С.Ю. Витте. Краткие биографические сведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:40, контрольная работа

Описание работы

Конец XIX - начало XX в. – это время, когда Россия балансировала на грани между реформой и революцией, когда сталкивались самые различные представления о политическом, социальном и экономическом развитии страны. Было бы чрезмерным упрощением описывать эти столкновения как противостояние либералов и консерваторов или как спор охранителей и ниспровергателей. Реальность была намного сложнее…

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 2


С.Ю. Витте. Краткие биографические сведения ………………………... 3


Налоги прямые и косвенные ……………………………………………... 5


Винная монополия ………………………………………………………... 6


Железная дорога ………………………………………………………….. 7



Золотая реформа ………………………………………………………….. 8


Преграды на пути реформ ……………………………………………….. 9


Заключение ……………………………………………………………….. 13


Литература ……………………………………………………………….. 14

Работа содержит 1 файл

Отечественная история.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

Содержание 
 

    Введение  …………………………………………………………………… 2 

    С.Ю. Витте. Краткие биографические сведения ………………………... 3 

    Налоги  прямые и косвенные ……………………………………………... 5 

    Винная  монополия ………………………………………………………... 6 

    Железная  дорога ………………………………………………………….. 7

     

    Золотая реформа ………………………………………………………….. 8 

    Преграды  на пути реформ ……………………………………………….. 9 

    Заключение  ……………………………………………………………….. 13 

    Литература  ……………………………………………………………….. 14  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Конец XIX - начало XX в. – это время, когда Россия балансировала на грани между реформой и революцией, когда сталкивались самые различные представления о политическом, социальном и экономическом развитии страны. Было бы чрезмерным упрощением описывать эти столкновения  как противостояние либералов и консерваторов или как спор охранителей и ниспровергателей. Реальность была намного сложнее…

    Либеральные и консервативные тенденции зачастую переплетались; из их сочетания вырастали политические и социальные концепции; из совмещения этих концепций с действительностью, из компромиссов, случайных предпочтений и необходимых шагов рождалась тактика и стратегия государственной власти. Конкретные политические шаги определялись, таким образом, и теоретическими построениями (более или менее убедительными), и практическими потребностями (более или менее осознанными). Однако на характер действий властей в чрезвычайно сложных обстоятельствах рубежа веков воздействовали убеждения, взгляды, индивидуальные свойства людей, причастных к принятию политических решений. Одним из таких людей был Сергей Юльевич Витте.

    Едва  ли есть в российской истории XIX – начала XX в. еще один государственный деятель, личность которого вызвала столько противоречивых суждений и оценок, как это произошло с С.Ю. Витте, министром путей сообщения в 1892 г., финансов в 1892-1903 гг., председателем Комитета министров в 1903-1905 и реформированного Совета министров в 1905-1906 годах. Витте, как никто другой, с величайшим усердием всеми средствами насаждал собственные версии и трактовки важнейших событий времени своего пребывания у власти и написал мемуары, полностью подчиненные этой цели. Немалым числом брошюр и статей представлена также литература, направленная против Витте. С полным основанием в нем видели и видят одного из крупнейших преобразователей в истории России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Сергей  Юльевич Витте 

    Сергей  Юльевич Витте родился в Тифлисе 17 июня 1849 г. и воспитывался в семье  своего деда А. М. Фадеева, тайного советника, бывшего в 1841-1846 гг. саратовским губернатором, а затем членом совета управления Кавказского наместника и управляющим экспедицией государственных имуществ Закавказского края. Если обратиться к воспоминаниям  Витте, то привлекает внимание одна деталь: рассказывая о своей родословной и детстве, он всего в нескольких строках говорит об отце и ничего не пишет о его родственниках. Сказано лишь, что Юлий Федорович Витте, директор департамента государственных имуществ на Кавказе, был дворянином Псковской губернии, лютеранином, принявшим православие, а предки его, выходцы из Голландии, приехали в «балтийские губернии», когда те еще принадлежали шведам. Умолчав о предках со стороны отца, Витте многие страницы воспоминаний  посвятил  семье Фадеевых: бабке Елене Павловне Долгорукой, ее дальнему предку Михаилу Черниговскому, замученному в татарской  Орде и причисленному к лику святых, наконец, своему дяде – известному генералу и публицисту Ростиславу Андреевичу Фадееву. «Вся моя семья, - подчеркивал Витте, - была в высокой степени монархической семьей, и эта сторона характера осталась и у меня по наследству».

