Содержание и форма

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:26, реферат

Описание работы

Содержание и форма философские категории , отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности : определённым образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предметы или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражение этого содержания , его различных модификаций, т.е. формы . Понятие Формы употребляется также в значении внутренней организации Содержания , и в этом значении проблематика Формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. В истории философии, особенно идеалистической, Форма сводилась к структуре, а Содержание отождествлялось с некой неупорядоченной совокупностью элементов и свойств, что способствовало закреплению и сохранению в течение длительного исторического периода идеалистических представлений о примате Формы над Содержанием.

Содержание

Введение 3
1. Содержание в искусстве
2. Форма в искусстве
3. Единство формы и содержания
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           3

1. Содержание в искусстве

2. Форма в искусстве

3. Единство формы и содержания

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

  Содержание и форма философские категории , отражающие взаимосвязь двух сторон природной и социальной реальности : определённым образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предметы или явление, т.е. содержание, и способа существования и выражение этого содержания , его различных модификаций, т.е. формы . Понятие Формы употребляется также в значении внутренней организации Содержания , и в этом значении проблематика Формы получает дальнейшее развитие в категории структуры. В истории философии, особенно идеалистической, Форма сводилась к структуре, а Содержание отождествлялось с некой неупорядоченной совокупностью элементов и свойств, что способствовало закреплению и сохранению в течение длительного исторического периода идеалистических представлений о примате Формы над Содержанием. Взаимоотношение Содержания и Формы типичный случай взаимоотношения диалектических противоположностей, характеризующихся как единством Содержания и формы, так и противоречиями и конфликтами между ними. (Философский словарь.М.Политиздат,1991). Какую бы сферу художественной культуры мы не рассматривали - определённый исторический период в её развитии, направлении, течении, творческую индивидуальность, наконец, произведение искусства - всякий раз встаёт проблема анализа её в аспекте содержания и формы .  Данная тема мне показалось наиболее интересной, потому что я думаю, что чисто искусствоведческие категории недостаточно выражают проблему, нужно так же рассмотреть проблему формы и содержания с философской точки зрения.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  В ИСКУССТВЕ

 

