Социальное пространство и социальное время

Автор: Татьяна Коронова, 31 Августа 2010 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

Пространственные структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Социальное пространство и время………………………………………………….4-5
2. Понятия пространства и времени……………………………………………………..6
3. Единство материи, движений, пространства и времени…………………………..7-8
4. Конечное и бесконечное……………………………………………………………9-11
Заключение……………………………………………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………………………....13

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

КРАСНОЯРСКИЙ  ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ  
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
(НОУ ВПО) 
 
 
 

        Факультет: «Экономики  и управления»
        Специальность: «Государственное  и муниципальное управление»
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Философия.

Тема: «Социальное пространство и социальное время» 
 
 
 
 
 
 

          Выполнил: Студентка 1 курса,

          5-1334/1-1 группы

          Коронова Т. В.

          Проверил: Яковлев В. Г.
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Красноярск, 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………………………..3

1. Социальное  пространство и время………………………………………………….4-5

2. Понятия пространства  и времени……………………………………………………..6

3. Единство материи, движений, пространства и времени…………………………..7-8

4. Конечное и  бесконечное……………………………………………………………9-11

Заключение……………………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………………....13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Возникновение социально организованной материи  связано с формированием новых, качественно специфических пространственно-временных структур.

   Пространственные  структуры, характеризующие общественную жизнь, не сводятся ни к пространству неживой природы, ни к биологическому пространству. Здесь возникает и исторически развивается особый тип пространственных отношений, в котором развивается человек как общественное существо. Социальное пространство, вписанное в пространство биосферы и космоса, обладает особым человеческим смыслом. Оно функционально расчленено на ряд подпространств, характер которых и взаимосвязь исторически меняются по мере развития обществ.

    Уже на ранних стадиях человеческой истории формируются особые пространственные сферы жизнедеятельности, значимые для человека.

    Привычные нашему здравому смыслу представления  о пространстве, где все точки и направления одинаковы (физика эти свойства определяет как однородность и изотропность пространства), возникли в качестве доминирующих мировоззренческих образов на относительно поздних этапах человеческой истории.

    Их  становление в качестве мировоззренческих  ориентиров в европейской культуре происходило, в эпоху формирования ранних буржуазных отношений и было связано с ломкой мировоззренческих ориентации, возникших в эпоху средневековья. Средневековому мышлению было свойственно рассматривать пространство как некоторую систему разнокачественных мест. Каждое из них наделялось определенным символическим значением. Различался земной греховный мир и мир небесный — мир «чистых сущностей».

    Специфика социального пространства тесно  связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

Социальное время  является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На ранних стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Социальное  пространство и время.
 

    Если  бы существовал только один вид реальности, то и присущие ему пространство и время наличествовали бы в единственном числе. Но выше мы пришли к выводу, что существует много видов реальности. В этой связи логично ставить вопрос о различных видах пространства и времени. Обсудим этот сложный философский вопрос.

    Часто о пространстве и времени рассуждают безотносительно к научным данным, вне теории. В таком случае, как правило, приходят к выводам, которые их авторам кажутся очевидными, а в действительности являются ошибочными. Так, утверждается, что пространство и время представляют собой самостоятельные, ни от чего не зависящие сущности, субстанции. Пространство — это, мол, пустота, а время — безостановочный космический режим, реальность которого не зависит от вещей. Рассматриваемые представления наивны и ошибочны, они не находят подтверждения в науках. Так, учеными было выяснено, что пустота как объект физического исследования не существует. Нет такого насоса, который мог бы обеспечить существование пустоты, нет ее и в космосе. То, что древние называли пустотой, в действительности является особой физической средой, вакуумом, которому присущи различные характеристики, в том числе и пространственные. Безмолвствует наука также относительно времени как независимого от всех явлений космического феномена. Таким образом, сведения о пространстве и времени следует, черпать из наук, осмысливая и при необходимости корректируя их данные.

    Интересные  сведения о пространстве и времени  накопили физические науки. Уже в ньютоновской механике были выявлены трехмерность, однородность и изотропность макрофизического пространства и одномерность, однородность и необратимость макрофизического времени. Трехмерность пространства означает, что для описания пространственных характеристик вещей достаточно использовать всего три переменные (х, у, z). Для описания одномерности времени достаточно одной переменной. Однородность пространства означает, что характер физических явлений не зависит от места их наличествования. Однородность времени фиксирует одинаковость физических явлений, их независимость от того, когда они произошли.