    Ранние  годы Витте прошли в Тифлисе и  Одессе, где в 1870 г. он окончил курс наук в Новороссийском университете по математическому факультету со степенью кандидата, написав диссертацию  «О бесконечно малых величинах». Молодой  математик помышлял остаться при университете для подготовки к профессорскому званию. Но юношеское увлечение актрисой Соколовой отвлекло его от научных занятий и подготовки очередной диссертации по астрономии. К тому же против ученой карьеры Витте восстали его мать и дядя, заявив, что «это не дворянское дело».

    1 июля 1871 г. Витте был причислен чиновником  к канцелярии Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора, а через два года назначен столоначальником. В управлении Одесской железной дороги, куда его определил на службу дядя, он на практике изучил железнодорожное дело, начав с самых низших степеней, побывав в роли конторщика грузовой службы и даже помощника машиниста, но скоро, заняв должность  начальника движения, превратился в крупного железнодорожного предпринимателя.

    После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. принадлежавшая казне Одесская дорога влилась в частное Общество Юго-Западных железных дорог, возглавлявшееся известным банкиром и железнодорожным дельцом И. С. Блиохом. Там Витте получил место  начальника эксплуатационного  отдела. Новое назначение потребовало переезда в Петербург. В столице он прожил около двух лет. События 1 марта 1881 г., оставившие заметный след в биографии Витте, застали  его уже в Киеве.

    После 1 марта Витте живо включился в  большую политическую  игру, затеянную Фадеевым и его единомышленниками.  В 1889 г. при поддержке «Московских ведомостей» он получил должность директора Департамента железных дорог в Министерстве финансов. Пришлось отказаться от вознаграждения в 50 тыс. рублей ежегодно, которое Витте получал на частной службе, и перейти на казенное жалованье в 16 тыс., из которых половину Александр III согласился «платить из своего кошелька»,  принимая во внимание заслуги Витте в железнодорожном деле. Расставшись с доходным местом и  положением преуспевающего дельца ради манившей его государственной карьеры, Витте со свойственной ему энергией начал  завоевывать Петербург. В начале 1892 г. он уже министр сообщения. Дальнейшее продвижение по служебной лестнице ему осложнил новый брак после смерти первой жены. Его вторая жена Матильда Ивановна Витте (Нурок, по первому браку Лисаневич) была разведенной и еврейкой. Несмотря на все старания Витте, ее не приняли при дворе, а дворцовые сплетни и интриги временами служили эффективным оружием в руках его врагов. Впрочем, брак состоялся с согласия Александра III. В августе 1892 г. в связи с болезнью Вышнеградского Витте сделался его преемником на посту министра финансов.

    Заняв кресло одного из самых влиятельных  министров, Витте показал себя реальным политиком. Вчерашний славянофил, убежденный сторонник самобытного пути развития России в короткий срок превратился в индустриализатора европейского образца, заявившего о своей готовности в течение двух пятилетий вывести Россию в разряд передовых промышленных держав. И все же от груза идейного багажа своих  наставников Аксакова, Фадеева и Каткова Витте освободился не сразу, не говоря уже о том, что созданная им экономическая система находилась в зависимости от политической доктрины Александра III , сформулированной усилиями Каткова и Победоносцева. В начале 1890-х годов он еще не изменил общинным идеалам, считал русское крестьянство консервативной силой и «главной опорой порядка». Видя в общине оплот против социализма, он сочувственно относился  к законодательным мерам конца 1880-х – начала 1890-х годов, направленным на ее укрепление.

    Витте не был посвящен Вышнеградским в  тайны  подготовлявшейся уже много  лет денежной реформы и едва не начал свою деятельность во главе  министерства инфляционной кампанией, специальным выпуском «сибирских» бумажных рублей для покрытия расходов на постройку Великого Сибирского пути. Однако именно Витте в 1894-1895 гг.  добился стабилизации рубля, а в 1897 г. сделал то, что не удавалось его предшественникам, - ввел золотое денежное обращение, обеспечив стране твердую валюту вплоть до первой мировой войны и приток иностранных капиталов. При этом резко увеличилось налогообложение, особенно косвенное. Одним из самых эффективных средств выкачивания денег из народного кармана стала введенная Витте государственная монополия на продажу спирта, вина и водочных изделий. (Идея введения табачной и винной монополии принадлежала Каткову). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Налоги  прямые и косвенные 

