Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 03:07, доклад
В современной философии техники можно выделить четыре крупных направления: сциентистское, социологическое, антропологическое и религиозное.
Я рассмотрю социологическое направление. Оно анализирует взаимоотношения техники и общества. технику, она существует в обществе и для общества, имеет общественную природу, является элементом общественной системы.
В современной
философии техники можно
Я рассмотрю
социологическое направление. Оно
анализирует взаимоотношения
То воздействие, которое оказывает техника на развитие общества, было замечено давно. Но особую остроту этот вопрос приобрел с тех пор, когда возникает крупное машинное производство и начинается бурный научно-технический прогресс в индустриальном обществе, разрушивший патриархальный уклад жизни с его весьма медленными темпами развития общества. Паровоз и синематограф, телеграф и трамвай, крупные машины и радио заставили изменить образ жизни и мыслей миллионов людей. Как-то сразу обнаружилось, что люди живут в технизированном мире, что создаваемая их руками техника влияет не только на их быт, повседневную жизнь, но и на моральные ценности, межличностные общения людей и даже на искусство, политику , отношения между социальными группами и государствами. Когда стали исследовать влияние техники на жизнь людей и оценивать это влияние, то мнения оказались далеко не однозначными. Одни восторгались и гордились техническими успехами своего времени, технические новшества у них вселяли чувство оптимизма, уверенность в том, что покоряя природу при помощи техники можно полностью удовлетворить все человеческие запросы и ликвидировать все социальные неприятности. У других, напротив, возникло чувство пессимизма, стрха перед техническим демоном, опасение за то, что человек будет порабощен машиной, эра роботов сменит эру человека.
В философии проблема взаимосвязи техники и общества приобретает актуальность с началом 20 века, особенно после первой мировой войны, которая продемонстрировала всю разрушительную силу техники. Пессимизм и оптимизм в решении этого вопроса в зависимости от социальных условий сменяют друг друга.
Это направление делится на две ветви. Первая-техницизм, вторая-антитехницизм. Это два противоборствующие понятия в оценке роли техники в человеческом об-ве, перспектив ее развития и т. д..
Техницизм - выражение некритич. веры в безусловную благотворность развития техники для человечества. Его представители считают, что каждое новое поколение технич. устройств расширяет сферу влияния техники в соц. жизни, а значит, увеличивает общую сумму благ. В силу ограниченности индивидуального разума мы не можем предвидеть пути развития техники, но она внушает веру в то, что ее развитие ведет человеческое об-во ко всеобщему гармонич. счастью.
В 20-х годах этого века особую популярность имели работы немецкого социолога О.Шпенглера, такие как "Закат Европы", "Человек и техника" и другие. Выступая сторонником строго детерминированного техникой однонаправленного развития общества, О.Шпенглер рассматривал историю человечества с первых его шагов как путь, направленный к цивилизации при посредстве техники. Ныне, утверждал он, цивилизация уже достигнута, но она стала царством машин и этот искусственно созданный технический мир вытесняет и отравляет естественный. Машинная техника теперь быстро движется к своему завершению, симптомами чего являются коллониальная политика, эксплуатация труда, войны, депрессия, безработица и настроения разочарования от техники, которая восстала против своего творца - человека. "Властелин мира стал рабом машины, - заключает О.Шпенглер. - Она вовлекает его, нас, притом всех без исключения, помимо нашего сознания и воли в свой бег; в этой бешенной упряжке победитель мира будет загнан насмерть" ( цит. по:1,45).
Новый техницизм считает, что наступление гармонич. об-ва гарантировано человечеству развитием техники, но для этого нужно время, поскольку техника развивается через определенные этапы, связанные с такими технико-технологич. нововведениями, к-рые все глубже революционизируют соц. сферу. Различн. социологи-техницисты связывают историч. периодизацию человеческой цивилизации с определенными аспектами техники, такими, как смена орудий труда (Дж. Ленский), средств связи (Г. М. Маклуэн) или источников энергии.
З.Бзежинский в это же время выдвигает теорию "технотронного общества", где главенствующую роль будет играть новая вычислительная техника и электроника. Именно они коренным образом изменят положение человека в обществе и сведут на нет социальные конфликты.
Антитехницизм - выражение технофобии, недоверия, боязни и страха перед очевидными и непредсказуемыми опасностями новых технологий, появление и распространение к-рых рассматриваются (в соответствии с технологич. детерминизмом) как идущие по возрастающей. Согласно антитехницистам, в машинизированном, технизированном мире (в трудовой, а позже и в бытовой, досуговой деятельности) над человеком властвует техника и определяет поведение человека. Механизация природы с принудительностью объективного закона превращается в механизацию человека. Наиболее распространенный вариант антитехнизации характеризуется "героич. пессимизмом" (термин Ф. Ницше) с его представлением о том, что нашествие техники и зла, ею порождаемого, неизбежно, как и правление техников и технократов. Человечеству остается только одно - подчиняться, стоически претерпевая свою судьбу. Др. вариант анти-гехнизации - позиция радикальной враждебности к технике, суть к-рой усматривается в неукротимой "воле к власти", в изначальной агрессивности рационального знания, к-рую человек не в состоянии преодолеть (см. Школа франкфуртская, Маркузе Г., Адорно Т.). Отсюда утопич. проекты создания "нерепрессивной" техники, сопровождающиеся идеей бунта против ее наличного состояния. В конце 60-х гг. эти воззрения были систематизированы в идеологии контркультуры (Т. Роззак), согласно к-рой все современные политич. силы - "левые", "правые", "центр" - ведут борьбу за власть, основанную на одних и тех же ценностях технократия, об-ва. Технократия как земное воплощение злой воли к власти рассматривается идеологами контркультуры не как порождение позднего капитализма (так считают неомарксисты) , но как судьба цивилизации: не капитализм породил технократию, но технократия (а еще раньше нау-кократия) породила индустриализм, а значит, и капитализм. Чтобы преодолеть всю бесчеловечность современной цивилизации, надо встать в оппозицию к идеологии техницистско-технократич. оптимизма, освободиться от "репрессивного разума". В 80-х гг. критика техницизма и технократии приобретает новые формы.
В работе "Другая революция" Ж.Эллюль пишет, что "техника - фактор порабощения человека"(4,148). Технические средства становятся самоцелью, дегуманизируя ценностные установки морали, политики, науки. Происходит техническая мутация общества. В противном случае дух техницизма захватит не только материальную, но и духовную жизнь человека. Уже сейчас, пишет Ж.Эллюль, дух техницизма не только овладел сознанием, но и проник даже в бессознательное, что является признаком формирования технократического общества.
Продолжая
линию антитехнократизма Г.
Взгляды
Г.Маркузе развивает Ю.
В написанной
Л.Мэмфордом книге "Миф машины"
общество уподобляется мегамашине, т.е.
гигантской социотехнической системы,
предельно унифицированной и
жестко регламентированной. Он пишет:
"Когда все составные части
машины - политическая и экономическая
власть, военная, бюрократическая и
царская - объединены в одно понятие,
я называю ее мегамашиной"(5,62).
Если первоначальный труд был необходимой
частью человеческой жизни, продолжает
он, то мегамашина, вытеснив человека из
сферы производства посредством
механизации и автоматизации, лишила
человеческий труд его самоценного
значения. Л.Мэмфорд обвиняет технику,
которая созданием иллюзии
Информация о работе Социологическое направление философии техники