Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2011 в 20:29, курсовая работа
Эпоха Возрождения − одна из самых ярких в истории мирового искусства. Она охватывает XVI − первую половину XVII вв. В этот период Беларусь входила в состав Великого княжества Литовского. Своё название − Возрождение (или Ренессанс) − эта эпоха в развитии культуры получила в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу и образцу.
С. Будный подчеркивал, что собственность должна доставаться справедливо: «Абы каждый маетность свою мел у моцы своей. А один у друга абы хитростью, здрадою, пеняньем и коем ли иным обычаем не брал» [1.С.56].
В
целом С. Будный выступал против насилия
в решении межгосударственных вопросов.
Вместе с тем он считал, что войны,
в которых защищается родина,− справедливы.
Несправедливыми считаются те, в которых
война ведется за чужие земли, ради удовлетворения
притязаний правителей. Он выступал за
мир между народами и социально-классовую
гармонию в государстве. Идеи же, которые
разрушают общество, необходимо рассматривать
как богоправные.
2.5 Идея национально-культурного самоопределения Василия Тяпинского
В. Тяпинский в «Предисловии» выступает страстным защитником народной культуры и родного языка. Свой народ он не ставит выше других народов, но и не считает хуже их. А поэтому имеет право слушать слово Божье, читать, писать и учиться на родном языке, который, как никакой другой, формирует человеческий разум, развивает способности к наукам.
Тяпинский
был глубокого обеспокоен состоянием
национальной духовной культуры, и
в частности упадком
Василий Тяпинский утверждает свою принадлежность к «зацной монархии словенской», его нередко рассматривают «первым глашатаем» славянского единства в Беларуси, возрождения Руси, ее просвещения и консолидации. «Где бы бо не рекучи, – писал он, имея в виду древнерусские княжества, – в часы давние посмотрели, яко то был зацный, славный, довстипный народ их у умеетности, и яко многокрот посторонние учоные народы их мудрость мусели похвалят и овшем се от них учат…».
Исторической
заслугой В.Тяпинского является, таким
образом, решительная и смелая защита
и пропаганда родного языка, культуры
своего народа.
2.6 Учение Волана о соотношении свободы, закона и власти
В
учении Волана о соотношении свободы,
закона и власти моральные и социально-
Политическим
идеалом Волана является монархия,
которая «руководит и правит народом с
помощью законов». Закон – «властитель
граждан и короля». Монарх же, по мнению
мыслителя «должен быть ничем иным, как
говорящим законом».
Заключение
В данной курсовой работе мною было осуществлено исследование такой темы как Социально-политическая мысль белорусского ренессанса. Рассмотрев основной материал по данной теме, мы пришли к ряду выводов.
Белорусские мыслители эпохи Возрождения обогатили отечественную философскую культуру многими гуманистическими идеями, наметили перспективы дальнейшего развития философской и общественно-политической мысли в Беларуси. Например, в этической мысли наблюдается переоценка духовно-моральных ценностей. Обосновывается идея самодостаточности земной жизни, формируется ренессансно-гуманистический идеал личности, человек рассматривается в своем мирском, светском предназначении. В центре внимания - проблема "человек - общество", отодвигающая на второй план проблему "человек - Бог". В качестве идеала утверждается деятельная, социально активная жизнь, направленная на достижение общего блага, а в качестве важнейших добродетелей человека − мудрость, способность морального самосовершенствования, гражданственность, предприимчивость, трудолюбие и др.
Важнейшим результатом развития отечественной ренессансно-гуманистической общественно-философской мысли является скорининская идея приобщения народа к духовно-культурным ценностям.
Идея Скорины, Будного и других о возможности достижения морального идеала собственными усилиями, без церковного посредничества, являлась проявлением важнейшего принципа ренессансного мировоззрения − свободы. Идеологи радикального гуманизма утверждали новую социальную общность людей, основанную на принципах равенства, братства, человеколюбия, социальной справедливости.
Важной являлась проблема совершенствования общества и государства. История стала рассматриваться не только как результат божественного вмешательства, но и как арена свободной деятельности человека. Получает развитие естественная теория происхождения права и морали, общедоговорная теория происхождения общества и государства. В политической мысли приобретают распространение идеи свободы личности, равенства перед законом, правового общества и государства.
