Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:19, реферат
Первоначально развивались на основе мифологического мировоззрения.
В мифах выделяется:
•Космогония (представления о происхождении космоса, Земли, неба и Солнца).
•Теогония (происхождение богов).
•Антропогония (происхождение человека).
Видимо, есть основание разделить «регионы» («социальные организмы») на формационные, т. е. такие, которые объединяют страны с общественным строем, характер которого определяет главное содержание эпохи, и неформационные, объединяющие страны с отношениями, нетипичными для данной эпохи. Такое разделение поможет понять характер межформационного взаимодействия и своеобразие развития отдельных регионов в рамках определенных исторических эпох.
Понятие формационного
региона может быть применено
для типизации стран
В Программе КПСС,
в документах Совещаний коммунистических
и рабочих партий с позиций
учения об общественно-экономических
формациях дан научный анализ
содержания современной эпохи как
эпохи перехода от капитализма к
социализму. На XXIV съезде КПСС эти теоретические
оценки нашли новое подтверждение.
Современные условия, отмечалось в
Отчетном докладе ЦК КПСС, характеризуются
противоборством двух мировых систем.
Причем решающей, ведущей силой современности
является рабочий класс и
Наряду с двумя
основными типами общественных отношений
— капитализмом и социализмом
— в современную эпоху
В современную историческую
эпоху вопрос о перспективах развития
стран «третьего мира»
Решая вопрос о судьбе
докапиталистических укладов в
современную эпоху, необходимо первоначально
выяснить, способны ли отдельные страны
перескакивать через этапы
К. Маркс отмечал, что общество в целом не может миновать ни одной из исторически необходимых ступеней в своем развитии. Эти ступени составляют генетический ряд социальных типов, в котором нельзя выбросить ни одного звена, не нарушив объективной логики социальной эволюции, не извратив его действительного содержания.
Однако реальный исторический процесс гораздо богаче и многограннее, чем его сущность. Опыт истории показывает, что отнюдь не каждая страна обязательно проходит все формационные типы общества. Это обстоятельство историки подметили уже давно и сформулировали соответствующий закон, получивший название закона исторической корреляции. Суть этого закона в следующем: если определенный тип общества (формация) исторически изжил себя, то страны, запоздавшие в своем социально-экономическом развитии, могут непосредственно переходить под влиянием прогрессивных стран к более высокому социальному типу, который вновь нарождается или определяет лицо данной исторической эпохи. Опираясь на исторический опыт, В. И. Ленин разработал учение о возможности некапиталистического развития стран, запоздавших в своей социально-экономической эволюции.
Анализируя новую
историческую эпоху, начало которой
положила Великая Октябрьская
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии значительное место отведено странам «третьего мира» и проблеме некапиталистического пути развития . В докладе отмечается, что сегодня «в Азии и Африке уже немало стран, вставших на некапиталистический путь развития, т. е. взявших курс на строительство в перспективе социалистического общества. По этому пути идут многие государства. В них осуществляются — и чем дальше, тем больше — глубокие социальные изменения, которые отвечают интересам народных масс, ведут к укреплению национальной независимости» (3).Однако определенные успехи развивающихся стран не должны заслонять объективных трудностей коренной перестройки отсталых общественных отношений на некапиталистических началах.
С точки зрения внутреннего
развития, суть некапиталистического
пути состоит в постепенном
Некапиталистический путь развития предполагает одно непременное условие: тесные контакты стран, вступивших на этот путь, с Советским Союзом и другими странами социалистического содружества. Только тесный союз с рабочим классом социалистических
стран может гарантировать
выбор правильного курса на строительство
в перспективе
Выделение основных тенденций
(закономерностей) исторической эпохи
дает возможность разобраться в
своеобразии каждой отдельной страны,
определить специфику ее экономического
и социально-политического
Большим вкладом в марксистскую теорию явилось развитие В.И.Лениным учения о коммунистической формации, основные черты которой были определены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Диалектико-материалистический анализ коммунистической формации дал возможность В. И. Ленину вывести «идеально-средний тип» коммунистического общества, в теоретической форме раскрыть сущность новой ступени в историческом развитии человечества. Экономическую основу этого общества составляла общенародная собственность на орудия и средства производства и коммунистический принцип распределения материальных благ: от каждого по способностям и каждому по потребности.
