Швейцер (Schweitzer), Альберт

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:49, реферат

Описание работы

Немецкий врач, миссионер, теолог и музыковед Альберт Швейцер, лауреат Нобелевской премии мира, 1952 г.
В конце 1954 г. Ш. отправился в Осло, где 4 ноября выступил с Нобелевской лекцией «Проблемы мира». В ней он выразил убежденность, что человечество должно отказаться от войн по этическим причинам, т. к. «война делает нас виновными в преступлении бесчеловечности». По его мнению, лишь тогда, «когда идеал мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной работы учреждений, призванных оберегать мир».

Работа содержит 1 файл

ШВЕЙЦЕР.docx

— 20.99 Кб (Скачать)

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer), Альберт

 

14 января 1875 г. – 4 сентября 1965 г.

 

Нобелевская премия мира, 1952 г.

 

Немецкий  врач, миссионер, теолог и музыковед  Альберт Швейцер родился в Кейзерберге (Верхний Эльзас, ныне Верхний Рейн), в семье он был вторым ребенком и старшим сыном. Вскоре после рождения Альберта его родители – лютеранский священник Луис Швейцер и Аделе Шиллингер – переехали в Гунсбах. Поскольку французская провинция Эльзас была аннексирована Германией в результате франко-прусской войны 1871 г., Ш. получил германское гражданство. Родители его были французы, и Ш. научился бегло говорить на обоих языках. Под руководством отца он в пятилетнем возрасте начал играть на рояле, спустя четыре года он уже мог иногда подменять органиста деревенской церкви.

Посещая среднюю школу в Мюнстере, а затем в Мюльхаузене, Ш. одновременно учился игре на органе у Евгения Мюнха. Окончив школу в 1893 г., он поступил в Страсбургский университет, где изучал теологию и философию. Первый экзамен по теологии он сдал в 1898 г., тогда же ему была назначена стипендия, давшая Ш. возможность изучать философию в Парижском университете (Сорбонна) и брать уроки игры на органе у Ш.-М. Видора. Всего за четыре месяца он написал диссертацию «Суть веры: философия религии» («Die Religions philosophic Kants») и в 1899 г. стал доктором философии. Два года спустя он получил степень доктора теологии, защитив диссертацию о значении Тайной вечери.

В 1902 г. Ш. был назначен профессором  теологического колледжа св. Фомы, а  через год стал его директором. Помимо чтения лекций, Ш. играл на органе и занимался научной работой. Основной теологический труд Ш. –  «Von Reimarus zu Wrede» (1906), переведенный под заглавием «Вопрос об историческом Иисусе», в нем Ш. отверг попытки модернизировать Иисуса или отказать ему в историчности. Ш. подчеркнул эсхатологический характер миссии Христа и усмотрел в его страданиях средство достижения Царства Божия на земле.

В то же время Ш. стал крупнейшим специалистом по творчеству Баха, биографию которого он издал в 1908 г. (Баху была посвящена  его докторская диссертация по музыковедению, защищенная в Страсбурге тремя годами позже). Ш. рассматривал Баха как религиозного мистика, чья музыка соединяла текст  с «истинными поэмами природы». Его  книга опровергла «педантический взгляд на музыку Баха, якобы интеллектуальную и суровую», писала Розалин Турек, «но отклонила и романтическую сентиментальность, с которой Баха привыкли исполнять». Ш. являлся крупнейшим экспертом по конструкции органов. Его книга на эту тему, вышедшая в 1906 г., спасла множество органов от неоправданной модернизации.

Несмотря на достижения в области  философии, теологии, музыковедения, Ш. чувствовал себя обязанным выполнить  клятву, данную самому себе в возрасте 21 года. Считая себя в долгу перед  миром, Ш. тогда решил заниматься искусством и наукой до 30 лет, а затем  посвятить себя «непосредственному служению человечеству». Статья о нехватке врачей в Африке, прочитанная им в журнале Парижского миссионерского общества, подсказала Ш., что надо делать для выполнения задуманного. «Отныне  мне предстояло не говорить о евангелии  любви, – объяснял он позже, – но претворить его в жизнь».

Оставив работу в 1905 г., Ш. поступил в  медицинский колледж Страсбургского университета, возмещая расходы на обучение за счет органных концертов. В 1911 г. он сдал экзамены, а год спустя женился на Хелене Бреслау, в 1919 г. у них родилась дочь Рена.

В 1913 г. Ш. с женой отплыли в  Африку, по поручению Парижского миссионерского общества они должны были основать больницу при миссии в Ламбарене (Французская Экваториальная Африка, ныне Габон). Потребность в его  услугах была огромной. Не получая  медицинской помощи, туземцы страдали от малярии, желтой лихорадки, сонной болезни, дизентерии, проказы. В первые же девять месяцев Ш. принял 2 тыс. больных.

В 1917 г. Ш. и его жена, как германские подданные, были интернированы во Франции  до конца первой мировой войны. После  освобождения Ш. провел еще семь лет  в Европе. Истощенный, больной, измученный необходимостью выплачивать долги  по Ламбарене, он работал в муниципальной  больнице в Страсбурге, кроме того, он возобновил органные концерты. С  помощью архиепископа Натана Сёдерблюма Ш. в 1920 г. давал концерты и читал лекции в Упсальском университете и других местах.

