Социальная система как единство подсистем и их взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 14:19, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении темы: «Социальная система как единство
подсистем и их взаимоотношений». Задачи работы: рассмотреть структуру общества как целостного социального организма, основные сферы жизни общества, выявить особые свойства общества как целого.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…
1. Структура общества как целостного социального организма……………..
2. Основные сферы жизни общества…………………………………………...
3. Особые свойства общества как целого……………………………………...
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Контр.2.docx

— 37.05 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Введение 3

1.Структура общества как целостного социального организма……………….4

2.Основные сферы жизни общества. 10

3.Сущностные свойства общества как системы……………………………….13

Заключение 15

Список используемой литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Что такое общество?   Общество - совокупность людей:  
- объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;  
- характеризующаяся устойчивостью,  целостностью,  саморазвитием и наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение. Философский подход к пониманию гласит, что общество — это обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество рассматривается как вневременное, внепространственное явление.

В процессе жизнедеятельности люди объединялись с целью достижения и удовлетворения своих жизненно  необходимых потребностей, недоступных силами каждого в  отдельности. В результате между  ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Данные отношения  приобретают устойчивый характер, и  само общество предстает как совокупность общественных отношений. Понятие общества охватывает не только всех ныне живущих  людей, но и все прошлые и будущие  поколения, т.е. все человечество в  его истории и перспективе. Человеческое общество представляет целостную систему, которая исторически возникла и  непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественного изменения. Социальная философия в процессе изучения общества выделяет в нем ряд основных сфер, которым присущи собственные  законы функционирования и развития.

 Цель работы состоит в изучении темы: «Социальная система как единство

подсистем и их взаимоотношений». Задачи работы: рассмотреть структуру общества как целостного социального организма, основные сферы жизни общества, выявить особые свойства общества как целого.

  1. Структура общества как целостного социального организма
 

Современная философия исходит из представления, что окружающий нас мир разделен, дискретен, но вместе с тем един, континуален. Он состоит из отдельных  частей, объектов, а также включает в себя многообразные свойства этих объектов, которые выражают специфику  связей, взаимоотношений этих объектов друг с другом. Являясь органической частью природы, общество вместе с тем  характеризуется как система, имеющая  более сложную структуру, организацию, чем природные системы.  
Как и всякая природная структура, структура общества включает в себя не только отдельные элементы, части в виде отдельных людей и их объединений, но также их свойства и отношения, позволяющие нам отделить одни социальные объекты от других. Нет и не может быть общества без тех или иных групп, объединений людей, также как и без отдельных индивидов, выступающих в качестве далее неделимых «социальных атомов», «первокирпичиков» социального бытия. Человек обрел свои основные родовые качества как существо коллективное. Поэтому человек и общество всегда были и будут находиться в неразрывной связи друг с другом подобно двум сторонам одной медали. Но все же человек и общество — явления разные, они далеко не тождественны друг другу. Точно так же как живой организм обладает свойствами, которых нет ни у одной из составляющих его многочисленных клеток, так и общество представляет собой не только нечто большее, чем отдельный индивид, но также и нечто более сложное, чем простая сумма всех составляющих его индивидов. Каждая социальная общность поэтому представляет собой не только совокупность индивидуальных качеств составляющих ее людей, но и совокупность некоторых собственных качеств, которых нет ни у одного из составляющих ее индивидов и которые придают данной общности ее своеобразие, уникальность. 
И это своеобразие любой социальной общности, семьи, рода, племени, народности, нации, человеческого общества в целом, их отличие от составляющих их отдельных людей объясняются тем, что все указанные общности включают в себя еще один важнейший компонент — социальные связи, взаимодействия, отношения между людьми. В русской философской традиции (А.С. Хомяков, С.Н. Трубецкой) эта составляющая общественной жизни обозначалась термином соборность, коллективизм. Именно эти взаимодействия как внутри групп, так и между ними, их бесконечное многообразие и специфичность придают каждой из общностей неповторимый колорит и позволяют нам различать счастливые и несчастные семьи, великие и малые народы, стабильные, прогрессивные государства и нестабильные, клонящиеся к упадку. 
Таким образом, социальная структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:

