Шпаргалкка по философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 10:16, шпаргалка

Описание работы

44. Научное и вненаучное знание. Критерии научности.
45. Научные революции как коренные преобразования основных научных понятий, теорий. Взаимосвязь научных и технических революций.
46. Сознание и его структура.
47. Понятие общества. Общество и его структура.
48. Формационная концепция общественного развития.
49. Понятие “цивилизация”. Цивилизационные концепции общественного развития.
50. Потребности, интересы, их роль в общественном развитии. Носители интересов и потребностей в обществе.
51. Гражданское общество и государство. Мораль, справедливость, право.
52. Понятие “глобальные проблемы современности”. Многообразие глобальных проблем, пути их преодоления.
53. Сознание и самосознание.
54. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
55. Религиозная трактовки сущности человека
56. Социальная трактовка сущности человека.
57. Натуралистическая трактовка сущности человека
58. Нравственные ценности в жизни человека.
59. Нравственные ценности в жизни человека и общества. Насилие и ненасилие.
60. Эстетические ценности в жизни человека.
61. Религиозные ценности в жизни человека. Свобода совести.
62. Свобода человека. Свобода и ответственность.

Работа содержит 1 файл

ОТВЕТЫ.doc

— 478.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45 вопрос научные революции: предпосылки, основные достижения.

Этот этап связан с развитием экономики, т. к. реальная жизнь обусловила новый подход к познанию мира.

16 -17 в. в Западной Европе основным средством познания становится экспериментальный метод.

1545 г. Шарль Этьен опубликовал учебник «О расчленении частей тела человека»

Открываемые экспериментальные законы природы стали выражаться в математической форме, в виде формул и уравнений.

Крупнейшие естествоиспытатели

Коперник

Галилео Галилей

Ньютон

Декарт и др.

Концу 16 – началу 17 в. относится изобретение и усовершенствование маятника, телескопа, микроскопа и др. Главной наукой была физика, а точнее механика, которая изучала законы движения тел, включая небесные светила. Крупнейшим открытием в области механики было открытие закона всемирного тяготения. На этом основании была построена исторически первая естественнонаучная картина физики – механическая картина мира.

С 18 в. до наших дней естественные науки развивались очень быстро при этом ведущей отраслью естествознания остаётся физика.

Основные черты современного естествознания, заложенные в эпоху научной революции 17 в.

1.                               Раздробление некогда единой науки о природе на большое количество дисциплин и направлений

2.                               Математизация научного знания. Большая часть выводов получаемых в ходе наблюдения и опыта выражается теперь математическими формулами статистических уравнений моделей. Разделы математики, такие как теория вероятности, теория множества, статистика, становятся универсальным языком естествознания.

3.                               Социальное значение науки неизмеримо выросло. Наука стала  важнейшим общественным институтом, который занимается приращением нового знания и применения его на практике. Произошло разделение науки на фундаментальную и прикладную.

Фундаментальная – занимается наукой ради познания законов природы.

Прикладная – занимается непосредственно применением полученных знаний на практике.

 

 

46 вопрос Сознание и его структура Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является Знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно - осознание природы. Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя из окружающей среды.

Структура сознания. Сознание как чувственное созерцание, отражение и конструирование действий с помощью органических чувств проявляется в форме:

1.       Ощущений;

2.       Восприятий;

3.       Памяти;

4.       Представлений;

5.       Внимания.

Механизм чувственных форм отражения (ощущений, восприятий, представлений) заключается в уподоблении их отображаемому объекту. Ощущение – отражение отдельных свойств вещи. Оно богато содержанием, отображает поверхность. Оно есть тогда, когда есть контакт и является единственным каналом связи с миром и элементарным, далее не разложимым психическим актом. У человека ощущения связаны с сознанием. Восприятие – целостный, чувственно-конкретный образ, отражающий вещь в системе воздействий на человека. Память – форма механической деятельности, направленная на запечатление, хранение и переработку поступающей информации. (Память делится на осознанную и неосознанную). Представление – чувственный образ предмета, который когда-то действовал на органы чувств и воспроизведенный с помощью памяти и воображения. (В форме воспоминания и в виде воображения). Воображение – конструирование образов на основе наличного опыта. Внимание – сознание, целенаправленное на объект. Мышление – целенаправленное обобщенное отражение сущности вещей. Мыслительные формы отражения действительности позволяют осуществить её конструктивные преобразования. Мышление надо развивать. Воля – фактор, побуждающий к свершению поступков. Волевая регуляция деятельности необходима при расхождении объективных условий, в которых она протекает, и субъективных возможностей её реализации.

