Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:12, реферат
Можно назвать Просвещением эпоху, но можно так назвать и концепцию, суть которой - вера в то, что силами человеческого разума возможно достигнуть социального прогресса и совершенствовать общество во всех его положениях (с точки зрения естественно-научного прогресса, нравственного состояния, права и т.д.). С точки зрения этой концепции, единственным регулятором прогресса является человеческий разум. Надежды на некое потустороннее, Божественное (или неких других сил) вмешательство, на то, что у человека нет никакой свободы и все в мире детерминировано (как в лучшем, так и в худшем смысле), - все эти концепции отбрасываются; человек уверен, что он - существо свободное, разумное, что разум может все, в том числе и переустроить общество на разумных, нравственных, добрых началах.
Социально-политические
вопросы в философии
Просвещения (Ф.Вольтер,
Монтескье, Ж.Ж. Руссо).
Термин "Просвещение"
впервые употреблен
Вольтером, а определение
понятия "Просвещение"
дал Иммануил Кант: "Просвещение
есть необходимая историческая
эпоха развития человечества,
сущность которой состоит
в широком использовании
человеческого разума
для реализации социального
прогресса".
Можно назвать Просвещением эпоху, но
можно так назвать и концепцию, суть которой
- вера в то, что силами человеческого разума
возможно достигнуть социального прогресса
и совершенствовать общество во всех его
положениях (с точки зрения естественно-научного
прогресса, нравственного состояния, права
и т.д.). С точки зрения этой концепции,
единственным регулятором прогресса является
человеческий разум. Надежды на некое
потустороннее, Божественное (или неких
других сил) вмешательство, на то, что у
человека нет никакой свободы и все в мире
детерминировано (как в лучшем, так и в
худшем смысле), - все эти концепции отбрасываются;
человек уверен, что он - существо свободное,
разумное, что разум может все, в том числе
и переустроить общество на разумных,
нравственных, добрых началах.
Концепция Просвещения,
как и само Просвещение, - понятие
достаточно противоречивое. Из определения
видно, что Просвещение
может существовать
и возникать в различные
периоды человеческого
общества. Так, мы знаем, что Просвещением
можно было в некотором смысле назвать
эпоху софистов и Сократа, XII век в Средневековье,
когда существовали Шартрская и Сен-Викторская
школы, а также эпоху Возрождения, но все
это можно принять лишь с некоторой натяжкой.
Просвещение же, относящееся к 18 веку и
имевшее место преимущественно во Франции,
- это классическое Просвещение, являющееся
концептуальной основой современной цивилизации.
Как бы мы ни относились к французскому
Просвещению, к таким людям, как Вольтер,
Руссо и Дидро, нельзя не признать, что
непосредственные основы современной
цивилизации лежат именно во французском
Просвещении. Правовое устройство нашего
общества, умонастроение большинства
людей, вера в прогресс - все это уходит
корнями в эпоху французского Просвещения.
Термин "французское Просвещение"
не следует путать с термином "французский
материализм", который обычно используется
в некотором смысле как синоним французского
Просвещения, но это не синонимы - ибо отнюдь
не все французские просветители были
материалистами.
Эпоху Просвещения
принято делить на четыре
этапа. В качестве
первого этапа называют
предшественников просвещения -
Пьера Бейля и Жана Мелье. Собственно
первое, старшее поколение
просветителей - Вольтер
и Монтескье. Этот этап
берет начало в конце
10-х годов 18 века и длится
до середины 40-годов.
Второй этап - с середины 40-х
годов до конца 80-х годов
(до Французской революции):
Руссо, Кондильяк и четыре
великих французских
материалиста (Ламетри,
Дидро, Гельвеций и Гольбах).
Третье поколение просветителей,
существовавшее во времена
Великой французской
революции - Кондорсе,
Марешаль и Дюпюи. Это поколение мы рассматривать
не будем, как и некоторых из тех, кого
я назвал.
