Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 07:54, реферат
Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.
Введение
Смысл жизни в моем понимании
Смысл жизни (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир"
Жизнь Виктора Франкла
ФГОУ
ВПО « Чувашский
По дисциплине: Философия
На тему: Смысл
жизни
Чебоксары
2011
Содержание:
1.Смысл жизни
— тема вечная и столь же
важная, как и сама жизнь. Что
такое человек? Какова природа
человека? От чего зависит смысл
человеческой жизни? Подобного
рода вопросы интересуют людей
с давних пор. Человек –
уникальное творение Вселенной.
2. Целью написания
реферата является рассмотрение проблемы
смысла жизни человека, основываясь на
взглядах мыслителей различных эпох и
направлений.
Мы живем. Доподлинно неизвестно, почему, но так уж вышло, что мы рождаемся, дышим спим, едим… И наблюдаем за миром…
И лишь где-то в середине своей жизни, в промежутке между стиркой белья и шатанием по Интернету, мы вдруг задаем себе вопрос: «Зачем?» Зачем мы живем в этом жестоком, нежном, мудром, глупом, циничном, трепетном, непонятном мире? Зачем мы подвергаем мукам свою мать, рождаясь на свет, а потом терзаем ее то детскими болезнями, то переходным возрастом? Зачем мы женимся и выходим замуж?
Итак, в чем же может заключаться смысл жизни человека? Да во всем. В чашке утреннего кофе, в написании анонимок соседям, в выгуливании собаки по вечерам… Осознание такого смысла не приходит в голову, и считается чем-то несерьезным, мелким и ничего незначащим. Именно поэтому, когда человек, ошарашенный внезапным пониманием того, что ему здесь и сейчас нужно найти смысл, он сразу же обращается к более солидным, «популярным» теориям. Можно выделить, так сказать, топ-десятку того, ради чего по мнению большинства стоит жить на Земле. Это: брак, дети, дружба, жизнь, любовь, наука, религия, труд, семья и пороки. Подробно я рассмотрела детей, любовь. Два всем близких и понятных слова, которые мы слышим каждый день, но редко задумываемся над их значением.
Итак…Дети, для родителей - это их продолжение, бессмертие, надежда… Сначала маленькие комочки, закутанные в одеяло, затем - потешные человечки со своим собственным взглядом на мир, после - нескладные подростки, болеющие то агрессивностью, то юношеским максимализмом… Кто-то взрослеет в 17 лет, кто-то остается ребенком всю жизнь, но независимо от этого родители опекают, помогают, поддерживают - каждый по своему. Только для кого-то это обязанность, для кого-то - выполнение долга, а для кого-то жизненная цель. Или иначе - смысл жизни.
Любовь. Определений этого понятия столько же, пожалуй, сколько найдется достаточно самонадеянных людей, которые попытаются сделать определение любви. Но любовь упорно не поддается описаниям - она приходит ко всем по разному: к кому-то в метро, к кому-то на отпуске; к кому-то днем, к кому-то в полночь: к кому-то с цветами, а к кому-то - с пакетом кефира в руках… Она вездесуща и неуловима; она ужасающе красива и потрясающе отвратительна, она непонятна никому и не понята никем…
Любите, будьте любимы, растворяйтесь в любви, но не позволяйте ей растворяться в вас самих - ограничивайте дозы, внимательно изучайте способы употребления сладостного любовного напитка, а иначе он потеряет свой вкус и остроту. А может быть, смыслом жизни есть сама жизнь? Ответ прост. И сложен. Идеален. И противоречив. Прозрачен. Но бездоказателен.
Я не знаю ответа на этот вопрос. Каждый должен выбрать для себя что-то, что близко ему. Моей целью было лишь обнажить перед вами чувства и помыслы, которые могут стать смыслом жизни, представить их немного в ином свете, чем тот, в котором мы привыкли их видеть. Я ничего не утверждаю категорично, ведь жизнь - это такая странная штука, и нельзя ни в чем быть уверенным до конца.
Смысл жизни (по роману Л. Н. Толстого "Война и мир")
Л.Н.
Толстой был писателем
Главная
проблема, которую ставит в своем
романе писатель, - проблема человеческого
счастья, проблема поисков смысла жизни.
Его любимые герои - Андрей Болконский,
Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы,
герои ищущие, мучающиеся, страдающие.
