Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 20:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Chelovek_i_ego_potrebnosti.docx

— 41.09 Кб (Скачать)

Воздействие акселерации  на биосоциальный статус и здоровье человека оценивается неоднозначно. Ускорение биологического развития может не сопровождаться одновременным ускорением «социального созревания», что создает определенные сложности в становлении личности. Крайние отклонения в темпах развития вносят некоторую дисгармонию в жизнь организма («синдром напряжения») и в конечном итоге могут снижать его адаптивные возможности. (О дисгармонии, связанной с ранним половым созреванием человека, писал еще И. И. Мечников).

Когнитивная информация не содержится в окружающей среде как  некая данность. Ее нельзя отразить, отобразить, как в зеркале, сфотографировать и т.п. с помощью органов чувств, а затем преобразовать и обогатить, используя для этого какие-то высшие когнитивные способности (например, «рациональное» мышление). В окружающей среде есть лишь инварианты, инвариантные структуры, их изменения, сигналы, какие-то корреляции, регулярности, повторяемость  сигналов и т.п. Когнитивная информация должна быть создана, порождена когнитивной  системой живых существ на основе сигналов, извлекаемых из окружающей среды и их внутренних структур.

Информация (от лат. informatio – осведомление) есть выбор одного (или нескольких) сигналов, параметров, вариантов, альтернатив и т.п. из многих возможных, и этот выбор должен быть запомнен. В теории информации разработаны универсальные математические (статистические) методы измерения информации, которые совершенно не зависят от способов передачи, типов материальных носителей и формы сигналов в каналах связи, а также от конкретного содержания передаваемых сообщений. С теоретико-информационной точки зрения информация – это некое идеальное сообщение, уменьшающее или полностью исключающее неопределенность в выборе одной из нескольких возможных альтернатив.Количеством информации обычно называют величину I=log2 (N/n), где N – полное число возможных вариантов, n – число выбранных вариантов. Это количество отлично от нуля, если известно, что из N априорных вариантов выбран один из n вариантов. Количество информации максимально, если n = 1, т.е. известно, что реализовался (выбран) один определенный вариант. Информация равна нулю (I = 0), если N = n, т.е. выбор не сделан. Основание логарифма в данном случае (двоичная система) выбирается для удобства – единицей информации в этой системе является один бит, он соответствует выбору одного варианта из двух возможных – log2 2/1. Команды компьютеров, как правило, работают не с отдельными битами, а с восемью последовательными битами сразу, составляющими байт, который позволяет закодировать значение одного символа из 256 возможных (28).

Итак, информация означает выбор, а если нет выбора, то нет и  информации. Порождение информации требует  наличия соответствующихусловных алгоритмов – т.е. правил, устанавливающих условные связи между инвариантными сигналами, параметрами, инвариантными структурами, корреляциями и т.д. А это предполагает активность информационной системы, она должна управляться встроенными программами (генетическими, когнитивными, в том числе приобретенными в результате научения, или созданными человеком, если речь идет об искусственных интеллектуальных устройствах), обладать внутренней интенциональностью. Конечно, создание информации, ее переработка, хранение, передача и т.п. невозможны без энергетических затрат.

В свое время родоначальник  кибернетики Н.Винер подчеркивал, что «информация есть информация, а не материя и не энергия» . Действительно, информация может существовать только в виде закодированных сообщений (например, на языке генетического года или на языке электрических (нервных) импульсов и т.д.), которые, однако, обязательно должны быть зафиксированы на материальных носителях. В образовании и управлении процессами неживой природы информация не участвует, так как «вычисление», «синтаксис» не являются свойствами (наподобие массы, тяжести и т.д.), внутренне присущими неживой материи. Это, однако, не означает, что такими свойствами не могут обладать искусственно созданные людьми высокотехнологичные неживые материальные устройства. Разработка и производство устройств с наперед заданными физическими и логическими свойствами составляет основу конструирования современной вычислительной техники.

Положение, однако, коренным образом меняется, если мы имеем  дело с живой материей, живыми организмами. Биологические системы являются открытыми и далекими от термодинамического равновесия. Живые организмы несут в себе информацию, которая управляет образованием и ростом самих организмов, происходящими в них процессами, их когнитивными способностями и поведением. Невозможно представить себе «жизнь без ДНК» – живая материя не может существовать без генетической информации, без своего рода «синтаксиса», который является ее внутренним биологическим свойством. «Словарь» генетического кода записан на языке информационной РНК. Генетический код универсален – все живые существа от простейших бактерий до человека содержат один и тот же набор РНК-кодонов, которые кодируют одни и те же 20 аминокислот.

Биологическая информация, способность живой материи к  выбору альтернатив, видимо, возникает  в ходе мирового эволюционного процесса одновременно с появлением самых  простейших организмов. Генетические механизмы распознавания и передачи биологической информации, механизмы  транскрипции и трансляции, ответственные  за «сборку» белков, также являются результатом химической эволюции, которая  по времени непосредственно предшествовала началу эволюции биологической. Жизнь  означает размножение, она предполагает передачу потомству наследственных признаков, т.е. генетической информации. С этой точки зрения биологическую  эволюцию вполне правомерно рассматривать  как эволюцию генетической информации, закодированной в ДНК. Изменения  в генетической информации возникают  на уровне отдельных организмов. Соответственно, успех биологической эволюции находит  свое выражение в увеличении числа  имеющихся в природе копий  определенного набора генетической информации, а ее неудача означает исчезновение всех копий данного  набора. В этом – суть естественного  отбора, который воздействует на генетическую информацию, закодированную в ДНК.