  Идеализм и материализм Эстетические теории объективного идеализма утверждают, что содержанием искусства является абсолютная идея, мировой дух, мировая воля, иначе - божественная сущность мира . Искусство выступает в учениях объективно-идеалистической эстетики в качестве средства познания этой духовной сущности мира. Эстетические теории субъективного идеализма утверждают, что содержанием искусства является абсолютно субъективная, произвольная, произвольная, ничем не обусловленная деятельность индивидуального субъекта. Содержание искусства субъективные идеалисты сводят к эманации внутреннего “Я” художника, к выражению оторванной от реального мира индивидуальной души, психики. В противоположность идеалистической эстетике , материалистическая эстетика утверждает , что искусство черпает своё содержание не из божественной идеи , не из произвола субъекта , а из реальной действительности , из отношений ,противоречий и существенных текущей развитие общественной жизни . Так , "Теория подражания" действительности в искусстве зародившаяся ещё в античном мире и развитая гуманистами возрождения , и просветителями 18 века , считало содержанием искусства жизнь , природу , "натуру" , изображаемую в нем . Сторонники материалистически понимаемой теории "Подражания" на различных этапах её исторического развития Аристотель , Леонардо да Винчи , Д.Дидро , Г.Лесслич . Возникает проблема : проблема соотношения между физической реальностью и объективностью искусства . В природе развитие , бесконечный процесс , отличающийся многообразием форм , то в действительности искусства , они закрепляются в чистой и неподвижной форме , выступающей в виде завершенности или вечности . Действительность искусства есть нечто меньшее и в тоже время большее ,чем действительность природы , и всё же она тесно связана с последней . Это наглядно проявляется в пластических и изобразительных искусствах где произведения навеяны или показано природной действительностью . В этом контексте искусство сталкивается с противоречием . Будучи обусловлено своей формой оно предстаёт либо как идеальная истина , либо как простая моделирующая сила , либо как казенно творческая деятельность . В кратком очерке 1789 г. “Простое подражание природе, манера, стиль”, Чете различает три ступени отношения между произведением искусства и действительностью природы. Художественное произведение может быть простым подражанием природе , и его ценность состоит в способности умело воспроизвести природный объект . Фламандский натюрморт является наиболее характерным примером подобного способа изображения . Способа низшей ступени , ибо искусство выступает здесь лишь как средство воспроизводства природы, изображённого с такой искусностью и старательностью, что она как бы поднимает собой само произведение искусства. Более высокой ступенью, является манера, под которой подразумевается свободное , сообразное с темпераментом художника восприятие природной действительности . Превращаясь в индивидуальную технику , такое восприятие устанавливается в качестве типичной манеры художника . Иными словами манера это характерное в исскустве , которое одьективно закрепилось в индивидуальном или коллективном (школа) видении окружающей действительности. Только в том случае, когда художник в своем личном восприятии действительности освобождает последнюю от её абстрактной внешней формы и от значений , налагаемых её особыми отношениями , и выявлении её более глубокую суть в идеально обьективной структуре , где дух и природа узнают друг друга , действительно происходит достижение наивысшей ступени искусства , т.е. стиля. Природа создаёт живое безразличное существо . Художник , напротив , мертвое, но значимое , природа творит нечто действительное , а художник мнимое . Природная действительность живёт , и её жизнь это не просто расцвет определённой идеи , а скорее борьба последней против воздействия случайных обстоятельств. Искусство по ту сторону жизни , в нем выражается чистая идеальная форма , выступающая в качестве необходимости , удовлетворяемой самой в себе и выступающей непосредственно как прекрасное. Гегель ставит проблему искусства . Его теория абсолютного духа состоит из трех моментов: Искусства , Религии , и Философии . Понятие красоты у него не в качестве абстрактной ценности , формально определяющей отдельные красивые предметы , а как принцип , обуславливающий структуру эстетической сферы , и её внутреннюю напряжённость , её проблемы , её движения . Прекрасное- это чувственное проявление идеи , идеи не как всеобщей абстракции , а как всеобщего , заключающего и развивающего в себе особенное само абсолютное единство ( являющееся бесконечным процессом , в котором действительное и разумное приспосабливаются друг к другу ) , поскольку оно выражается в конечной форме чувственного. Это есть проявление в чувственной завершенности абсолютного принципа единства и существования действительного . Красота самостоятельно реализуется в сфере искусства , которая является царством идеального , так как под "Идеальным" подразумевается нераскрывающаяся идея , а само её проявление во всей своей чистоте . Это чувственная форма , освобожденная от игры необходимости и случайности , которой подвластен природный опыт , и уравновешенная сообразно с внутренней закономерностью индивидуального существования . Искусство есть по этому неподражание природной действительности , а создание идеального мира , уходящего своими корнями в чувственное , в котором чувственные формы свободны от своей относительности и конечности и становятся актуальностью идеи, которая вдыхает в них душу и наделяет их абсолютной духовной индивидуальностью . Из этого понятия идеального Гегель выводит как структурные элементы произведения искусства самого по себе и его различных отношениях , индивидуальных и общественных значениях , так и характер творческой субьективности художника . В классическом искусстве форма и содержание соответствуют друг другу : они представляют собой проявления интуитивной человечности и ее чистой идеальности в качестве духа , когда индивидуальность обеспечивается целым и наоборот . Это абсолютное искусство. Абсолютное искусство проходит три стадии :