Наряду с типологическим
аспектом рассмотрения коммунистической
формации В. И. Ленин развил и генетический
аспект, показав коммунистическое общество
в его становлении. Поскольку
коммунизм рождается не сразу, коммунистическая
формация распадается на две фазы.
Первая фаза — это неразвитое коммунистическое
общество, получившее название социализма,
вторая — собственно коммунизм. Следуя
марксистско-ленинскому учению, нельзя
две фазы коммунистического общества
— социализм и коммунизм —
рассматривать как
Если капиталистическая
формация, как определенный социальный
тип, представляет собой продукт
идеализации, отбора и теоретического
обобщения существенных признаков,
свойственных реальным странам, то коммунистическая
формация представляет собой модель
будущего общества. Эта модель была
логически выведена на основании
теоретического анализа капиталистической
формации, законов ее функционирования,
развития и гибели. Изучение противоречий
буржуазного строя дало возможность
осуществить научное
Научное предвидение будущего общества, осуществленное классиками марксизма-ленинизма, не было гаданием или беспочвенной мечтой; оно имело основание в глубоком понимании объективной сущности социального прогресса.
Абстрактно-теоретическая модель коммунистического общества может быть только одна, точно так же, как возможна лишь одна абстрактно-теоретическая модель капитализма. Из противоречий, в которых раскрывается сущность капиталистического общества, можно вывести только строго определенный тип будущего общества, точыо так же, как из объективно верных логических посылок можно сделать единственный истинно научный теоретический вывод. Учение о коммунистической формации не только позволило понять сущность общественных отношений будущего общества, но также раскрыло существенные черты и закономерности его генезиса.
Коммунизм, как показали классики марксизма-ленинизма, коренным образом отличается от эксплуататорских типов общества, основанных на частной собственности на орудия и средства производства. Этот новый тип общества не может зарождаться в недрах общественных порядков, противоположных ему по содержанию, к тому же санкционированных и поддерживаемых диктатурой эксплуататорских классов. Учитывая такое своеобразие генезиса коммунистической формации, К. Маркс пришел к выводу о неизбежности переходного периода между капитализмом и социализмом. В. И. Ленин теоретически обосновал общеобязательность переходного периода для всех стран, строящих социализм, и глубоко раскрыл его содержание, присущие ему существенные черты и закономерности. Однако было бы ошибочно считать, что переходный период является этапом коммунистической формации. К коммунистической формации имеет отношение только социалистический уклад, который вызревает в борьбе с капиталистическим и докапиталистическим укладами. Лишь общие закономерности становления социалистического уклада имеют непосредственную генетическую связь с коммунизмом. Разработанное В. И. Лениным учение о коммунистической формации превратилось в теоретический фундамент созданного им плана строительства социализма и коммунизма, который в силу его всесторонней теоретической обоснованности приобрел международное значение. Основу этого плана составляют общеобязательные закономерности, учет которых является непременным условием успешного построения нового общества.
Наличие общих черт
в генезисе социалистических общественных
отношений, отраженных в ленинском
плане, нашло всестороннюю проверку
в практике социалистического
Однако теоретически
всеобщие принципы ленинского плана
нельзя рассматривать как своего
рода схему, из которой можно автоматически
получить ответы на любые вопросы, возникающие
в ходе решения практических задач,
без учета конкретных условий, особенностей
каждой отдельной страны. Подобный
подход к делу чреват крайне вредными
и опасными практическими последствиями.
Теоретические положения, обладающие
достоинством всеобщности, всегда раскрывают
лишь сущность определенного процесса,
которая в каждой конкретной ситуации
проявляется по-своему, в своеобразных
формах. Поэтому характер социалистических
преобразований и социалистические
порядки в различных странах
в их особенном, специфическом проявлении
не могут быть похожи друг на друга,
как не могут быть абсолютно сходными
два листка одного и того же дерева
или две капли воды. Практика социалистического
строительства со всей очевидностью
показала всю опасность распространения
практических выводов, сделанных в
одной стране, на страны с иными
социальными особенностями. Совпадение
процесса социалистического
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального обучения
Волгоградский
Институт Бизнеса
Реферат на тему: «Социальная философия»
По дисциплине
:философия.
Выполнила студентка:
группы 1МТ -111бсз
Каштанова А.В.
Проверил преподаватель:
Волгоград 2011г.