    Изотропность пространства означает, что определенность физических явлений не зависит от того, в каком направлении они происходят. Необратимость времени означает, что длительность явлений нарастает. Речь идет о так называемой стреле времени, время, как часто говорят, не может повернуть вспять.

    Благодаря специальной теории относительности были обнаружены релятивистские пространственные эффекты типа сокращения длин. Общая теория относительности позволила выявить особые свойства пространства в гравитационных явлениях, где, как выражаются, пространство искривлено. Квантовая механика показала особо тесную связь пространственных и импульсных характеристик физических объектов (обычно пространственным характеристикам присуща некоторая степень неопределенности). Новейшая физика элементарных частиц дает веские основания считать пространство в микромире не трехмерным, а, например, девятимерным.

    Специфические черты и характеристики социального  пространства отражаются, хотя и не всегда адекватно, в мировоззрении человека соответствующей исторической эпохи. Например, в древних мифах ясно прослеживается представление о качественном различии частей пространства, противопоставление упорядоченного пространства человеческого бытия остальному пространству, в котором действуют недобрые и непонятные человеку силы. В этих представлениях в фантастической форме отражалось реальное различие между «очеловеченным» пространством и пространством природы, остающимся вне сферы человеческой деятельности.

    Чтобы понять особую природу социального  пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений.

    Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организация обладает над природными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов — все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами по себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Понятия пространства и времени. 

    Все тела имеют определенную протяженность  — длину, ширину, высоту. Они различным образом расположены друг относительно друга, составляют части той или иной системы. Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Явления характеризуются  длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

Пространство  и время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Не только, события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство  имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь, одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

Правильное понимание сущности пространства и времени; тесно связано с научной картиной мира в целом. В мире все дифференцировано, расчленено на относительно устойчивые внеположные образования. Процессы, которые, происходят в них и обусловливают их сохранение (воспроизведение), а вместе с тем и их изменение, тоже дифференцированы — они составляют последовательность сменяющих друг друга состояний объекта. Таким образом, в целостной картине мира каждый объект является лишь относительно выделенной частью более общей системы, а каждое 
явление — относительно выделенным звеном общего процесса: Пространство и время существуют объективно, вне и независимо от сознания. Их свойства и закономерности также объективны, не являются порождением мысли. Чувствуй, как в своем неумолимом потоке уносит нас время, мы не можем ни остановить его, ни задержать, не можем вернуть ни одного прожитого мига. Течение времени находится вне нашего контроля. Мы столь же бессильны перед ним, как щепка перед речным потоком.
 
 
 
 
 

3. Единство материи, движений, пространства и времени.  

    Существовало воззрение, согласно которому пространство — это как бы грандиозное вместилище, куда помещена материя. Время мыслилось наподобие потока, все увлекающего за собой и все поглощающего. Считалось, что мировое пространство заполнено абсолютно неподвижным эфиром, а в движущемся теле ощущается «Эфирный ветер», подобный ветру, который овевает бегущего человека. Так сначала пространство отрывается от протяженных вещей, а время — от реальных процессов, а затем говорится об их абсолютном бытии. Согласно Ньютону, пространство неизменно, неподвижно, его свойства не зависят ни от чего, в том числе и от времени; они не зависят ни от материальных тел, ни от их движения; Из пространства можно убрать все тела, и все же пространство останется, и свойства его сохранятся. Такие, же взгляды были у Ньютона и на время. Он считал, что время течет одинаково во всей Вселенной и это течение не зависит ни от чего, а поэтому время абсолютно.

    Идея  абсолютного пространства и времени  соответствовала определенной физической картине мира, а именно: системе взглядов на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Изменение физической, картины мира изменило и воззрения на пространство и время. Открытие электромагнитного поля и выяснение несводимости поля к состояниям механической среды — мирового эфира — вскрыли несостоятельность классической картины мира. Оказалось, что  материя не может быть представлена как совокупность отдельных, строго отграниченных друг от друга элементов. В действительности частицы вещества связаны друг с другом в единые системы полем, действие которого передается с конечной скоростью, одинаковой в любой замкнутой системе (со скоростью света в вакууме).

Информация о работе Социальное пространство и социальное время