Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:31, реферат
Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.
Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека. Функционально выделены из окружающей среды пространство непосредственного обитания (жилище и поселения), территория вокруг него, включающая особые зоны хозяйственных циклов. У племен, ведущих охотничье-собирательский образ жизни эти зоны образуются в зависимости от циклов восстановления леcных растений и животных в той экосистеме, в которую включено племя. С возникновением древних земледельческих обществ особое значение приобретают зоны плодоносных земель. Например, для жителей Древнего Египта зона по берегам Нила была особым пространством, имевшим решающее значение для судеб этой цивилизации.
Социальное пространство
и время
Возникновение социально
организованной материи связано
с формированием новых, качественно
специфических пространственно-
Пространственные
структуры, характеризующие общественную
жизнь, не сводятся ни к пространству
неживой природы, ни к биологическому
пространству. Здесь возникает и
исторически развивается особый
тип пространственных отношений, в
котором развивается человек
как общественное существо. Социальное
пространство, вписанное в пространство
биосферы и космоса, обладает особым
человеческим смыслом. Оно функционально
расчленено на ряд подпространств,
характер которых и и взаимосвязь
исторически меняются по мере развития
обществ.
Уже на ранних стадиях
человеческой истории формируются
особые пространственные сферы жизнедеятельности,
значимые для человека. Функционально
выделены из окружающей среды пространство
непосредственного обитания (жилище
и поселения), территория вокруг него,
включающая особые зоны хозяйственных
циклов. У племен, ведущих охотничье-
Освоенное человеком,
«очеловеченное», и неосвоенное
пространство природы с точки
зрения природных свойств не различаются.
Но в социальном плане их различие существенно.
Оно определено отношениями человека
к миру, исторически складывающимися особенностями
воспроизводства способов человеческой
деятельности и поведения.
Специфические черты
и характеристики социального пространства
отражаются, хотя и не всегда адекватно,
в мировоззрении человека соответствующей
исторической эпохи. Например, в древних
мифах ясно прослеживается представление
о качественном различии частей пространства,
противопоставление упорядоченного пространства
человеческого бытия остальному
пространству, в котором действуют
недобрые и непонятные человеку силы.
В этих представлениях в фантастической
форме отражалось реальное различие
между «очеловеченным»
Привычные нашему здравому
смыслу представления о пространстве,
где все точки и направления
одинаковы (физика эти свойства определяет
как однородность и изотропность
пространства), возникли в качестве доминирующих
мировоззренческих образов на относительно
поздних этапах человеческой истории.
Их становление в качестве мировоззренческих
ориентиров в европейской культуре происходило
в эпоху формирования ранних буржуазных
отношений и было связано с ломкой мировоззренческих
ориентации, возникших в эпоху средневековья.
Средневековому мышлению было свойственно
рассматривать пространство как некоторую
систему разнокачественных мест. Каждое
из них наделялось определенным символическим
значением. Различался земной греховный
мир и мир небесный — мир «чистых сущностей».
Чтобы понять особую
природу социального
Специфика социального
пространства тесно связана со спецификой
социального времени, которое является
внутренним временем общественной жизни
и как бы вписано во внешнее
по отношению к нему время природных
процессов.
Социальное время
является мерой изменчивости общественных
процессов, исторически возникающих
преобразований в жизни людей. На
ранних стадиях общественного развития
ритмы социальных процессов были
замедленными. Родо-племенные общества
и пришедшие им на смену первые цивилизации
древнего мира воспроизводили на протяжении
многих столетий существующие социальные
отношения. Социальное время в этих обществах
носило квазициклический характер. Ориентиром
общественной практики было повторение
уже накопленного опыта, воспроизводство
действий и поступков прошлого, которые
выступали в форме священных традиций.
Отсюда особая ценность прошлого времени
в жизнедеятельности традиционных обществ.
Человек древнейших цивилизаций жил, как
бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось
ему золотым веком. Не случайно в традиционных
обществах понятия «древний» и «хороший»,
«добрый» были почти синонимами.
Идея направленности
времени и ориентация на будущее
возникли в культуре значительно
позднее. Линейно направленное историческое
время проявляется наиболее отчетливо
в обществе эпохи формирования капиталистических
отношений. Капиталистическая система
производства по сравнению с предшествующими
ей формациями привела к резкому
ускорению развития производительных
сил и всей системы социальных
процессов. Еще в большей мере
это ускорение свойственно
Таким образом, социально-историческое
время течет неравномерно. Оно
как бы уплотняется и ускоряется
по мере общественного прогресса. Причем
само ускорение социально-
Социальное время,
как и социальное пространство, имеет
сложную структуру. Оно возникает
как наложение друг на друга различных
временных структур. В рамках исторического
времени, в котором происходят события,
характеризующие историю
Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизмов ее изменения и развития как важного аспекта динамики социально организованной материи, что своеобразно проявляется в индивидуальной жизни людей.