Для них характерна неуспокоенность души,
желание быть полезным, нужным, любимым.
Я хотела бы остановиться подробнее на личности самого любимого и близкого писателю героя - на личности Пьера Безухова. Подобно Андрею Болконскому, Пьер - честен и высокообразован. Но если Андрей - рационалист (у него рассудок преобладает над чувствами), то Безухов "натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться". Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения в поисках смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок: ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на легкомысленной красавице Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни. Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы. В этот критический момент Безухов попадает в руки масона Баздеева. Этот "проповедник" ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно-мистического общества, которое призывало к нравственному совершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви, и это помогает ему направлять свои силы на благоустройство крепостных.
Он собирался освободить крестьян, учредить больницы, приюты, школы. Война 1812 года заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона: "Или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона". Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят". Вид оживленных и потных мужиков-ополченцев, с громким говором и хохотом работающих на поле, "подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал он до сих пор о торжественности и значительности настоящей минуты".
Еще более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым, который, по мнению Толстого, является частицей народной массы. От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости, в общении с ним "обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде". Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени.
Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: "Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться, А спокойствие - душевная подлость". Так же неспокойны душевно и другие герои романа Толстого: Андрей Болконский, который достигает гармонии с самим собой только на Бородинском поле, Наташа, когда становится женой и матерью, Николай, сделав карьеру военного. Показав судьбы своих героев, Толстой подтвердил свою мысль: "Человек есть все, все возможности, есть текучее вещество". Толстой сумел выполнить главную задачу - показать и уловить момент текучести жизни.
Жизнь Виктора Франкла
В молодости Виктор Франкл, практикуя в психиатрической клинике, несколько лет работал с людьми, которые пытались покончить с собой. После насильственного присоединения Австрии к фашистской Германии, ему, как и сотням тысяч австрийских евреев, грозила отправка в лагеря смерти. Но Франклу, уже известному психиатру и психологу, удалось получить визу на выезд в США.
После долгих колебаний он отказался от визы и решил остаться, чтобы поддержать престарелых родителей, которые не могли с ним уехать. Все они вместе попали в концлагерь. Но жертва Франкла не была напрасной — его отец и мать умерли хотя и в концлагере, но на руках у сына. Франкл провел в концлагерях четыре года, причем большую часть времени в одном из самых страшных — в Освенциме. Все эти годы он разделял чудовищные страдания с тысячами людей и, помогая многим, стал свидетелем того, как люди умирали и как боролись за жизнь. Он убедился: в чудовищных, нечеловеческих условиях долго держались отнюдь не самые крепкие физически. Держались те, кто не потерял надежды и старался выжить ради кого-то и ради чего-то: вернуться к любимому человеку или к любимому делу, найти и вырастить ребенка, веря, что он уцелел, вновь увидеть родных и близких... Сам факт, что у людей был смысл, оказался важнее и сильнее здоровья, физической силы или попытки выжить любой ценой. В концлагере Франкл был свидетелем удивительных примеров силы духа, силы любви и дружбы, способных творить чудеса, но также тысячу раз убеждался, как низко может пасть человеческое существо, когда звереет. У него тоже был смысл, было ради чего бороться за жизнь: в концлагере он хранил рукопись книги с первым вариантом учения о смысле и заботился сначала о том, чтобы она уцелела, а потом, когда это не удалось, надеялся восстановить утраченный текст. Кроме того, Франкл верил, что жена, которую он очень любил и с которой его разлучили в лагере, жива и что после освобождения они встретятся.
Франкл выжил благодаря силе своего духа и своих надежд, и, может быть, именно это заставило саму судьбу вмешаться и изменить ход событий, чтобы не случилось самое страшное: по счастливой случайности он не попал ни в одну из групп, отправленных на уничтожение. После освобождения он узнал, что одна из его надежд не оправдалась — его жена погибла в концлагере. Оставшись один, Франкл нашел для себя новый смысл жизни — помогать другим людям обрести смысл, ибо, как он писал, «каждому времени требуется своя психотерапия». Он много выступал, и постепенно его имя стало известно всему миру; его книги выходят миллионными тиражами на десятках языков. Встречи с ним искали президенты великих держав, философы, ученые и религиозные деятели.
Ведь смысл смысл
жизни для каждого из нас — просто расти
в любви.