1. Абстрактное произведение 2. Живое произведение 3. Духовное . 1. Искусство есть выражение абсолютного , идеального , нравственного равновесия в том виде , как оно идеально пережито субъектом . 1.1 Первая форма непосредственна , абстрактна и единична . Это объективное и материальное изображение божества . Художник вкладывает в произведение искусства всю нравственную субстанцию . Это не что иное , как индивидуалистическая определенность , не имеющая в его произведении какой либо реальности и ценная как деятельность вообще , выходящая за рамки самого произведения . 1.2 Вторая абстрактная художественная форма есть выражение самосознания, сопровождающее изваяния божества и придающее ему ценность. 1.3 Третья форма , объединяющая и организующая в себе две первых есть культ . 2. В живом искусстве культ становится самим местопребыванием божества. Мистерия и празднество: присутствие божества проявляется как вакханалия , с другой стороны как обожествление человека в его красоте . Оба эти момента обретают единство в языке искусства . "Через художественную религию дух и форма субстанции перешли в форму субъекта, ибо эта религия создаёт форму субъекта и выявлении, таким образом, в нем действование или самосознание, которое лишь исчезает во внушающей страх субстанции и не постигает само себя в уповании. Это вочеловечение божественной сущности начинается со статуи, которой присуща лишь внешняя форма самости, а "внутреннее", деятельность вочеловечения исходит вне этой формы; в культе же обе стороны слились воедино, в результате художественная религия это единство, завершились, перешло одновременно также в краткий термин самости; в духе, который в единичности сознания вполне достоверно знает себя, увязка вся существенность. Положение, которым выражено это легкомыслие, гласит: самость есть абсолютная сущность" .

ФОРМА В ИСКУССТВЕ

 

В широком философском  смысле форма в искусстве есть способ выражения и существования  содержания. В её становлении решающая роль принадлежит конкретному идейно художественному содержанию. Подобно  содержанию, она имеет свою структуру  и упорядоченность. Категория художественной формы не менее сложна, чем категория содержания. Иногда говорят как относительно постоянной, не изменяющейся характеристике сложного объекта, о форме же как о варианте, разновидности содержания. Но в большинстве случаев имеется в виду иное значение: форма в единстве с художественным содержанием. Вне этого перехода в содержание и обратно форма не имеет реального существования. И это не только в процессе творчества, но и в процессе восприятия уже законченного произведения. Художественная форма является процессом объективации конкретного художественного содержания. Художественная форма это внутренняя структура содержания, способ его проявления и существования в художественных образах, воплощенных определенными материальными средствами по законам данного вида и жанра искусства.

В соответствии с философской традицией различают  внутреннюю и внешнюю форму. Внутренняя форма способ выражения и преобразования упорядоченности содержания в упорядоченность формы , иначе говоря , структурно композиционный аспект художественного произведения. Внутренней формой является структура характеры, персонажи , сюжеты , с определенной стороны композиция. Находящаяся еще в сознании художника внутренняя форма образ , руководит его исканиями подходящей внешней формы , так и его работой с материалом и "Языком" искусства. Внешняя форма материально изобразительные средства , определённым образом организованные для воплощения содержания , внутренней формы. Между процессами создания внутренней и внешней формы имеется существенная разница. Внутренняя форма возникает вместе с содержанием еще в замысле, где очерчиваются первоначальные контуры художественного образа. Любое произведение имеет неповторимую, только ему присущую внутреннюю форму. Внутренняя форма является не только связующим звеном внешней формы и содержания, но и сама она есть содержание по отношению к внешней форме. Сюжет, замысел, композиция, нуждаются в определенном материале , определенных способах воплощения, в результате получается внешняя форма , объективное бытие художественного образа. Важной чертой внешней формы является её относительная самостоятельность по отношению к содержанию и внутренней формы. Внешняя форма не создаётся целиком заново в творческом процессе. Многие из её элементов ("Язык", законы материала) существуют как самостоятельные явления, имеющие свою историю и традицию.

