Смысл жизни как философско-этическая проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:14, контрольная работа

Описание работы

Начиная рассмотрение проблемы смысла человеческого бытия, вспомним определение человека, данное Э. Кассирером: человек прежде всего животное символическое, живущее в новой, созданной им самим реальности — символическом универсуме, состоящем из бесчисленного множества символических нитей, на которые опирается каждый из составляющих эти нити символов. Символ многозначен, «бесконечен и бездонен», не столько концентрат знания, сколько указание, обозначение определенной направленности, «план, проект или программа жизнедеятельности» (М. Бахтин).

Содержание

1. Введение. Постановка проблемы смысла жизни…………………………....3
2. Смысл жизни в русской философии…………………………………………7
3. Решение проблемы смысла жизни в философии Запада………………….10
4. Вывод………………………………………………………………………....13
5. Список литературы…………………………………………………………..15

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

3. Решение проблемы смысла жизни в философии Запада

    В последние годы на Западе и у нас  были проведены наблюдения над теми, кто перенёс клиническую смерть. Их состояние и особенно рассказы о том, что им пришлось пережить после умирания, заставили многих по-новому взглянуть на проблемы жизни и смерти, на загадочные и до сих пор необъяснимые проявления человеческой психики. Освещение проблемы жизни после смерти необходимо представителям многих профессий и научных направлений. Доктор философии Раймонд Моуди не пытается доказать, что есть жизнь после смерти и не претендует на то, что изучил само явление смерти, но из поисков становится очевидным, что умирающий пациент продолжает осознано относится к окружающему и после клинической смерти. Он твёрдо убеждён, что этот феномен имеет огромное значение не только со стороны теории и практики, особенно в областях психологии, психиатрии, медицины, философии, теологии, но и для нашей жизни повседневной. Если всё, что  обсуждалось реально, то это не может не иметь огромного значения для каждого из нас. Тогда поистине выходит, что мы не можем полностью постичь эту жизнь, не бросив взгляд на то, что лежит за её чертой. [9]

    Хочется думать, что к решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. Большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом. Речь идёт о том, что социальная философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль не только для каждого народа, но и каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы рушатся, а новые не успели сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится в  пограничной ситуации, на грани бытия или небытия, и каждый должен делать свой нелёгкий выбор, который порой приводит к трагической развязке. Логотерапия, созданная В. Франклом, смогла помочь миллионам людей. Её задача состоит в том, чтобы справиться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными человеческой жизнью. Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Логотерапия Виктора Франкла ставит своей задачей помочь обрести людям, нуждающимся в этом, смысл жизни и тем самым излечить душу, ибо не так уж страшна смерть, по большому счёту, а страшна жизнь, лишенная смысла.

    Утверждая уникальность и неповторимость смысла, Франкл тем не менее, отвергает некоторые  из философий жизни. Так смыслом жизни не может быть наслаждение, ибо оно есть внутреннее состояние человека (субъекта). По той же логике человек не может стремиться к счастью, он может искать лишь причины для счастья. Далее он вводит представление о ценностях жизни - смысловых универсалиях: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путём реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Ценности творчества являются наиболее важными, но необходимыми. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или лучшим вариантом осмысленной жизни. Индивид, который, никогда не любил и не был любим, тем не менее, может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом. Новизна подхода Франкла связана с ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца - до последнего дыхания.

    Правильной  постановкой вопроса является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни  вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент, ибо каждая ситуация несёт в себе свой смысл, разный для разных людей, но для каждого он является единственным и единственно истинным. Не только от личности к личности, но и от ситуации к ситуации этот смысл меняется. Основной тезис Франкла: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. [10, 11] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      4. Вывод

      Сами  поиски смысла жизни уже дают осмысленность  нашему существованию. Смысл жизни  нельзя найти готовым, раз и навсегда данным и утвержденным в бытие. Смысл жизни не дан, а задан. Все готовое и существующее независимо от нас есть либо мертвое, либо чуждое и нам непригодное. Смысл жизни должен быть живым, так как  он - смысл нашей жизни, он находится внутри, а не во вне нас.

    Приемлемо и допустимо одно самое главное - это постоянный рост личности, самосозидание, стремление к физическому интеллектуальному, эмоционально-чувственному и духовному  совершенствованию. Кто может реализовать  себя в жизнь, кто может придать свой смысл жизни? Только личность. Сила личности не имеет ничего общего с господством. Господство личности - симптом её слабости, социальное порождение невежества, страха и эгоизма. Сила личности, напротив, основана на знании, смелости и сотрудничестве. Сила личности - синоним мудрости, опыт, добытый сердцем и увенчанный интеллектом. А что такое самоконтроль? Самоконтроль - это сознательное, творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне.

    Понимает  истинный смысл жизни лишь тот  человек, который добивается поставленной цели, ибо он может дерзновенно мыслить и действовать без малейших колебаний, а не жалкое существо, с потребностями, ограниченными плотскими вожделениями. Не надо уходить от действительности, надо учиться жить в ней. Никто ещё не нашёл смысл жизни в наркотиках, безудержном пьянстве, разврате, жадности, корысти, похоти властвования, зависти, злобности, склонности к насилию, что в целом приводит к разрушению личности, нравственному и физическому страданию.  

    От  рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того, что мы считаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим действиям значительность и наполнить наши дни на земле смыслом и размахом, которых не сможет уничтожить и наш конец - смерть. 
 

Список литературы:  

  1. Философия: Учебник / Под ред. Т. И. Кохановской.- 2-е издание, «Феникс», Ростов – на – Дону, 2001 г.
  2. Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е издание, М.: Гардарики, 2003 г.

3.  Русская  Философия. Малый энциклопедический словарь. Москва, 1995 г.

4. Русская философия 9-19 вв. / А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров, 2002 г.    

5. Смысл жизни в русской философии. Конец 19 – начало 20 века / Под ред. А. Ф. Замалеева, Санкт - Петербург, М: Наука, 1995 г.

6. История русской философии, ч. 2, В. В. Зеньковский, 1991 г.

7. История русской философии, Н. О. Лосский. – М.: Высшая школа, 1991 г.

8. Социальная философия / Под ред. В.Н. Лавриненко, 1995 г.

9. Жизнь земная и последующая, Москва, Изд. полит. лит., 1991г.

10. Человек в поисках смысла. В. Франкл, М.: Прогресс, 1990 г.

11. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. Б. Г. Юдин, 2004 г.  

Информация о работе Смысл жизни как философско-этическая проблема