Важнейшим
результатом духовно-
Получили обоснование идеи государственного суверенитета, верховенства закона, религиозной свободы, прав человека, веротерпимости (великокняжеские грамоты 60 - 80-х годов, Статуты ВКЛ, произведения С.Будного, Л.Сапеги, А.Волана и др.). Традиционно актуальной продолжала оставаться идея генетического родства со славянским миром и его культурой, духовной, религиозно-церковной общности белорусского, украинского и русского народов. Если попытаться представить основополагающие компоненты белорусского самосознания этого периода в качестве триады, то это: христианский гуманизм, национальная культура, конституционная монархия.
Вместе
с тем следует отметить, что
общественно-политическое сознание данного
периода отягощено грузом сословно-корпоративных,
классово-иерархических
Очевидна необходимость широкого и всестороннего изучения и сохранения национального культурного наследия во всем его богатстве – фольклора и языка, древней книжности, традиций просветительства и гуманизма, величественных идей свободы и равенства, идеалов революционной освободительной борьбы, высоких примеров самоотверженного труда во имя возвышения и благополучия народа, развития его культуры. И активизация работы в этом направлении есть необходимая предпосылка нового этапа формирования национальной культуры. Вместе с тем следует подчеркнуть, что сами возможности развития национальной культуры в современных условиях находятся в прямой зависимости от успешности реализации задач по кардинальному преобразованию нашей жизни.
Список использованных источников
1. Будный Сымон. Катехизис. Несвиж, 1562.
2. Гусоўскі М. Песня пра зубра: на лацінскай, беларускай, рускай мовах. Мн., 1980.
3. Идеи гуманизма в общественно-политической и философской мысли Белоруссии / К.П. Буслов [и др.]. – Минск: Наука и техника, 1977. – 280 с.
4. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: учебное пособие / А.А. Козел. – Минск: Амалфея, 2004. – 352с.
5. Майхрович А.С. Поиск истинного бытия и человека: Из истории философии и культуры Беларуси / Под ред. Д.И. Широканова – Минск: Навука i тэхника, 1992. – 247 с.
6. Мысліцелі і асветнікі Беларусі: Энцыкл. даведнік / Сачанка (гал. рэд.) [і інш.]. – Мн.: Беларуская энцыклапедыя, 1995. – 671 с.: іл.
7. Падокшын С.А. Фiласоўская думка эпохi Адраджэння ў Беларусi / С.А. Падокшын. – Мiнск: Навука i тэхнiка 1990. – 286 с.
8. Памятники философской мысли Белоруссии XVII – первой половины XVIII в./В.В. Дубровский, М.В. Кушуба, С.А.Подокшин и др. – Мн.:Навука i тэхнiка, 1991. – 319 с.
9. Подокшин, С.А. Возрождение // Франциск Скорина и его время: Энциклопедический справочник. – Минск, 1991.
10. Подокшин, С.А. Реформация и общественная мысль Белоруссии и Литвы (вторая половина XVI – начало XVII в.). – Минск, 1970.
11.Подокшин С.А Скорина и Будный. Мн., «Наука и техника»,1974.− 176с.
12. Саверчанка,І.В. Сымон Будны – гуманіст і рэфарматар / І.В. Саверчанка. – Мн.: Універсітэцкае, 1993. – 222 с.
13. Скарына Францыск. Прадмовы і пасляслоўі. Мн., 1969.
14. Скарына Францыск. Творы: Прадмовы, сказанні, пасляслоўі, акафісты, пасхалія / уступ. арт., падрыхт. тэкстаў, камент., слоўнік А.Ф. Коршунава, паказальнікі А.Ф. Коршунава, В.А. Чамярыцкага. – Мн., 1990.
15. Старостенко В.В. Общественная и философская мысль в Беларуси X-XVII вв: учебное пособие / В.В. Старостенко. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 216 с.
16. Статут Великого княжества Литовского 1588 года. – Минск, 1960.
17. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы: Дооктябрьский период: Закономерности развития, проблемы исследования / Под редакцией А.С. Майхровича, Р.М. Плечкайтиса. – Мн.: Навука i тэхнiка, 1987. – 336 с.
18. Цукерман, А.Я. Философская мысль в Беларуссии середины XVIII века / науч. ред. Н.С. Купчин. – Мн.: Наука и техника, 1980. – 112 с.
Информация о работе Социально-политическая мысль белорусского Ренессанса