Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 18:24, реферат
Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. Ориентация греческих мыслителей на человека и его разум тесно связана с фундаментальной установкой всей греческой культуры - с призывом к самопознанию. Изречение ”Познай самого себя”, высеченное на колонне при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одной из ведущих идей на поворотных пунктах истории.
Введение
ГЛАВА I. Человек в поисках смысла
ГЛАВАⅡ. Проблема смерти
§ 1. Смысл смерти
§ 2. Трагедия и парадокс смерти
ГЛАВА Ⅲ. Проблема бессмертия
§ 1. Бессмертие божественного в человеке
§ 2. Бессмертие личности
Заключение
Список литературы
страдания. Устранить последние полностью нельзя, однако их можно свести к
минимуму, а первые, наоборот, к максимуму. Религиозные же понятия о
добродетели и пороке - выдумка авторов священных книг.
Гераклит понимал смерть как элемент диалектики мирового процесса:
”Огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью; вода живет воздуха
смертью, земля - воды смертью. Огня смерть - воздуха рождение, и воздуха
смерть - воды рожденье. Из смерти земли рождается вода. Из смерти воды
рождается воздух, из смерти воздуха - огонь, и наоборот”. В этот круговорот
он включает и душу, которая ему представляется материальной, одним из
переходных состояний огня. Смерть и бессмертие он рассматривал как единство
противоположностей: ”Бессмертные - смертны, смертные - бессмертны; смертью
друг друга они живут, жизнью друг друга они умирают”.
Среди всех вещей, которыми
гордится человек,
занимает его ум. Именно он позволяет ему знать, что существует такое
явление, как смерть, и размышлять о его значении. Животные не могут делать
этого; они не осознают и не предвидят, что придет день и они погибнут.
Перед животными не стоит проблема смерти или трагедии смерти. Они не спорят
о воскресении и вечной жизни. Лишь люди могут спорить об этом, что они и
делают. Вывод из такого спора чаще всего заключается в том, что эта жизнь
есть всё. Истина относительно смерти освобождает нас и от унизительного
страха, и от легковерного оптимизма. Она освобождает нас от лести самим
себе и от самообмана. Люди не только могут вынести эту истину, касающуюся
смерти,- они могут подняться выше ее, к гораздо более благородным мыслям и
действиям,
чем те, которые сосредоточиваются
вокруг вечного самосохранения.
Мечта людей о личном бессмертии родилась в глубине веков. Она имела и
религиозно-
религиозно-
жизнь). Но время шло, и вера иссякла. Человек все чаще отрекался от богов,
и вот уже являются сонмы не верующих ни в богов, ни в посмертное вечное
блаженство. Они жаждут земных радостей, и можно сказать, что борьба с
преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь (если не для себя,
то по крайней мере, для своих потомков) составляет основную цель всего
исторического развития человечества.
Знание того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого
рода озабоченности по поводу смерти. Это знание делает смерть в каком-то
смысле неважной, оно освобождает всю нашу энергию и время для осуществления
и расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит
человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную
и вдохновляющую философию жизни.
От рождения до смерти мы можем жить нашей жизнью, работать ради того,
что мы считаем дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем придать нашим
действиям значительность и наполнить наши дни на земле смыслом и размахом,
которых не сможет уничтожить и наш конец - смерть.
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
2. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и
бессмертии. М.: Политиздат, 1991.
3. Вишев И.В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск, 1990.
4. Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
5. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984