В эти годы Ш. развил систему этических  принципов, которую назвал «Почтение  к жизни» («Ehrfurcht vor dem Leben»). Свои взгляды он изложил в книгах «Философия культуры I: Упадок и возрождение цивилизации» («Kulturphilosophie I: Verfall und Wiederaufbau der Kultur») и «Философия культуры II: Культура и этика» («Kulturphilosophie II: Kultur und Ethik»), опубликованных в 1923 г.

«Определение этики представляется мне таким, – объяснял Ш. – То, что поддерживает и продолжает жизнь, – хорошо; то, что повреждает и  нарушает жизнь, – плохо. Глубокая и  всеобщая этика имеет значение религии. Она и есть религия». Почтение к  жизни, продолжал Ш., «требует от каждого  жертвовать частицей своей жизни ради других».

Вернувшись в Ламбарене в 1924 г., Ш. нашел больницу в руинах. Его  новая больница постепенно превратилась в комплекс из 70 зданий, в ее штат входили врачи и медсестры  из числа добровольцев. Комплекс строился как типичное африканское селение, электричество было проведено только в операционные. Вокруг свободно бродили животные, и членам семьи разрешалось ухаживать за больными во время выздоровления. Целью Ш. было вызвать доверие туземцев, оказывая им помощь в знакомых для них условиях. К началу 60-х гг. в больнице Ш. размещалось 500 человек.

Периоды работы в Африке Ш. чередовал  с поездками в Европу, во время  которых читал лекции, давал концерты, чтобы собрать средства для больницы. Он был удостоен многих наград. В 1928 г. город Франкфурт наградил его  премией имени Гёте, воздавая должное  «гётевскому духу» Ш. и отмечая  служение человечеству. В течение 30-х  гг. публицистика, записи концертов  и переводы основных работ завоевали  славу Ш. во всем мире. Когда в 1939 г. в Европе началась война, лекарства  для Ламбарене стали поступать  из США, Австралии, Новой Зеландии. После  войны поток грузов возрос. В 1951 г. Ш. получил премию Мира западногерманской  ассоциации книгоиздателей и книготорговцев. В том же году он был избран членом Французской академии.

 

В 1953 г. Ш. находился в Ламбарене, когда пришла весть о присуждении  ему Нобелевской премии мира 1952 г. Представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Ш. показал, что жизнь человека и его мечта могут слиться воедино. Его работа вдохнула жизнь в понятие о братстве, его слова достигли сознания бесчисленных людей и оставили там благотворный след». Ш. не мог оставить своих обязанностей в Африке, чтобы присутствовать на церемонии награждения, поэтому премию принял французский посол в Норвегии. На деньги, полученные от Нобелевского комитета, Ш. построил лепрозорий недалеко от больницы в Ламбарене.

В конце 1954 г. Ш. отправился в Осло, где 4 ноября выступил с Нобелевской  лекцией «Проблемы мира». В ней  он выразил убежденность, что человечество должно отказаться от войн по этическим  причинам, т. к. «война делает нас виновными  в преступлении бесчеловечности». По его мнению, лишь тогда, «когда идеал  мира укоренится в людском сознании, можно будет ожидать эффективной  работы учреждений, призванных оберегать мир».

В 1957 г. Ш. выступил с «Декларацией совести», переданной по радио из Осло. В ней он призвал всех простых  людей мира объединиться и потребовать  от своих правительств запрещения испытаний  ядерного оружия. Вскоре после этого 2 тыс. американских ученых подписали  петицию о прекращении атомных  испытаний, Бертран Рассел и Кэнон  Коллинз в Англии развернули кампанию за ядерное разоружение. В 1958 г. начались переговоры о контроле над вооружениями, которые пять лет спустя завершились  формальным договором сверхдержав о запрете на испытания.

Оценки работы Ш. были неоднородными. Некоторые считали его медицинскую  практику в джунглях расточительством таланта, другие обвиняли его в бегстве  от жизни. Джеральд Макнайт в книге «Вердикт Швейцеру» назвал Ламбарене местом, где Ш. мог осуществлять абсолютную власть. Многие журналисты считали патерналистское отношение Ш. к пациентам реминисценцией времен миссионерства. Критики отмечали и его непонимание националистических устремлений Африки, жесткое, авторитарное обращение с помощниками; кое-кто из посетителей говорил о низком уровне санитарии в больнице Ш. Несмотря на это, многие (особенно в Америке) видели в Ш. святого XX в. Благодаря публичным выступлениям и фотографиям в прессе его узнавали во всем мире. Один из посетителей Ламбарене особо отметил его руки «с огромными чуткими пальцами, которые одинаково ловко зашивали рану, чинили крышу, играли Баха на органе, записывали слова о значении Гёте для цивилизации в период упадка». Ш. скончался в Ламбарене 4 сентября 1965 г. и похоронен рядом с женой, умершей в 1957 г. Руководство больницей перешло к их дочери.


Информация о работе Швейцер (Schweitzer), Альберт