В широком философском, эстетическом смысле "Форма в искусстве" охватывает и "Художественный язык" и конкретно неповторимую форму и соотносится с содержанием искусства в целом, отдельного его вида, направления. Художественная форма непосредственно и более опосредовано, через язык искусства, испытывает также влияние материала и его особенности. В любом искусстве художественные образы создаются при помощи специфических, различных в каждом виде искусства материальных средств, выработанных в процессе исторического развития художественной практики. Форма художественного образа, выражающая его содержание, образуется из взаимосвязи и взаимодействия этих средств. В искусстве образное, художественное "видение", "слышание" действительности, включающие и отношения художника к этой действительности, запечатлевается, более того, формируется в вещественном материале, получающем специфическую обработку. Этот материал тем самым включается в форму художественного образа и воздействуя на наши органы чувств, даёт нам непосредственное знание самого отражения действительности, как оно существует в голове художника. Эстетическое содержание можно передать только средствами, воздействующими эстетически , то есть выражающими через чувственно конкретную сферу "Очеловеченную" сущность явлений. На чувственную же сферу непосредственно могут воздействовать только материальные чувства. Скульптура и живопись заимствуют свой язык преимущественно из сферы человеческой жизни. Употребляемые в их языке простейшие выразительные элементы объем и плоскость, линия и форма, цвет и светотень , и другое необходимо приобретают точное предметное значение, соотносятся с определенными чувственно конкретными явлениями действительности. Краска на палитре художника материал , на полотне составная часть объекта- носителя. В рисунке от руки бумага и материал и "Носитель" готового произведения искусства. Художник в процессе воплощения замысла стремится раскрыть возможности материала, художественно их акцентировать и "обыграть". Особенности материала сказываются на форме, а через нее на содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЕДИНСТВО  ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ

 

В искусстве  нет готового содержания и готовой  формы в их разъединённости, а  есть взаимное процессуальное составление  в акте творчества и не раздельное существование в произведении как  результате творческого процесса. Содержание искусства первично по отношению к форме. Во - первых, определяющая роль содержания отчетливо выявляется в процессе исторического развития искусства, становление нового метода, направления, стиля, жанра. Во-вторых, зависимость формы художественного языка от содержания прослеживается на уровне процесса творчества, целью которого является воплощение содержательного, густо - эмоционального замысла с помощью тех или иных выразительных средств. В третьих, в законченном художественном произведении форма существует для того, что бы выражать содержание , смыслы и значения. В искусстве нет "чистой" формы, без относительной содержанию. Там, где форма не подчинена содержанию , не выражает его, она разрушается как таковая. Естественен вопрос о взаимоотношении проблемы единства содержания и формы и проблемы целостности такого сложноорганизованного объекта, каким является произведение искусства. Эти проблемы близки, но не идентичны. В какой то мере, рассматривая проблему целостности мы рассматриваем и проблему единства содержания и формы, но при этом внимание концентрируем на нераздельности взаимообратности, взаимопереходе содержания и формы, а так же на их соответствии друг другу, тогда как единства содержания и формы подразумевает так же их внутренние напряжение, противоречия, которые наблюдаются в отдельных художественных произведениях. Форма любого конкретного произведения композиционно целостна и образна, уникальна в зависимости от своеобразия содержания данного произведения. Талант и мастерство художника заключается в значительной мере в поисках формы наиболее целостной, а так же наиболее соответствующей замыслу. Наибольшая активность формы, как внутренней, так и внешней, проявляется в композиции. Композиция произведения искусства это художественная гармонизация сюжетно тематических, пластических (а для живописи и светоцветовых) элементов в целостное произведение.

