Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 02:15, доклад
В современном пониманием «картина мира» -- это своего рода портрет мироздания, это некая копия Вселенной, которая предполагает описание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается, как выглядят пространство и время, как взаимодействуют между собой различные объекты, какое место занимает человек в этом мире и т.п..
Санкт-Петербургский
Факультет филологии и искусств
На тему : «Символ и его связь с философией»
Выполнила: студентка 2го курса
иностранного магистра
факультета филологии и искусств
Ли Юаньюань
Символ и его связь с философией
Моя тема диссертационной работы является «символ в русских национальных сказках как фрагмент русской картины мира».
«С русским говорить весело, -- отметил некогда народник Николай Шелгунов, -- потому что перед ним открыты все горизонты мысли и русского не пугает умственная и общественная неизвестность.» Все это требует нас как можно полностью понять картину мира русского народа.
В современном пониманием «картина мира» -- это своего рода портрет мироздания, это некая копия Вселенной, которая предполагает описание того, как устроен мир, какими законами он управляется, что лежит в его основе и как он развивается, как выглядят пространство и время, как взаимодействуют между собой различные объекты, какое место занимает человек в этом мире и т.п.. Наиболее проблематичным остается понимание символов культуры, лишенных прямой эмблематичности: такими могут быть художественный образ, миф, религиозное или политическое деяние, ритуал, обычай и т.п. В средства открытия картины мира включается исследование символа в русских народных сказках.
Символ – предмет изучения разных наук. В философии, лингвистике, семиотике символ как универсальная категория, отражающая специфику освоения жизни искусством:
«Универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся сопоставление со смежными категориями художественного образа, с одной стороны, знака и аллегории – с другой.» (Философский энциклопедический словарь 1983:607)
То, что в плане диахронии представляется как символическое восхождение языка, связанное с усложнением его семиотики, в плане синхронии можно представить в виде замкнутой окружности, вектор которой направлен от нулевой точки языка -- т.е. мифа -- к завершающей точке -- символу третьего порядка. Естественно, прослеживая путь, обратный этому вектору, мы наблюдаем, что крайние точки движения оказываются столь близкими друг другу, что это неизбежно создаёт иллюзию совпадения символа и мифа. И через призму этого мы четко пониманием мироощущение и философское мировоззрение русского народа.