Социальная философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:19, реферат

Описание работы

Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.
В мифах выделяется:
•Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).
•Теогония (происхождение богов).
•Антропогония (происхождение человека).

Работа содержит 1 файл

настя философия.docx

— 46.70 Кб (Скачать)

Видимо, есть основание  разделить «регионы» («социальные  организмы») на формационные, т. е. такие, которые объединяют страны с общественным строем, характер которого определяет главное содержание эпохи, и неформационные, объединяющие страны с отношениями, нетипичными для данной эпохи. Такое разделение поможет понять характер межформационного взаимодействия и своеобразие развития отдельных регионов в рамках определенных исторических эпох.

Понятие формационного  региона может быть применено  для типизации стран социалистической и капиталистической систем, борьба которых определяет основное содержание современной эпохи.

В Программе КПСС, в документах Совещаний коммунистических и рабочих партий с позиций  учения об общественно-экономических  формациях дан научный анализ содержания современной эпохи как  эпохи перехода от капитализма к  социализму. На XXIV съезде КПСС эти теоретические  оценки нашли новое подтверждение. Современные условия, отмечалось в  Отчетном докладе ЦК КПСС, характеризуются  противоборством двух мировых систем. Причем решающей, ведущей силой современности  является рабочий класс и социалистическая система.

Наряду с двумя  основными типами общественных отношений  — капитализмом и социализмом  — в современную эпоху существуют страны «третьего мира», куда входят большинство стран Азии, Африки, Латинской Америки, где чрезвычайно широко представлены неформационные отношения.

В современную историческую эпоху вопрос о перспективах развития стран «третьего мира» превратился  в одну из актуальнейших проблем  современности. Суть дела состоит в  следующем: неизбежно ли страны, находящиеся  на уровне докапиталистических отношений, должны подвергаться империалистической эксплуатации и пройти стадию капитализма, или в существующих исторических условиях они не обязательно должны составлять резерв капитализма, могут  миновать этот этап развития и двигаться  по направлению к социализму?

Решая вопрос о судьбе докапиталистических укладов в  современную эпоху, необходимо первоначально  выяснить, способны ли отдельные страны перескакивать через этапы социальной эволюции, которые исторически неизбежны  для общества в целом.

К. Маркс отмечал, что  общество в целом не может миновать ни одной из исторически необходимых  ступеней в своем развитии. Эти  ступени составляют генетический ряд  социальных типов, в котором нельзя выбросить ни одного звена, не нарушив  объективной логики социальной эволюции, не извратив его действительного  содержания.

Однако реальный исторический процесс гораздо богаче и многограннее, чем его сущность. Опыт истории показывает, что отнюдь не каждая страна обязательно проходит все формационные типы общества. Это обстоятельство историки подметили уже давно и сформулировали соответствующий закон, получивший название закона исторической корреляции. Суть этого закона в следующем: если определенный тип общества (формация) исторически изжил себя, то страны, запоздавшие в своем социально-экономическом развитии, могут непосредственно переходить под влиянием прогрессивных стран к более высокому социальному типу, который вновь нарождается или определяет лицо данной исторической эпохи. Опираясь на исторический опыт, В. И. Ленин разработал учение о возможности некапиталистического развития стран, запоздавших в своей социально-экономической эволюции.

Анализируя новую  историческую эпоху, начало которой  положила Великая Октябрьская социалистическая революция, В. И. Ленин пришел к выводу, что капитализм в этих условиях исторически  изжил себя. Это вовсе не означает, что он крайне ослаб и превратился  в общественный строй, не способный  к ожесточенной борьбе и сопротивлению  силам прогресса. Капитализм до сих  пор еще достаточно крепок. Он стремится  приспособиться к новой обстановке в мире. В. И. Ленин отнюдь не призывал смотреть на империализм, как на «бумажного тигра». Капитализм изжил себя исторически  в другом смысле. В современных  условиях капитализм не имеет исторических перспектив. Он давно уже перестал быть эталоном социального прогресса. Капитализм в современную эпоху  превратился в оплот реакции. Этот строй раздирается непримиримыми  внутренними противоречиями. «Общий кризис капитализма, — как было подчеркнуто  на XXIV съезде КПСС,— продолжает углубляться» . Этот общественный строй не может вызывать симпатии народов, добившихся национального освобождения и вставших на путь самостоятельного развития. В новых исторических условиях притягательной силой для этих стран становится социализм, которому принадлежит будущее. В современную эпоху именно этот строй служит эталоном социального прогресса. Борьба двух мировых систем в настоящее время находит отзвук во всех странах земного шара, в том числе и в странах «третьего мира». Все более решительное воздействие социалистической системы на ход мировых событий является тем международным катализатором, который создает условия для некапиталистического развития в ряде таких стран.