 Композиция  как характеристика и средство  художественной формы имеет особенности  на уровнях внутренней и внешней  формы. Почему же композиции  принадлежит ведущая роль в объединении содержании и формы наряду с осуществлением выразительности и изобретательности произведений изоискусства? Это вытекает из фундаментальной роли структур отображаемых объектов, то есть из структурной характеристике содержания образа, знания. Сюжетно тематический уровень содержания находит своё воплощение в первом смысловом уровне внутренней формы в общей композиции и произведений пластических искусств. Согласно композиционным законам художник прежде всего совершает операции выявления и размещения на плоскости холста, бумаги "композиционной доминанты", организующего ядра, определяет основных "героев" и предметы окружающей обстановки; вместе с тем ведутся поиски и отбор вариантов общей динамики взаимодействия героев согласно замыслу и характерному факту события. В общей композиции произведения раскрывается и его общий эмоциональный настрой как проявление пафоса художника. В искусстве живописи это выражается в колорите картины, а так же в характере языка, стиля, индивидуальных технических приёмов художника. Далее оформление замысла переходит к идейно психологическому уровню содержания, на котором происходит более глубокое и всестороннее выявление характеров, психических свойств действующих лиц, их состояний и переживаний, а так же субъективное отношение и оценка их самих художником. Вхождение в духовный мир своих героев помогает художнику конкретизировать общей замысел и композиционно произведения: проигрывать отдельные фрагменты, отношения героев, художник вносит коррективы и в саму композицию, а так же определяет выражения лиц, позы, движения героев. Этот идейно психологический уровень соответствует пластическому уровню композиции произведения. На этом уровне общие идеи произведения и психологические характеристики героев преобразуются в конкретно чувственные модели образа героев с изображением внешнего облика, строения и выражения лица, пространственного расположения , фигуры, позы, движения. На пластическом уровне общая композиция конкретизируется структурами персонажей и предметов их действия, то есть мысли и чувства художник передает через пространственные структуры внешнего облика героев и предметов обстановки. Пластическая композиция осуществляется пластическими же способами организации пространственных структур изображений объектов. Эти структуры составляют уровень содержания в произведении изобразительного искусства, так как посредствам их авторы отображают мир и выражают свои мысли и чувства пластико-пространственными средствами композиции и передают их зрителю. В пластический уровень композиции в живописи включаются так же светоцветовые отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Определить  форму и содержание явления значит исследовать его. "… содержание есть нечто иное , как переход  формы в содержание , а форма  есть нечто иное , как переход содержания в форму".

Исторически раньше развилась и оформилась категория "форма". У Аристотеля она играет даже роль содержания. Идеализм всегда преувеличивал значение формы за счет содержания. Содержание объективного процесса и содержание идеи , отразившей его, различны, как различны объект и отражение. Содержание есть совокупность всех внутренних, существенных, общих и единичных элементов и процессов в данном явлении. Форма есть особенное единство, способ проявления организации структуры содержания. Только благодаря органическому единству содержания и формы произведения искусства способна оказывать воздействия на сознание масс, пробуждать в них высокие нравственные и эстетические чувства. К основным положениям о соотношении содержания и формы можно отнести: 1. Содержание играет определённую роль по отношению к форме. 2. Содержание и форма имеют свои уровни и подразделения. 3. Художественная форма обладает активностью выразительной, изобразительной, оперативной, коммуникативной функцией. 4. Соответствие особенностей художественной формы произведения его поэтическому содержанию главный критерий художественной формы и цельности произведения искусства.

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Юлдашев Л.Г.  Искусство: философские проблемы  исследования. М.:”Мысль”1981г.

2. Горанов К.Содержание  и форма в искусстве. М.:”Искусство”  1962г. 

3. Банфи А. Философия  искусства . М.:”искусство”1989г. 

4. Волкова Е.В. Проблема  содержания и формы в искусстве.  М.:”знание” 

5. Тюхтин В.С. Ларчин  Ю.Ф. Содержание и форма в  искусстве . М.:”Знание”

6. Искусство и религия  в истории философии . Кишинев  “Штиннца” 1980г. 

7. Василов В. Содержание  и форма в искусстве. М: “Искусство”  1956 г. 8. Бурлинс Е.Я. Культура и жанр

9. Весло В. Изобразительное искусство и проблемы эстетики.

10. Тэн Н.А. Философия искусства.

11. Вопросы философии . 1994г №7 / 8 Акопян К.З. Этьен Сурио: Философское размышление об искусстве или эстетическое размышление о философии.

12. Гончаренко Н.В. , Куликова И.С. Философия и искусство.(по проблематике международных эстетических конгрессов) М: 1985

 


Информация о работе Содержание и форма