    За  время, в которое Витте руководил  финансами страны, прямые  налоги выросли незначительно. Были несколько увеличены налоги на городскую недвижимость доходы, от «денежных капиталов». (распространялся на банковские вклады», промысловый налог. В законе 1858 года гораздо большее значение придавалось обложению торговых и промышленных предприятий по их прибыльности, а для предприятий, «обязанных публичной отчетностью», к которым относились акционерные общества и полные товарищества, налогу на прибыль было придано главное значение. В результате доходы в казну от этой группы налогов в 1900 году удвоились по сравнению с 1898-м. Другие косвенные налоги либо остались без изменений, либо даже были снижены. В частности, был уменьшен поземельный налог, что определялось сельскохозяйственным кризисом в стране.

    Нерасположенность Витте к прямым налогам относилась и к пошлинам. По его инициативе был отменен паспортный сбор, пошлины с застрахованных капиталов и другие. Отменен сбор  с ценности грузов, следующих водным путем.

    К косвенным налогам отношение  Витте было совершенно иным. Именно они были увеличены практически по всем  позициям. Нефтяным маслам, фосфорным спичкам и сахару повезло лишь в том, что акциз на эти товары повышался лишь однажды. Дважды повышался питейный и табачный акциз, трижды – акциз с пивоварения. Еще большее число раз увеличивались таможенные пошлины.

    Принятые  меры по изменению структурны налогообложения, впрочем, преследовали чисто фискальные цели и кардинальных изменений не несли. Иное значение имела реформа питейная. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Винная  монополия 

    Идея  «казенной монополии торговли питьями» Витте не принадлежала. Произнесена она была устами Александра III , а уж как она попала в голову монарха, бог ведает. Эту мысль Александр III высказывал и предшественникам  Витте на посту министра финансов Н. Бунге и И. Вышнеградскому. Но оба министра не решились на рискованное, по их мнению, мероприятие. Витте решился. Мысли государя при этом в основном были нацелены на искоренения пьянства на Руси. Витте интересовала финансовая сторона проблемы.

    Доход от винной монополии составил 200 млн. рублей в год. Хотя полные финансовые результаты эта мера принесла после повышения цен на спиртное уже в то время, когда Витте оставил пост в Минфине. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Железная  дорога 

    Пристрастие Сергей Юльевич именно к железным дорогам понятно, если вспомнить начало его трудовой биографии и прибавить к этому огромные пространства тогдашней России. Действительных финансовых успехов кампания по расширению железнодорожной сети не принесла, поскольку все доходы были направлены на строительство новых дорог. Но государственный ум Витте отлично осознавал зависимость развития экономики страны от транспортных проблем державы

    Развитие  железнодорожной сети шло двумя  путями: за счет бюджетных средств и через частные кампании. Число последних значительно сократились ( при Витте только 9 обществ остались  владельцами железных дорог против 41 в конце восьмидесятых), но теперь каждая из них владела гораздо большим по протяженности полотном. Итогом стало увеличение сети за время деятельности Витте на 86% с 29157 до 54217.

    Другой  стороной железнодорожной реформы  стало установление единых тарифов грузовых и пассажирских перевозок, что значительно упростило жизнь пассажиров и грузоотправителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Золотая реформа 

    Конечно, Сергей Юльевич не мог предвидеть событий, которые позже потрясли страну гораздо больше, чем  японская война.  Задуманная Витте денежная реформа завершилась в 1897 году введением золотого обращения, но первый шаг уже сделан в 1895 –м году.

    Проведением реформы осложнялось тем, что со времен Севастопольской войны 1854-1855 гг. в России не было металлического обращения денег. Целое поколение выросло в стране, которая жила в денежной системе, основанной на кредитных билетах. Соответственно не было  и специалистов в этой области. Теория денежного обращения в планах высших учебных  заведениях лишь косвенно затрагивала металлизм, как не имеющий практического значения для выпускников. Поэтому  подбор квалифицированной команды  для Витте представлял серьезную проблему. Само общество было не готово к реформе. Недостаточно образованный купец при постоянном падении курса рубля получал все больше кредиток за один и  тот же пуд пшеницы, полагая, что его доход растет.

    Непонимание мути реформ и действия влиятельных  умов были чрезвычайно сильны, и если бы не поддержка Александра III , а затем и Николай II , реформа скорее всего не состоялась бы.

Информация о работе С.Ю. Витте. Краткие биографические сведения