В Отчетном докладе  ЦК КПСС XXIV съезду партии значительное место отведено странам «третьего  мира» и проблеме некапиталистического пути развития . В докладе отмечается, что сегодня «в Азии и Африке уже немало стран, вставших на некапиталистический путь развития, т. е. взявших курс на строительство в перспективе социалистического общества. По этому пути идут многие государства. В них осуществляются — и чем дальше, тем больше — глубокие социальные изменения, которые отвечают интересам народных масс, ведут к укреплению национальной независимости» (3).Однако определенные успехи развивающихся стран не должны заслонять объективных трудностей коренной перестройки отсталых общественных отношений на некапиталистических началах.

С точки зрения внутреннего  развития, суть некапиталистического пути состоит в постепенном вызревании тех объективных и субъективных предпосылок социализма, которые  в передовых странах складывались на капиталистической основе. Путь, пройденный капиталистическими странами, как бы в эмбриональной форме (в сокращенные сроки при наличии  иной социально-политической обстановки) должен быть повторен в ходе некапиталистического развития. В. И. Ленин обращал внимание на длительность и сложность такого перехода, на необходимость четкого  определения тех промежуточных  ступеней, которые способны подвести докапиталистическую экономику  к социализму. Он подчеркивал, что  «надо понять, какие посредствующие пути, приемы, средства, пособия нужны  для перехода докапиталистических  отношений к социализму» 

Некапиталистический путь развития предполагает одно непременное  условие: тесные контакты стран, вступивших на этот путь, с Советским Союзом и другими странами социалистического  содружества. Только тесный союз с рабочим  классом социалистических

стран может гарантировать  выбор правильного курса на строительство  в перспективе социалистического  общества. Ленинская теория некапиталистического пути развития нашла практическое подтверждение  в Монгольской Народной Республике, в среднеазиатских республиках  Советского Союза, в практике развития к социализму ранее отсталых народностей  нашей страны. Новый этап исторического  развития показывает жизненность этой теории и в современных условиях.

Выделение основных тенденций (закономерностей) исторической эпохи  дает возможность разобраться в  своеобразии каждой отдельной страны, определить специфику ее экономического и социально-политического строя, а также перспективы ее дальнейшего  развития. «...Только знание основных черт данной эпохи,— отмечал В. И. Ленин,—  может послужить базой для  учета более детальных особенностей той или иной страны» 

Большим вкладом в  марксистскую теорию явилось развитие В.И.Лениным учения о коммунистической формации, основные черты которой были определены К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Диалектико-материалистический анализ коммунистической формации дал  возможность В. И. Ленину вывести  «идеально-средний тип» коммунистического  общества, в теоретической форме  раскрыть сущность новой ступени  в историческом развитии человечества. Экономическую основу этого общества составляла общенародная собственность  на орудия и средства производства и коммунистический принцип распределения  материальных благ: от каждого по способностям и каждому по потребности.

Наряду с типологическим аспектом рассмотрения коммунистической формации В. И. Ленин развил и генетический аспект, показав коммунистическое общество в его становлении. Поскольку  коммунизм рождается не сразу, коммунистическая формация распадается на две фазы. Первая фаза — это неразвитое коммунистическое общество, получившее название социализма, вторая — собственно коммунизм. Следуя марксистско-ленинскому учению, нельзя две фазы коммунистического общества — социализм и коммунизм —  рассматривать как самостоятельные  формации, так как речь идет об одном  и том же типе общества, находящемся  на разных ступенях своего развития. В этой связи необходимо еще раз подчеркнуть, что решающим признаком, позволяющим относить, определенные общественные отношения к данной формации, является не количественный признак (уровень развития общественных отношений), а качественный {принадлежность их к определенному социальному типу). Следует обратить внимание на существенную особенность абстрагирования самого понятия «коммунистическая формация».