итог:

1)  Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2)  “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3)  Формирование сознания связано с возникновением труда.

4)  Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5)  Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.   

6)  Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.

7)  Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

 

47 вопрос сознание и самосознание

СОЗНАНИЕ,  одно  из  основных   понятий   философии,   социологии   и

психологии,    обозначающее    человеческую    способность    идеального

воспроизведения действительности в мышлении.  Сознание  -  высшая  форма

психического отражения, свойственная общественно  развитому  человеку  и

связанная  с  речью,  идеальная  сторона  целеполагающей   деятельности.

Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.

С. исследуется различными научными дисциплинами, понятие С. входит в состав важнейших религиозных и политических учений. В философии С. в основном трактуется как проблема человеческого бытия, как способ отображения проблемное·™ общественного процесса, как явление, обеспечивающее связность человеческой истории и культуры. С. выступает в единстве своих общественных и индивидных “измерений”. Способность человека соединять образ своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий служит необходимым условием реализации социальных связей и, соответственно, общественной жизни. По сути, С. фиксирует социальную связь в самом индивиде. Эта связь обнаруживается в нем как “со-знание”, т. е. как разделенное с другими людьми знание о необходимом содействии в воспроизводстве социального процесса. Она же выявляет социальную значимость существования индивида, его поведения, самобытного развития его сил.

 

Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям.

1)  Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2)  “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3)  Формирование сознания связано с возникновением труда.

4)  Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого

сознания.

5)  Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.   

6)  Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.

7)  Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание.

Самосознание - важнейшее отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которая хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность, как контроля своих действий, так и их самооценки. Таким образом, самосознание характеризует не только самопознание, но и сопоставление себя с некоторым идеалом «Я», а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой. При этом само осознание человеком своего «Я» опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общественной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деятельности и человеческого общения. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. В ходе рефлексии человек осознает свое «Я», анализирует его, сопоставляя себя с идеалом, размышляя о своем отношении к жизни, закрепляя или, наоборот, меняя определенные жизненные ориентиры. При этом в оценках и самооценках возможны и ошибки. Проверка и корректировка здесь возможны при условии внимательного отношения к оценкам других людей и трезвого сопоставления с ними своих самооценок. Поэтому самосознание не есть некая константа, оно не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми, но и постоянно проверяется и корректируется в процессе углубления и расширения межличностных отношений.

 

 

 

49 вопрос религиозная , натуралистическая. Социальная трактовки сущности человека. Решение проблемы сущности человека уже предрешает и ответ на вопрос о смысле жизни (см. таблицу).

Как видно из этой таблицы, проблема смысла жизни имеет конечное число своих рациональных решений, несмотря на то, что в обыденном сознании существует мнение, что у каждого человека свой смысл жизни: сколько людей – столько и решений. Конечно, эту проблему каждый человек решает сам, но число решений не бесконечно.

Более того, если о вкусах не спорят, то по проблеме смысла жизни мыслящие люди все-таки склонны спорить, не удовлетворяясь чисто субъективной уверенностью в своей правоте. Найти смысл какого-либо слова – это, значит, найти его истинное значение, то есть его общезначимое – для всех людей – содержание. Так и нахождение смысла жизни предполагает нахождение того, что объединяет (может объединить) всех людей – Высшую ценность, Абсолют. Тоска по единству с мировым целым лежит в основе страдания от суеты и бессмысленности жизни. (Ведь всякий раз, когда мы видим хаотическое нагромождение чего-либо, не могущее быть выстроенным в некую единую картину, мы  говорим, что это бессмыслица). Бессмысленна жизнь, не имеющая связи (субъективной или объективной) с каким-либо Целым. Поэтому проблема смысла жизни – это проблема поиска истинной жизни.