1) это  совокупность индивидов, людей,  их объединений, 

2) совокупность  взаимодействий, связей, отношений  между людьми и социальными  группами. 
Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для социологов делом гораздо более сложным, нежели изучение отдельных людей, их организаций и объединений, обнаружить и исследовать которые было не столь трудно. Дело в том, что связи и взаимоотношения между людьми носят незримый, бесплотный, невещественный характер. Вот почему значение этих незримых связей и отношений в общественной жизни было понято далеко не сразу. Хотя можно предполагать, что их значительная роль давно ощущалась людьми на интуитивном уровне, о чем свидетельствует тот факт, что один из самых значимых социальных институтов, возникший на основе духовной связи между людьми, обозначается термином религия, восходящему к латинскому слову religare, означающему отношение, связь. 
Однако немало предрассудков в оценке их роли сохраняется и поныне. Самыми распространенными из них являются следующие два заблуждения: 
- крайний индивидуализм, или анархизм; 
- воинствующий коллективизм, наиболее опасным проявлением которого является фашизм. 
С точки зрения крайнего индивидуализма, или социального нигилизма, существуют только отдельные люди, личности, а общественные связи, взаимоотношения, следовательно, и общество не существуют. Отсюда следует, что категория «общество» есть вымысел, чистая фикция, за которым не скрывается ничего реально существующего. Следствием подобного подхода и является анархизм, отрицающий роль объективных общественных связей, взаимодействий, а следовательно, и значение различного рода общественных организаций и государства. Так, по мнению русского социолога, видного теоретика анархизма, создателя концепции «безгосударственного общества» П.А. Кропоткина (1842—1921), свобода личности будет обеспечена, « ...если только основной идеей общины станет полная свобода, отсутствие власти — анархия». 
Напротив, по мнению сторонников крайнего, воинствующего коллективизма, социальные явления, отражаемые понятиями «общество», «государство», не только реально существуют, но и представляют собой более высокую ценность, чем индивиды, из которых это общество состоит. Суть этой концепции выражается следующей формулой: «существует только общество, одно лишь общество и ничего кроме общества». Отдельные люди, по мнению сторонников этой концепции, представляют собой всего лишь частицы, винтики, «моменты», как выражался Гегель, более широкого целого, подобно тому как руки и ноги являются частями человеческого тела, которые отдельно от него существовать не могут. 
Оба этих предрассудка, несмотря на их казалось бы отвлеченный, теоретический характер, тем не менее, как показывает исторический опыт, могут послужить идейным источником многих человеческих страданий и бед, что еще раз свидетельствует, насколько опасными могут быть мировоззренческие заблуждения.[3,c.69-70] 
Конечно, два указанных компонента общественной организации — люди и их взаимоотношения — еще не выражают всей сложности структуры общества. Они представляют собой лишь две ее главные, несущие опоры. В действительности же структура общества не двухмерна, она сложна, многомерна, представляет собой множество различных частей и элементов, которые могут быть сведены к двум основным только в целях удобства восприятия читателем этого многогранного социального явления. 
Очевидно, что реально существующее, живое общество предстает перед нами во всем многоцветье своих ярких красок, во всем многообразии бесчисленных элементов и частей. Социальная система включает в себя в качестве своих подсистем материальную, духовную и другие сферы жизни, каждая из которых имеет свои компоненты. Так, духовная сфера включает в себя религию, науку, искусство, право, нравственность и т.д. Все эти многообразные части общества скреплены, слиты между собой благодаря множеству связей, взаимодействий, которые и превращают совокупность отдельных элементов социальной структуры в единую целостность, подобно тому, как тесные связи между клетками создают живой организм. 
Несомненно, что общество все же существенно отличается от природных систем, не только физических, но и биологических, своей особой сложностью. Поэтому при социально-философском анализе социальной системы используется весьма сложный понятийный аппарат. 
Так, наряду с понятиями, широко применяемыми для описания природных систем, такими, как «элемент», «отношение», «организация», «система», «структура», в социальной философии используются и такие специальные социально-философские понятия, как: «субъект», «объект», «идеальное», «социальная деятельность» и др. 
Создание этого понятийного аппарата явилось результатом длительного исторического процесса развития философской мысли. 
Первые представления об органической целостности, системности в природе и обществе зародились уже в древней философии. Так, в древнекитайской философии (Лао-цзы, Конфуций) они определялись категорией Дао, а в древнегреческой (Платон, Аристотель) — понятием Логос. Оба этих понятия выражали одну и ту же мысль об упорядоченности, организованности мира, органическом единстве составляющих его частей, неба и земли, природы и общества, личности и власти. 
Но наиболее глубоко проблему системности разработали мыслители XIX—XX вв.: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Макс Вебер, Питирим Сорокин, Толкотт Парсонс и др. Им принадлежит заслуга детальной разработки основных понятий современной социальной философии. К числу этих понятий относятся следующие: 
Элемент или часть общества представляют собой мельчайшую частииу социальной системы или некоторую их совокупность. В качестве элементов и частей могут выступать как отдельные люди или их объединения, так и те или иные отношения между ними, а также возникающие на основе этих отношений организации, институты. 
Указанные понятия во всяком случае обозначают нечто относительно простое, более элементарное, чем социальная система в целом. Составляющие общество элементы, части, подсистемы весьма многообразны, многокачественны, иерархичны. 
Под отношениями понимается определенная связь, взаимозависимость между частями, элементами общества. Отношения — своего рода невидимый цементирующий материал, который сплачивает людей в общество, превращает его в целостный монолит. 
Устойчивые, постоянные, повторяющиеся отношения, взаимодействия между людьми постепенно приводят к формированию в обществе стабильных групп, институтов, которые в свою очередь вступают в те или иные взаимоотношения между собой. Богатство и разнообразие социальных отношений являются признаками развитого демократического общества, и наоборот, их однообразие, неразвитость, скудость свидетельствуют о тоталитарном, недемократическом характере того или иного общества. 
Понятие «структура» как раз и отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему устойчивых связей, отношений, а также совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. 
Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей. 
При характеристике социальной жизни часто используются и парные категории «субъект» и «объект». Они тесно связаны между собой, хотя и противоположны по смыслу. 
Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на объект, представляющий собой более пассивное явление. 
В качестве объекта могут выступать как веши, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая. 
И наконец, обобщающее понятие социальной философии: 
категория социальной структуры охватывает всю совокупность связей и отношений социальных субъектов (по поводу тех или иных объектов), образующих целостный социальный организм.[6,c.382-384] 
 