Классифицируя не по времени, а по идеям,
которые развивались французскими просветителями,
можно сказать, что Просвещение было течением
достаточно неоднородным. Просветителей
можно разделить по различным лагерям:
материалисты и сторонники христианского
мировоззрения, как правило, существовавшего
в различных неортодоксальных формах
(деизм, пантеизм).
К материалистам относятся
Ламетри, Дидро, Гельвеций
и Гольбах, деистическую
религию исповедовал
Вольтер; новую разновидность
подхода к христианству -
религию чувства - развивал
Руссо.
С точки зрения
социальной были сторонники буржуазии
(их большинство) и сторонники бедных
слоев населения - утопические коммунисты.
Поскольку все просветители объединены
идеей переустройства общества, то
вставал вопрос: каким образом
это общество переустраивать? Большинство
просветителей склонялись к идеям
реформизма, меньшинство (например, Мелье,
Руссо) были революционерами.
Собственно просветителями
старшего поколения
являются Монтескье
и Вольтер.
Одно из первых сочинений
Монтескье (полное имя - Шарль Луи де
Секонда, барон де Монтескье, 1689-1775) называется
"Персидские письма",
написано в 1771 году. В
нем Монтескье подвергает
критике существовавший
во Франции строй (абсолютистскую
монархию и феодализм), высказывается
против Церкви, указывая,
что духовенство не
может служить примером
нравственности, и приводит множество
примеров развращенности духовенства.
Он высказывает положение,
что история христианской
Церкви полна войн и
насилия. Поэтому за
многие века своего
существования христианство
оказалось неспособным
установить мир на земле. Как и Бейль,
Монтескье высказывался
за необходимость веротерпимости
и свободы совести.
Вторая его работа - "О
духе законов" (1748). Это
наиболее известная
из его работ, где он
исследует причины существования той
или иной формы социального
устроения на Земле. Монтескье задается
вопросом: почему в разных странах, расположенных
в разных местах, существуют совершенно
различные формы государственного устройства?
Он приходит к выводу, что это не случайно,
Монтескье говорит,
что не сами люди выбирают
себе форму государства
- это зависит от того,
в каком месте они живут,
от климата, преобладающего
в данной местности,
от почвы и множества
других факторов.
Оставаясь на деистических позициях,
Монтескье указывает,
что Бог при сотворении
мира дал обществу и
природе некие законы,
которые распространяются
не только на природный
мир, но и на мир общественный
таким образом, что законы
природы влияют на общество
посредством климата,
почвы и т.п.
*Монтескье заметил, что, скажем, жаркий
климат способствует тому, что господствуют
страсти, а не разум. В странах с жарким
климатом людям не нужно бороться за свое
существование, им не нужно строить теплые
жилища, добывать пропитание с опасностью
для жизни, шить теплую одежду. Поэтому
им не нужно напрягать свой разум, чтобы
совершенствовать жизнь. Они живут постольку,
поскольку природа им это позволяет. К
тому же этот климат способствует тому,
что эти люди гораздо более страстны и
разум не господствует над их страстями.
Поэтому в жарком климате отсутствует
привычка к труду, из-за чего возникает
имущественное неравенство и рабство.
*В странах
же с очень холодным климатом
люди вынуждены все время
И только умеренный климат способствует
тому, что люди вынуждены бороться за существование
(строить жилища, добывать пищу), но все
же у них остается свободное время, которое
они могут посвящать совершенствованию
жизнеустроения. Поэтому в этих странах
(Европа как раз и находится в этом климате)
возможно поступательное развитие цивилизации.
Здесь люди уравновешены, разум и эмоции
их находятся в гармонии; здесь в меньшей
степени есть и рабство и анархия.