Если капиталистическая  формация, как определенный социальный тип, представляет собой продукт  идеализации, отбора и теоретического обобщения существенных признаков, свойственных реальным странам, то коммунистическая формация представляет собой модель будущего общества. Эта модель была логически выведена на основании  теоретического анализа капиталистической  формации, законов ее функционирования, развития и гибели. Изучение противоречий буржуазного строя дало возможность  осуществить научное предвидение  результатов их разрешения, позволило  предугадать существенные черты  коммунистического общества.

Научное предвидение  будущего общества, осуществленное классиками марксизма-ленинизма, не было гаданием или беспочвенной мечтой; оно имело  основание в глубоком понимании  объективной сущности социального  прогресса.

Абстрактно-теоретическая  модель коммунистического общества может быть только одна, точно так  же, как возможна лишь одна абстрактно-теоретическая  модель капитализма. Из противоречий, в которых раскрывается сущность капиталистического общества, можно  вывести только строго определенный тип будущего общества, точыо так же, как из объективно верных логических посылок можно сделать единственный истинно научный теоретический вывод. Учение о коммунистической формации не только позволило понять сущность общественных отношений будущего общества, но также раскрыло существенные черты и закономерности его генезиса.

Коммунизм, как показали классики марксизма-ленинизма, коренным образом отличается от эксплуататорских типов общества, основанных на частной  собственности на орудия и средства производства. Этот новый тип общества не может зарождаться в недрах общественных порядков, противоположных  ему по содержанию, к тому же санкционированных  и поддерживаемых диктатурой эксплуататорских классов. Учитывая такое своеобразие  генезиса коммунистической формации, К. Маркс пришел к выводу о неизбежности переходного периода между капитализмом и социализмом. В. И. Ленин теоретически обосновал общеобязательность переходного периода для всех стран, строящих социализм, и глубоко раскрыл его содержание, присущие ему существенные черты и закономерности. Однако было бы ошибочно считать, что переходный период является этапом коммунистической формации. К коммунистической формации имеет отношение только социалистический уклад, который вызревает в борьбе с капиталистическим и докапиталистическим укладами. Лишь общие закономерности становления социалистического уклада имеют непосредственную генетическую связь с коммунизмом. Разработанное В. И. Лениным учение о коммунистической формации превратилось в теоретический фундамент созданного им плана строительства социализма и коммунизма, который в силу его всесторонней теоретической обоснованности приобрел международное значение. Основу этого плана составляют общеобязательные закономерности, учет которых является непременным условием успешного построения нового общества.

Наличие общих черт в генезисе социалистических общественных отношений, отраженных в ленинском  плане, нашло всестороннюю проверку в практике социалистического строительства. В Программе КПСС и программных  документах международного коммунистического  движения особо выделяется теоретическая  основа ленинского плана построения социализма и указываются общеобязательные черты становления новых общественных отношений .

Однако теоретически всеобщие принципы ленинского плана  нельзя рассматривать как своего рода схему, из которой можно автоматически  получить ответы на любые вопросы, возникающие  в ходе решения практических задач, без учета конкретных условий, особенностей каждой отдельной страны. Подобный подход к делу чреват крайне вредными и опасными практическими последствиями. Теоретические положения, обладающие достоинством всеобщности, всегда раскрывают лишь сущность определенного процесса, которая в каждой конкретной ситуации проявляется по-своему, в своеобразных формах. Поэтому характер социалистических преобразований и социалистические порядки в различных странах  в их особенном, специфическом проявлении не могут быть похожи друг на друга, как не могут быть абсолютно сходными два листка одного и того же дерева или две капли воды. Практика социалистического  строительства со всей очевидностью показала всю опасность распространения  практических выводов, сделанных в  одной стране, на страны с иными  социальными особенностями. Совпадение процесса социалистического строительства  в общетеоретической модели предполагает неограниченное многообразие форм его  проявления. 
 
 
 
 
 

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального  обучения

Волгоградский Институт Бизнеса 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Социальная философия»

По дисциплине :философия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка:

 группы 1МТ -111бсз

Каштанова А.В.

Проверил преподаватель: 

Волгоград 2011г.

Информация о работе Социальная философия