Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 20:06, реферат
Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.
Введение………………………………………………………………………3
1. Структура природы человека…………………………………………4
2. Биологическое и социальное в человеке……………………………...7
3. Смысл жизни человека………………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………..14
Литература…………………………………………………………………….16
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение.
Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.
Ещё доисторическим
людям на степени их мифологического
мировоззрения было известно, что
причиной всего этого является что-то,
которое находится в самом
человеке. Это "что-то" они назвали
душой. Платон сделал величайшее научное
открытие. Он установил, что душа человека
состоит из трёх частей: разума, чувств
и воли. Весь духовный мир человека
рождается именно его разумом, его
чувствами и его волей. Не смотря
на неисчислимое разнообразие духовного
мира, его неисчерпаемость, в нём,
в самом деле, нет ничего другого,
кроме проявлений интеллектуальных,
эмоциональных и волевых
В структуре природы человека можно обнаружить три составляющие её части: природа биологическая, природа социальная и природа духовная.
Биологическая природа человека сформировалась на протяжении длительного, в 2,5 миллиарда лет, эволюционного развития от сине-зеленых водорослей до Homo Sapiens. В 1924 году английский профессор Лики обнаружил в Эфиопии остатки австралопитека, который жил 3,3 миллиона лет тому назад. От этого далёкого предка происходят современные гоминиды: человекообразные обезьяны и люди.
Возрастающая линия эволюции человека прошла такие ступени: австралопитек (ископаемая южная обезьяна, 3.3 миллиона лет тому назад) - питекантроп (обезьяночеловек, 1 миллион лет тому назад) - синантроп (ископаемый "китайский человек", 500 тысяч лет) - неандерталец (100 тысяч лет) - кроманьонец (Homo Sapiens ископаемый, 40 тысяч лет) - человек современный (20 тыс. лет тому назад). При этом надо учитывать, что наши биологические предки появлялись не один за другим, а длительное время выделялись и жили вместе со своими предшественниками. Так, достоверно установлено, что кроманьонец жил вместе с неандертальцем и даже ... охотился на него. Кроманьонец, таким образом, был своеобразным каннибалом - съедал своего ближайшего сородича, предка.
За показателями биологического приспособления к природе человек значительно уступает подавляющему большинству представителей животного мира. Если человека возвратить в животный мир, - он потерпит катастрофическое поражение в конкурентной борьбе за существование и сможет проживать только в узкой географической полосе своего возникновения - в тропиках, по обе стороны близко к экватору. У человека нет тёплой шерсти, у него слабые зубы, вместо когтей - слабые ногти, неустойчивая вертикальная походка на двух ногах, предрасположенность ко многим заболеваниям, деградированная иммунная система...
Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека - его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард - всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % - остаются неиспользованным "серым веществом".
В
биологической природе человека
генетически закладывается
Биологическая природа - это та единственная реальная основа, на которой рождается и существует человек. Каждый отдельный индивид, каждый человек существует с того времени и до тех пор, пока существует и живёт его биологическая природа. Но со всей своей биологической природой человек принадлежит животному миру. И рождается человек только как животный вид Homo Sapiens; рождается не человеком, а только кандидатом на человека. Новорождённому биологическому существу Homo Sapiens ещё только предстоит стать человеком в полном смысле этого слова.
Описание социальной природы человека начнём с определения общества. Общество - это объединение людей для совместного производства, распределения и потребления материальных и духовных благ; для воспроизводства рода своего и своего образа жизни. Такое объединение осуществляется, как и в животном мире, для поддержания (в интересах) индивидуального существования особи и для воспроизводства Homo Sapiens как биологического вида. Но в отличие от животных поведение человека - как существа, которому присуще сознание и способность к труду - в коллективе себе подобных управляется не инстинктами, а общественным мнением. В процессе усвоения элементов общественной жизни кандидат на человека превращается в настоящего человека. Процесс приобретения новорожденным элементов общественной жизни называется социализацией человека.
Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений...
Духовная природа человека. Биологическая природа человека в условиях социальной жизни способствуют превращению его в человека, биологического индивида - в личность. Существует множество определений личности, выделения её признаков и характеристик. Личность - это совокупность духовного мира человека в неразрывной связи с его биологической природой в процессе общественной жизнедеятельности. Личность - это существо, которое со знанием дела (сознательно) принимает решения и несёт ответственность за свои поступки и поведение. Содержанием личности человека является его духовный мир, центральное место в котором занимает мировоззрение.
Духовный
мир человека непосредственно порождается
в процессе деятельности его психики.
А в психике человека различаются
три составные части: Ум, Чувства
и Воля. Следовательно, в духовном
мире человека нет ничего другого, кроме
элементов интеллектуальной и эмоциональной
деятельности и волевых побуждений.
Биологическую
природу человек наследовал от животного
мира. А биологическая природа
от каждого животного существа неуклонно
требует, чтобы оно, родившись, удовлетворяло
свои биологические потребности: ело,
пило, росло, мужало, созревало и - воспроизводило
себе подобное, чтобы воссоздать свой
род. Воссоздать свой род, - вот для
чего рождается, приходит в мир, индивид
животного. А для того, чтобы воссоздать
свой род, родившееся животное должно
есть, пить, возрастать, мужать, созревать,
чтобы быть способным заниматься
воспроизводством. Осуществив заложенное
биологической природой, животное существо
должно обеспечить плодоносность своего
потомства и... умереть. Умереть, чтобы
продолжал существовать род. Животное
рождается, живёт и умирает ради
продолжения своего рода. И больше
никакого смысла жизнь животного
не имеет. Этот же смысл жизни вложен
биологической природой и в жизнь
человека. Человек, родившись, должен получить
от своих предков всё необходимое
для своего существования, роста, возмужания,
а возмужав, - воспроизвести себе
подобного, родить ребёнка. Счастье
родителей - в их детях. Смыл их жизни
- родить детей. А если они детей
иметь не будут, их счастье в этом
плане будет ущербно. Они не испытают
естественного счастья от оплодотворения,
рождения, воспитания, общения с
детьми, не испытают счастья от счастья
детей. Воспитав и пустив в свет детей,
родители со временем должны ... освободить
место для других. Должны умереть.
И никакой биологической
Социальная природа также навязывает человеку критерии для определения смысла его жизни.
Из-за
причин зоологического несовершенства
отдельный человек в отрыве от
коллектива себе подобных не может
ни поддерживать свое существования, ни
тем более завершить
Кроме
гарантий сохранения рода человеческого
общество сверх этого даёт каждому
своему члену ряд других, невиданный
в животном мире преимуществ. Так
только в обществе новорождённый
биологический кандидат на человека
становиться настоящим
Реализация
смысла жизни человека предопределяется
и зависит от трех составных: биологических
предпосылок, общества, в котором
протекает жизнедеятельность