Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Работа содержит 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 325.50 Кб (Скачать)

Человек - индивид, личноcть, индивидyaльноcть.

     Индивид (от лат. individuum - неделимое),  первоначально -  лат.  Перевод греч.  понятия 'атом'  (впервые у Цицерона),  в дальнейшем  -   обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо,  особь,  отд.  человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом.

     Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд.  существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную  единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как  общему,  присущему всем элементам данного класса или значительной части их.

     Личность  -  общежитейский и науч.  термин,  обозначающий:  1)  человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле  слова) или  2)  устойчивую  систему  социально-значимых  черт, характеризующих  индивида как члена того или иного общества или общности.

     Человека  ф. понимает как  целостность.  Сущность  ч.  связана  с   обществ. словиями его  функционирования  и  развития,  с  деят-тью,  в  ходе  к-рой  он оказывается и предпосылкой и продуктом истории.

     Ч. - совокупность  всех обществ. отношений.

1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч.

2) натуралистич. (биологич.) понимание ч.

3) сущностное понимание  ч.

4) целостное понимание ч.

     развитая  индивидуальность->многообразие соц.  качеств

     Индивидуальность  не только обладает различными  способностями,  но  еще  и   представляет некую их целостность.

     Если понятие  индивидуальности  подводит  деятельность  человека  под  меру  своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности,  естественности  и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней  сознательно-волевое  начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях,  и  поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой  они  получают  органичное  предметное воплощение. О личности  можно  сказать  обратное:  в  ней  интересны  именно поступки.

28. Проблема  жизни и смерти в духовном  опыте человечества

Чел.-единственное существо, кот.осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. В связи с этим встает вопрос о смысле и цели жизни. Осознавая, что не вечен,чел.начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти.И вполне понятно, что эта тема важнейшая для каждого человека занимает в важнейшее место во всей культуре человечества.Поисками ответа на этот вопрос зан-лась и зан-тся мифология и различные религиозные учения,и искусство,и различные направления ф-ии.Смерть - завершающий момент существования живого существа. Неотъемлемой чертой религий является представление о смерти как о конце плотской, земной жизни и переходе к вечной - бестленной, духовной жизни.

Философский материализм отрицает возможность  личного физического бессмертия.

Проблема смерти порождает вопрос о цели и смысле жизни. В этом вопросе есть субъективная и объективная сторона. Субъективная сторона проблемы смысла жизни решается каждым человеком по своему, в зависимости от мировоззренческих установок.Че-к как биологич индивидуальное сущ-во смертен.Он не представляет собой исключения из материальных,в том числе био-х систем. Как и всё, что обладает бытием, рано или поздно заканчивает своё существование и переходит в небытие, так человек завершает свою жизнь процессом умирания.Согласно психоанализу все переживания,связанные со смертью,связаны с активацией бессознательного и перенатальной психики.

Жизнь человека продолжается в его детях, внуках, последующих  поколениях. Человек создает различные  предметы, орудия труда, научные труды, совершает новые открытия. Сущность человека выражается в его творчестве, в котором он самоутверждается и посредством которого обеспечивает своё социальное и более длительное, чем у индивида, существование.

 В настоящее время  многие ученые ставят вопрос  о том, чтобы биология, наука о жизни,была бы дополнена новыми представлениями о биологии смерти. Здесь возникает множество нравственно-гуманистических дилемм, воззрений.С особой остротой обсуждается,например,“право на смерть” в дискуссиях,где сталкиваются противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов,а с другой - ее полную подчиненность общественным и государственным интересам.Современные философы, юристы, врачи,теологи стремятся разрешить два фундаментальных вопроса: может ли эвтаназия вообще иметь моральное обоснование и если да, то при каких условиях она должна быть узаконена? В этом случае возникает множество проблем связанных с индивидуальной свободой личности с одной стороны, и возможностями злоупотреблений, с другой.Т.о, сегодня философские размышления о жизни оказываются необходимыми для решения конкретных проблем, возникающих в связи с развитием биологии, медицины и здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.Экзистенциальные  феномены человеческого бытия (одиночество, выбор, свобода, ответственность, риск и мужество и т.п.).

Экзистенциальные феномены акцентируют человека в его уникальных, индивидуально-личностных свойствах, где основными для самоопределения человека выступают вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии, свободе.

Проблема смысла жизни в философии, как правило, связана с более фундаментальной темой о природе и сущности человека. Например, сторонники натурализаторской версии, рассматривающие человека как природное начало, являются преимущественно последователями гедонизма (смысл жизни ~ наслаждение) и эвдемонизма (смысл - в счастье). В рамках религиозного персонализма проблема смысла жизни решается в контексте трансцендентализма: истина и цель человеческого существования соотнесены не с земным, а с потусторонним (трансцендентным) бытием, где его земная история является лишь преддверием настоящей жизни в вечности. Социологизаторские концепции зачастую также подчиняют настоящую жизнь будущему совершенному состоянию человечества (марксизм). С рационалистической философией содержательно связаны идеалы ригоризма, возводящего в ранг безусловного закона принцип долженствования, долг.

Феномен свободы составляет наряду с проблемами жизни и смерти еще одну сущностную экзистенциальную проекцию человеческого бытия. Эволюция представлений о свободе в истории философии и культуры сопряжена с развитием идеи «Я» как истока уникальности человеческой личности. Можно выделить следующие историко-культурные образы свободы:

  • фатализм (Восток, античность), здесь человек растворен в космосе, основным законом функционирования которого является судьба;
  • свобода воли (способность выбора между добром и злом) как концепт средневековой философии, сопряженный с догматами о человеке как «образе и подобии» и о его грехопадении. Ее внутренними коррелятами выступают совесть, покаяние;
  • свобода как познанная необходимость (Новое время, Просвещение), которая связана с идеей человека как со§ко (мыслящего субъекта), верящего в то, что «знание - сила», и познание природных законов позволит властвовать над природой. В контексте этических традиций этого времени свобода сопряжена с идеей долга как универсального нравственного закона;
  • экзистенциальная свобода как свобода выбора (своего Я и своего мира), предполагающая одновременно отрицание расхожих истин («свобода-от») и проектирование собственной позиции («свобода-для»). Свобода здесь уравновешивается ответственностью за сделанный выбор.