*В умеренном поясе господствуют две формы
правления: монархия и республика. Монарх,
так же как и деспот в южных странах, является
единственным правителем, но в отличие
от южного деспота, который существует
сам для себя, монарх уважает законы. Республика
или монархия возникают в зависимости
от других географических факторов: почвы,
величины территории, от наличия морей
или их отсутствия. Если страна мала, люди
могут сами обмениваться информацией
друг с другом, и тогда возникает республиканская
форма правления. В странах же с большой
территорией возникает монархия. Там,
где почва плодородна, развивается земледелие,
что обеспечивает изобилие и богатство;
здесь люди консервативны, а такому складу
ума также соответствует монархия. Там
же, где почва хуже, люди вынуждены передвигаться
с места на место, что способствует общению
людей. Поэтому здесь возникает республика.
Таким образом, мы видим, что у
Монтескье есть много
интересных и верных
наблюдений, но, однако,
его концепция - это яркая форма географического
детерминизма, это
когда форма правления
определяется не потребностями
человека, не верой в
его собственный разум,
а только внешними факторами.
Первым мыслителем, употреблявшим слово
"Просвещение" (и потому первым просветителем
в собственном смысле слова), является
Вольтер. Это его псевдоним, а настоящее
имя - Франсуа Мари Аруэ (1694-1778). Не буду
останавливаться на его биографии, об
этом вы можете прочитать в любой энциклопедии.
Скажу лишь, что он вынужден был много
скитаться. Жил во Франции, потом был выслан
за критику религиозного фанатизма. Жил
в Англии, потом вернулся, затем попал
в Голландию, затем опять во Францию. Жил
в Германии, но в конце концов обосновался
в пригороде Женевы - городе Ферме.
Помимо литературной
деятельности, занимался, как известно,
бизнесом и сколотил себе достаточно
большое состояние. Купил замок
неподалеку от Женевы и последние годы
жизни посвятил литературной деятельности.
Основные идеи Вольтера изложены им в
различных книгах. Он был многогранно
одаренным человеком, и его перу принадлежит
множество литературных произведений
- драм, поэм, а также философских работ.
Если охарактеризовать в нескольких словах
воззрения Вольтера, то можно сказать,
что в теории познания он находился на
сенсуалистических позициях, считая себя
философом, который развивает и пропагандирует
идеи Локка, его сенсуализм и критику врожденных
идей. У Вольтера много полемических
выпадов, сам он был
заядлым спорщиком и
находил счастье в спорах
с другими людьми. Поэтому
его философская концепция
часто выражается в
спорах с различными
философами, в т.ч. его
предшественниками.
Выступал против имматериализма Беркли,
ибо Вольтер говорил,
что материя существует,
поскольку существует
пространство (здесь Вольтер стоял на
позициях Ньютона). Критиковал Лейбница
и его "Монадологию" и противопоставлял
лейбницевским монадам демокритовские
атомы. Критиковал
Декарта и стоял на позициях
философии Ньютона,
который считал, что
нужно познавать материю
и ее свойства (по крайней
мере так думал о Ньютоне
Вольтер, хотя на самом
деле Ньютон, видимо,
считал несколько иначе
- сводить Ньютона к
чистому материализму
ни в коем случае нельзя).
Практически любой трактат
Вольтера, начинался
с рассмотрения вопроса
о том, существует ли
Бог. Именно этот
вопрос, считал Вольтер,
является одним из основных
для выработки мировоззрения.
"Метафизический трактат" в этом
плане не отличается от других работ. Здесь
Вольтер сразу же ополчается
против материалистов,
отрицающих Бога. Он приводит примеры
существования проблем, неразрешимых
без допущения Бога. Понятно, что речь
идет о чисто философском Боге (перефразируя
Паскаля, можно сказать: о "Боге философов,
а не Боге Авраама, Исаака и Иакова").
