
попытки доказать, что Сократ — всего
лишь литературный персонаж. Однако о
Сократе говорят многие античные авторы.
Окарикатуренный образ Сократа как софиста
нарисован Аристофаном в комедии «Облака».
Жизнь
Сократа
Имея в виду поучительную жизнь Сократа, К. Маркс назвал его воплощенной философией.
Сократ – первый афинский (по рождению) философ. Он происходил из дема Алопека, входившего в Афинский полис и расположенного на расстоянии получаса ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа—Софрониск, ремесленник-камнетес, а мать – Финарета – повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг. Он трижды участвовал в сражениях, в последний раз—в битве при Амфиподе в 422 г. до н. э., когда спартанцы разбили афинян (этой битвой закончился первый период войны, завершившийся Никиевым миром 421 г. до н. э.). Во втором периоде этой злосчастной для Афин войны Сократ уже не участвовал. Но она его коснулась одним из своих трагических событий. В 406 г. до н. э. афиняне после ряда поражений одержали победу при Аргинусских островах в морском сражении, но афинские стратеги вследствие бури не смогли похоронить убитых. Победителей судили в совете пятисот. Будучи в это время пританом булэ (заседателем в совете), Сократ воспротивился скороспелому суду над всеми стратегами сразу. Сократа не послушались, и все восемь стратегов были казнены. Поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати также не прошли мимо Сократа. Однажды, будучи снова пританом, Сократ отказался участвовать в расправе тиранов над одним честным афинским гражданином.
Так Сократ
исполнял свои общественные обязанности,
которые в условиях античной демократии
исполняли все свободные
Смерть
Сократа
После свержения тирании тридцати и восстановления в Афинах демократии Сократ был обвинен в безбожии. Обвинение исходило от трагического поэта Мелета, богатого кожевника Анита и оратора Ликона. В диалоге «Менон» Платон сообщает, что Анит, демократ, изгонявшийся из Афин тридцатью тиранами и участник их ниспровержения, выказывает крайнюю неприязнь перед софистами, говоря, что «софисты—это очевидная гибель и порча для тех, кто с ними водится» (91 С) Когда Сократ, приведя в пример заурядных детей выдающихся афинян, высказывает уверенность, что «добродетели обучить нельзя» (94 Е) Анит грубо его обрывает, после чего Сократ с горечью замечает, что Анит думает, что и он, Сократ, подобно софистам губит людей, В диалоге «Эвтифрон» Сократ говорит случайно встреченному им Эвтифрону, что некий Мелет, человек, по-видимому, молодой и незначительный, написал на него, Сократа, донос, где обвиняет его в том, что он развращает юношество, выдумывая новых богов и ниспровергая старых. Эвтифрон успокаивает Сократа. Однако весной 399 г. до н. э. философ предстал перед гелиеей—судом присяжных. В качестве обвинителя выступил Мелет, заявивший, что клятвенно обвиняет Сократа в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество; и наказание за то—смерть» Для успеха своего обвинения Мелет должен был набрать по крайней мере пятую часть голосов тех, кто заседал в Гелие. В ответ на обвинение Сократ произнес свою защитительную речь, в которой опровергал выдвинутые против него обвинения, после чего был признан виновным уже большинством голосов. Теперь Сократу надо было самому себе назначить наказание. Он предложил присудить ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами, а в крайнем случае – штраф в одну мину, после чего присяжные осудили Сократа на казнь еще большим количеством голосов. Тогда Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему было тогда 70 лет) и не боится смерти, которая есть или переход в небытие, или жизнь в Аиде, где он встретится с Гомером и другими выдающимися людьми. В памяти же потомства он, Сократ, навсегда останется мудрецом, тогда как его обвинители пострадают (и в самом деле они, согласно Плутарху, повесились). Все три речи Сократа содержатся в платоновском произведении «Апология Сократа».
Сократа должны
были казнить сразу, но накануне суда
из Афин ушел на остров Делос корабль
с ежегодной религиозной