 
 
 

2.  Основные сферы жизни общества

Взгляды мыслителей на структуру общества различаются  так же, как и их взгляды на его сущность. Определить структуру  общества означает выявить, из каких  элементов оно состоит и как  эти элементы взаимосвязаны. В марксизме  в качестве основных элементов общества выделяются базис и надстройка. Базисом  называются производственные отношения, основным элементом которых считается  форма собственности на средства производства. Надстройка – это  совокупность идеологических отношений, институтов, теорий, идей. Базис является определяющим элементом, надстройка же может способствовать развитию базиса или тормозить его, не оказывая решающего влияния.

Общественную  жизнь можно рассматривать как совокупность разнообразных видов деятельности, в ходе которых осуществляются производство и воспроизводство самого человека как материального и духовного существа.  Эти виды деятельности можно рассматривать как элементы общественной системы.

Экономическая сфера представляет собой способ производства, распределения, обмена и  потребления материальных благ. Она  включает в себя потребности, интересы и созданное в соответствии с  ними производство. Материальные потребности человека первичны по отношению к его интересам, они выражают необходимость, нужду в таких предметах и условиях, которые способствовали бы поддержанию жизнедеятельности системы. На основе потребности формируются определенные интересы, и человек направляет свою деятельность на создание производства с целью их удовлетворения. Поскольку материально-экономическая сфера создает основу для существования общества и человека, она является определяющей.

Политическая  сфера – это сфера управления обществом на уровне государства. Целью  политики является сохранение или создание наиболее приемлемых для определенных социальных слоев или классов, а также для страны в целом условий и способов осуществления власти. Помимо государства в управлении обществом принимают участие политические партии, движения, профсоюзы, общественные организации. Управление государством осуществляется на основе права – системе законов и норм общественной жизни, закрепленной в конституции. Политическая и правовая сферы общества возникли вместе с возникновением классов, когда появилась необходимость в защите правящих классов в их претензии на господство. Право называют волей господствующего класса, возведенной в закон.

Социальная  сфера жизни связана с удовлетворением  потребностей человека в жилье, пище, одежде, образовании, поддержании здоровья, безопасности. Социальная сфера теснейшим образом связана с благосостоянием общества и личности. Субъектами социальной сферы являются различные социальные группы, которые возникают на основе определенных признаков. По отношению к средствам производства выделяются классы, по уровню доходов и профессиональной принадлежности – страты или слои, по этническим характеристикам – нации, народности, племена. Каждая общность есть субъект социальной сферы, создающий определенную специфику специальности, в которой реализуется общее целое.[1,c.70-71]

Духовная  сфера — это сфера отношений  людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения  и усвоения всеми слоями общества. Важную и все более возрастающую роль в общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. Правда, эти ценности, так  или иначе, материализуются в  физических вещах, носителях этих духовных ценностей, в книгах, картинах, скульптурах  или же в современных электронных  носителях информации. Но все же главное в этих предметах —  не их материальная сторона, а их духовное содержание, заключенные в них  идеи, образы, чувства.

В процессе духовной деятельности человек познает  окружающий мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значимость для него тех или иных природных и социальных явлений. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все формы деятельности, человек глубже познает себя, свой духовный мир. И хотя некоторые направления современной философии доказывают ограниченность возможностей человеческого познания, нельзя не признать, что все достижения современной цивилизации в значительной мере — результат развития науки, искусства, религии, духовного производства в целом. Именно поэтому деятельность ученого, художника, композитора, конструктора, архитектора, служителя религиозного культа пользуется признанием общества, имеет высокий социальный статус даже в кризисные моменты общественного развития. Роль духовного производства проявляется, однако, не только в его больших созидательных, но, к сожалению, и в немалых негативных, разрушительных возможностях. [4,c.374] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Сущностные  свойства общества как системы
 

Все социальные группы и институты, их взаимоотношения, образуемые ими сферы общественной жизни в реальности всегда существуют вместе, взаимосвязаны, перекрещиваются, взаимопроникают друг в друга. Поэтому  указание свойств составных частей общества еще не объясняет его  общего состояния и его общего действия. Только находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают общество как единую систему, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими его  отдельным частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из его  составных частей. Если отдельная  часть ещё может быть понята вне  целого, то целое, как учил Аристотель, может быть понято, хотя и на основе учета свойств составляющих его  элементов, но вместе с тем только как нечто большее, как нечто  иное, чем простая сумма своих  составляющих частей. Так, свойства воды не сводятся к качествам составляющих её элементов – водорода и кислорода. Поэтому, чтобы понять общество как  целое, нужно изучить не только его  части, но и выявить особые свойства общества как целого. [6,c.392]

Информация о работе Социальная система как единство подсистем и их взаимодействия