Постмодернистский тезис  о «смерти человека» стал своеобразной констатацией невозможности абсолютной личной свободы в условиях высокоорганизованного техногенного общества. Избегая говорить о свободе, постмодернизм предпочитает использовать понятие игры для описания механизмов человеческих действий и поступков. В рамках ее пространства находят примирение и судьба, вмешивающаяся в жизнь силой слепого случая, и закон, конкретизирующийся в обязательности игровых правил, и творчество, позволяющее человеку по-новому реализовать себя и обеспечивающее неожиданность и притягательность всякой отдельной игры.

 

 

 

 

 

30. Сознание, сущность, проблема, происхождение.

Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной  действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов, участвующих в осмыслении человеком  объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание  не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.

Сознание и  бессознательное

Сознание не исчерпывает  всего богатства психической  жизни человека. Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается теперь большинством ученных. Однако, в недавнем прошлом (в 20 — 50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие бессознательного предавалось анафеме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный процесс реабилитации этого понятия и интенсивного изучения феномена бессознательного.

Бессознательное — это  совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п.

Все то, что не находится  в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено в  сознание посредством памяти, не следует  относить к бессознательному. Например, немало информации было получено нами в прошлом, но она оказывается не данной нам непосредственно в каждый момент функционирования сознания, ее в принципе можно ввести в фокус сознания; такого рода информация будет влиять на наше поведение, лишь пройдя через уровень сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попадать в сферу сознания. Отрицать роль полового и пищевого инстинктов в психической и даже сознательной жизни человека было бы ошибочно.

Структуры бессознательного различаются помимо прочего, по степени  своей близости к сознанию. Выделяется даже особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным; в него включаются психические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31. Связь сознания  и языка. Проблема моделирования  мышления.

Без учета творческой природы сознания, мышления невозможно научное понимание процесса познания. Метафизический материализм абсолютизировал внешний источник сознания (природу), не поднимался до признания роли практики в познании. Напротив, идеализм преувеличивал дургую сторону познания – его активность, приписывая сознанию, мышлению мистическую способность создавать из мебя объект познания и действия.Что такое идеальное? Оно в научной литературе трактуется неоднозначно. Некоторые авторы отождествляют идеальное с субъективной реальностью вообще. Для других идеальное предстает лишь как понятийная форма отражения. Между тем, идеальность есть характеристика всех проявлений сознания – ощущений, восприятий, мыслей, эмоций, социальных чувств, религиозных и философских воззрений и т.д. Идеальное – отражение действительности в формах деятельности человека, его сознания и воли, это не какая-то умопостигаемая идеальная вещь, а способность человека в своей деятельности духовно, в мыслях воспроизводить ту или иную вещь.Основой возникновения языка равным образом, как и мышления, являются труд, коллективная деательность людей. Сознание формировалось на основе общественной жизни людей и их постояного взаимодействия, которое протекает посредством их общения. Средством общения служит слово, значение которого носит обобщенный характер.Мышление и язык неразрывно связаны друг с другом, однако это не означает, что они тождественны друг другу. Различие между ними состоит в том, что мысль есть отражение объективной реальности, в то время как слово – это способ выражения, закрепления мысли и вместе с тем средство передачи мысли другим людям. Именно благодаря слову мысли других людей могут быть восприняты нами. Язык служит условием для вазимного понимания людей, а также осознания человеком действительности и самого себя.

ЭВМ не является носителем  сознания. Компьютер лишь современное средство, резко повышающее «разрешающую силу» человеческого мозга. Ныне прогресс знания обеспечивается функционированием единого комплекса «человек–компьютер», сотрудничеством, а не соперничеством между людьми и машинами. ЭВМ – орудие, но не самостоятельный субъект познания и социального действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Общественное  сознание и его структура. Индивидуальное  и общественное сознание. Формы  общественного сознания. Общественная  психология и идеология.

С позиции общегносеологического  понимания сознание предстает как социальная форма отражения, интегрирующая в себе все его последовательно возникающие в процессе эволюции природы и общества черты: вторичность и изоморфность в отношении отражаемого (физическое отражение), информационнность (физиологическое отражение), субъективность (психика), идеальность (сознание человека). Поскольку же человек – существо социальное, то проблема сознания приобретает еще одно важное измерение – идеологичности.

Сознание индивида и  общественное сознание образуют противоречивое единство. В индивидульном сознании отражается личностное бытие человека, в общественном – социальное бытие людей. Специфическим качеством и высшим выражением сознания у человека как члена общества является его самосознание. Оно есть осознание человеком своей собственной практической и духовной деятельности, осмысление своих поступков и отношения к другим людям. Самосознание человека приобретает еще большую общественную значимость при сочетании с его собственной волей. Воля – это способность сознания направлять поведение человека.

Под идеологией понимается совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений. Иделогия – это сознание, цементирующее массовые действия и канализирующее их в определенном направлении. Идеологию, как правило, вырабатывают теоретики (идеологи), обладающие временем и способностями для специальных занятий духовной деятельностью и обоснования потребностей и интересов соответствующей общности людей. Если идеология – социально-орентированный теоретический компонент общественного сознания, то общественная психология является тем его образованием, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы, так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"