Первая из этих проблем -
проблема источника
движения. Вторая - проблема
целесообразности в
биологическом мире (почему
все живые существа
действуют исходя из
некоей цели?). Третья -
проблема законов природы (очевидно,
считал Вольтер, что
должен быть некий Законодатель
или, как он Его называл, "Верховный
Геометр"). В противовес материалистическим
взглядам Вольтер выстраивал свою собственную
концепцию, которая называется деизмом
(Бог создает мир, дает ему законы и больше
не принимает участия в развитии мира;
Бог - Творец, но не Промыслитель). Эта концепция
возникает впервые у Анаксагора, хотя
принято почему-то считать, что она появляется
в 17 веке (вероятно, среди ученых, которые
стремятся примирить науку и религию:
с одной стороны, хотят оставаться верными
и последовательными христианами, а с
другой - хотят познавать неизменные законы,
которые в случае допущения Бога-Промыслителя
непонятно откуда берутся).
Итак, Вольтер
развивал деистическую концепцию и
выдвигал в противовес материалистам
несколько доказательств
Третий аргумент вошел
в историю в виде фразы: "Если
бы Бога не было, его
следовало бы выдумать"
(эта фраза часто используется в ином контексте,
подразумевающем, что Вольтер был атеистом).
Это аргумент социально-этический,
исходящий из того, что
нравственность в мире
не может существовать
без допущения Бога.
Даже если Бога не было
бы, Его нужно было бы
выдумать, поскольку
общество атеистов не
может существовать.
В последующие годы
Вольтер несколько изменил
свои религиозные воззрения
и стал на позиции более пантеистические,
считая, того что Бог
все же некоторым образом
участвует в управлении
миром, хотя и не говоря
о Боге как личном существе.
Вольтер боролся против
Церкви, а не против
религии (слова "Раздавите гадину"
имеют в виду не религию, а католическую
церковь; религию же он пытался освободить
от всех, по его мнению, кошмарных наслоений,
которые принесло христианство). Вольтера
ужасают десятки тысяч жертв ветхозаветного
иудаизма и христианства. Ему претят христианские
обряды и обычаи своей бессмысленностью
и бесчеловечностью.
Во Христе он видит только
мудрого человека, которому
он готов поклоняться,
но не как Богу.
Проблема человека - одна из главных
для Вольтера: "Метафизический трактат"
начинается так же, как работы Юма и Локка,
с того, что во главу угла ставится проблема
человека. Человек,
по Вольтеру, существо
свободное, но смертное
в абсолютном смысле,
т.е. душа его не бессмертна.
Смертность души
Вольтер говорил доказывал исходя из
локковского сенсуализма:
поскольку человек познает
при помощи чувств, то
невозможно допустить,
чтобы душа, покинув
тело, могла бы познавать,
т.к. у нее нет никаких
чувств. С таким же успехом, иронически
восклицает Вольтер, я могу допустить,
что эта душа будет есть, пить и справлять
естественные надобности, не имея тела.
Поэтому душа смертна, хотя современники
и критиковали за это Вольтера, упрекая
его в том, что его религиозность непоследовательна:
если он считает, что Бога необходим, то
тогда зачем нужен Бог, если Он не может
наказывать грешников и давать воздаяние
праведникам?
Вольтер считал, что человек, будучи существом
разумным и свободным, обязан самостоятельно
совершенствовать жизнь на земле, а не
уповать на загробную жизнь. Вольтер отрицал
и пессимизм Паскаля, и оптимизм Лейбница.
Он считал, что Паскаль вывел свой пессимизм
из абсолютизации некоторых своих математических
открытий. Познание бесконечно малых и
бесконечно больших привело его к эмоциональному
восприятию места человека в мире, от чего
Паскаль впал в чисто эмоциональный пессимизм.
Оптимизм Лейбница, выражавшийся в формуле:
"Наш мир есть наилучший из возможных
миров, и Бог делает все, чтобы этот мир
становился еще лучше" - беспочвенный.
Оптимизм неправилен и даже вреден, поскольку
он делает ненужными человеческие усилия
по совершенствованию этого мира.
В частности, у Вольтера есть поэма о гибели
Лиссабона - о страшном землетрясении,
в котором город был разрушен и погибло
огромное количество людей. Вольтер со
всем доступным ему сарказмом обрушивается
на Лейбница, говоря, что именно этот мир,
в котором гибнут ни в чем не повинные
люди, является наилучшим из возможных
миров и что Бог, создавший такой мир, не
может быть назван Благим Богом.