В обыденном сознании существует еще один предрассудок относительно нашей проблемы: многие считают, что над этой проблемой надо задумываться не в молодости, а в старости. Некоторые считают, что эту проблему вообще нельзя разрешить. Однако если человек на вопрос о смысле жизни отвечает: «Не знаю, еще не решил», это не значит, что у него нет смысла жизни – все его поступки и действия совершаются на какой-то основе. Если он не осознает предельной основы своих поступков, то это свидетельствует не о неразрешимости проблемы, а о неглубине его самосознания.

Некоторые считают, что над этой проблемой вообще думать не стоит или даже думать об этом вредно. В этом случае человек становится заложником своего времени и его стереотипов: если он на уровне сознания не решит проблему смысла жизни самостоятельно, то он будет бессознательно следовать тому решению, которое уже есть в данной культуре и усваивается человеком через систему воспитания и образования как единственно возможное.

 

Сущность человека

 

Представление о смысле его жизни

 

Духовная

 

Духовное совершенствование, раскрытие в себе абсолютного начала, служение Богу

Социальная

 

Служение обществу, жить на благо других людей

Разумная

 

Служение Истине, постижение мира и себя

Биологическая

 

Жить ради себя, ради удовольствий и счастья

 

Творческая

 

Творить Красоту, преобразовывать мир

 

Сущности нет

 

Смысла жизни нет

либо

личность сама выбирает смысл жизни

 

 

50 вопрос   и   51 нравственные ценности чел и общества

Нравственные ценности, этика гуманизма составляют ядро гуманистического мировоззрения.

Пространство нравственных отношений исключительно обширно, оно обнимает все сферы внутреннего мира человека и все области его внешних социальных отношений. Всегда и везде человек может и должен стремиться к тому, чтобы вести себя нравственно, хотя далеко не всегда мы абсолютно уверены в фактической благотворности нашего морального поступка или в том, что мы поступили наилучшим образом. Нередко мы совершаем выбор между различными нравственными ценностями, неизбежно принося какие-то из них в жертву другим.

Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем, т.е. оцениваем как добрые, благие, хорошие и т.п.

В основе нравственного поступка лежат (1) естественные моральные чувства человека. Существует масса этических учений, которые не только предписывают личности определенный перечень ценностей и норм поведения, но предлагают и свои принципы совершенствования. Среди них, например, этика любви, этика смирения (ненасилия), этика добродетелей, религиозные этики закона, богобоязненности, послушания, искупления и спасения и т.д.

В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах существуют различные нравы и обычаи, но общество относит к области нравственности лишь те нравы и обычаи, в которых выражаются его интересы, его требования к поступкам и людей .

Мораль, или нравственность, всегда выражает в своих нормах интересы общества или определенной социальной группы, их требования к поведению людей, к их поступкам, т.е. формирует нормы поведения. При этом речь идет не только о поведении человека в рамках частной жизни (в семье, узком кругу людей), а о нормах поведения человека по отношению к другим людям и обществу. Особый характер отношений человека к обществу и другим людям, существующий в определенных исторических условиях, накладывает свой отпечаток на всю частную жизнь человека .

Роль нравственной культуры проявляется и в том, что она способствует повышению потребности в общении. Отдельной личности или группе свойственны разные уровни потребности в общении.

 

52 вопрос

Эстетические ценности.

Отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, закономерностей развития художественной культуры, называется эстетикой (термин, впервые употребленный А. Баумгартеном в XVIII в.). Первая попытка обоснования эстетических категорий была предпринята античными мыслителями - пифагорейцами Сократом и Платоном. Разработка этих категорий была продолжена Аристотелем, который помимо этого исследовал влияние искусства на человека, его воспринимающего. Он считал искусство средством избавления от аффектов: сопереживание произведению искусства приводит к "катарсису" (очищению, термин пифагорейцев). Аристотелевская идея сопереживания в дальнейшем получила развитие в разработках теории эстетического восприятия художественных явлений.

Информация о работе Шпаргалкка по философии