По Вольтеру, зло в
мире существует, но
не по причине того,
что Бог его создал таким,
а в силу естественных
законов. Бог не вмешивается
в текущие события и
потому не ответствен
за то, что сейчас происходит.
Нравственное же зло
исходит из людского
неразумия и злой воли,
поэтому за него Бог
также не отвечает.
Пессимистическим идеям Паскаля и оптимизму
Лейбница Вольтер противопоставлял свой
просвещенческий призыв усовершенствовать
общество на основах разума. Просветительской
была и историческая концепция Вольтера,
и именно Вольтер ввел в обиход термин
"философия истории". Как мы помним,
первым философом, введшим историю в качестве
предмета философского размышления, был
Августин; термин же "философия истории"
ввел Вольтер.
По
Вольтеру, человечество
имеет историю, которая
направлена в сторону
прогресса. Имеет
место прогресс знаний,
культуры, хотя он может
прерываться, чередуясь
с эпохами упадка. Но тем не менее
история человечества показывает, что
прогресс все-таки существует.
Вольтер выделяет
четыре эпохи расцвета:
век Перикла в Древней
Греции, век Августа
в Древнем Риме, век
Медичи в эпоху Возрождения
и век Людовика XIV в современности.
Существование этих
периодов обнадеживает
и свидетельствует о
том, что прогресс действительно
существует, и поскольку
человечество становится
умнее, то и такие эпохи
прогресса будут более
длительными и более
постоянными.
Вольтер первым из
историков (а его перу принадлежат и
множество исторических работ, в том числе
и "История России") выдвинул
положение, что нужно
рассматривать не только
европейские народы,
но включать в исторические
концепции все народы,
населяющие землю, поскольку
все люди равны и нельзя
какой-то один народ
предпочитать другим
народам. История
должна быть историей
народов, а не политических
деятелей и правительств.
Вольтер указывал, что для истории и для
человечества постройка шлюза гораздо
важнее, чем деяния какого-нибудь полководца.
Тем не менее, миром правят именно великие
личности - те самые полководцы, о которых
так небрежно сказал Вольтер.
Жан-Жак Руссо
(1712-1778), возможно, одна из самых интересных
и противоречивых фигур французского
Просвещения. Знаменит Руссо стал после
того, как Дижонской академией в 1750 г. был
объявлен конкурс на тему: "Способствовало
ли возрождение наук и искусств улучшению
нравов". Руссо
представил свою работу "Рассуждения
о науках и искусствах", которая
заняла первое место на этом конкурсе,
хотя и была написала в совершенно ином
ключе, чем все остальные представленные
на конкурс работы.
В этой работе Руссо
развивал идею о том,
что ни науки, ни искусства
не способствуют улучшению
нравов, а, наоборот,
играют совершенно противоположную
роль. Он указывает,
что науки вредны, поскольку
создают бедность. Все
народы и правительства
вынуждены тратить огромные
средства на науки и
искусства, которые
нужны только ограниченному
числу людей. Науки и искусства существуют
сами для себя, для очень небольшого слоя
людей, а остальные люди вынуждены расставаться
со своими деньгами, и с каждым годом затраты
на науку и искусство все больше растут.
Кроме того, науки
и искусства сами по
себе имеют неблагородное
происхождение. Руссо перечисляет
различные исторические данные: математика
вытекает из торговли, астрономия - из
астрологии, осужденной Церковью, и т.д.
Поэтому наука и искусство, по образному
сравнению Руссо, есть гирлянды цветов
на цепях, опутывающих народ. Писатели
и ученые высасывают соки из государства,
и трудящиеся беднеют. Хотя, конечно, науки
и искусства нужны: Руссо не был таким
уж мракобесом: но в духе Просвещения указывал
на то, что нужен союз правителей и народа,
чтобы и науки и искусства развивались
так, чтобы не приводить к обнищанию населения
и порче нравов.