В ходе биологической эволюции происходила дифференциация различных  типов клеток и возникали все более сложные многоклеточные организмы. Постепенно это привело к формированию нервных тканей и появлению другого типа биологической информации – информации когнитивной, т.е. информации, которая создается (на основе сигналов, извлекаемых из окружающей среды и внутренних структур организмов) и перерабатывается когнитивной системой живых существ. По словам К.Лоренца, выдающегося австрийского этолога, «жизнь обрела существование с «изобретением» структуры, способной собирать и сохранять информацию, одновременно извлекая из окружающего мира и накапливая энергию, для поддержания светоча познания. Внезапное творение такого когнитивного аппарата образовало первый великий водораздел в бытии». Возникновение нервных тканей и базирующихся на работе нейронов когнитивных систем давало несомненные адаптивные преимущества и скорее всего явилось результатом действия механизмов естественного отбора. Существование любых (даже самых простейших) организмов обязательно предполагает их обособление от внешней среды и одновременно взаимодействие с ней, позволяющее биологически приспособиться к ее относительно стабильным параметрам. Конечно, внешняя среда – это не только источник пищи, восполняющей энергетические затраты, но и источник многих опасностей, представляющих угрозу для выживания живых существ. Биологическое выживание означает прежде всего размножение и приспособление. Но для эффективного приспособления необходимо информационно контролировать окружающую среду, т.е. обладать как можно более исчерпывающей для выживания организма информацией о том, что в ней происходит. В результате естественный отбор оказывается направленным на формирование и эволюционное развитие у организмов все более высокоорганизованных когнитивных систем, способных информационно контролировать окружающую среду и их собственные когнитивные состояния (самовосприятие) с помощью создаваемой этими системами когнитивной информации. Благодаря эволюции когнитивных систем у организмов появляется возможность изменить свое поведение, сделать его более адаптированным.

 

20. Понятие духовной  культуры человека.

Духовная культура является лишь частью духовной жизни, которую вполне можно назвать ядром духовной жизни современного общества, которая в своей многогранной и сложной структуре имеет философско-мировоззренческую, научную, правовую, художественную и нравственную культуру. Главенствующее место в духовной культуре имеет религия. Но что понимается под понятием «Духовная культура»? Постараемся выяснить основу этого понятия.

Что такое духовная культура?

В широком смысле слова духовную культуру можно понимать как совокупность материальных, духовных и политических достижений общества, которые характеризуют определенный способ общественно-практической деятельности человечества на каждом отдельно взятом историческом этапе истории общества.

Согласитесь, что каждый этап развития истории человечества имеет свой уровень духовных, политических и материальных достижений человечества со всеми экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, теоретическими аспектами. Сохраняя и передавая  информацию о прошедшей жизни  поколений, духовная культура является одновременно и средством и результатом  развития общества и отдельной личности.

Говоря иначе, духовная культура - это исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда. Духовная культура действует в системе так называемых социальных ценностей и норм, а также соответствующих учреждений и организаций, которая выражается в совокупном отношении людей к природе, людей с людьми и к самим себе.

Что несет в себе духовная культура?

Духовная культура, будучи основой общественного бытия, проникает  во все сферы жизни и оказывает  сильное влияние на всю жизнедеятельность  общества и человека в отдельности.

Духовная культура несет  на себе отпечаток характерных черт определенного времени и определенной общественно-экономической эпохи, потребностей и интересов больших социальных общностей и слоев общества. 
Если обобщить все сказанное выше, то духовную культуру нужно рассматривать как нечто единое целое, которое присуще государству, нации, региональной группе государств.

Духовная культура в жизни  общества приходит через процесс  освоения норм и ценностей предшествующих поколений человечества, соблюдения и появления новых духовных ценностей, которые играют большую роль в  социальной деятельности по освоению и изменению мира, служат неким  компасом в данном процессе.

Основной целью духовной культуры является формирование в интересах  общества определенного типа человеческой личности, в контроле поведения человека при его взаимоотношении с  себе подобными, урегулирование отношений  человека с природой и окружающим его миром.

Другим аспектом духовной культуры является формирование познавательных способностей человека. Духовная культура человечества находит отражении общественного сознания и обогащении, освоения мира духовных ценностей. 
Предметом труда в духовной культуре считаются не только природа и её вещества, но и общественный прогресс, деятельность людей и человеческое мышление. Довольно своеобразен и субъект духовного производства, а также орудия деятельности человека. В обществе формируется отдельный контингент профессионалов, которые заняты созданием и развитием духовных ценностей. В большинстве это интеллигенция. Но создание духовных ценностей и духовная культура не могут формироваться вне народа, который является основным создателем и потребителем. Таким образом, можно сказать, духовная культура развивается только в привязке с народом. Лучшие образцы духовного развития получают определенную социальную оценку и входят в фонд духовной культуры человечества или отдельного социума, становясь тем самым достоянием общественности. Потребляя духовные ценности, человек становится личностью, выступая при этом как объект, и как субъект духовного производства.

Формирование духовной культуры человека

Для того чтобы человек  духовно сформировался, применяется  система воспитания, образования, средства коммуникативного воздействия и  др. Немалую роль играет и самостоятельное  самообразование и самовоспитание, усвоение человеком духовных ценностей.

Становление человека как  личности есть не что иное, как результата его культурной эволюции. Только усваивая и соединяя определенную часть общественной культуры, человек может стать  личностью и воспринимать обретенную культурную ценность как свой собственный  мир. Говоря иначе, лишь осваивая внешнее, материализованное выражение духовной культуры, человек обретает человеческие качества и может сам нести  культуру в массы.

Культура - это есть процесс  развития человеческих способностей, характеристика развития человека как  человеческого существа, показатель человечности в человеке, процесс, который  получает внешнее выражение в  богатстве и многообразии создаваемой  человечеством действительности и  совокупности результатов человеческой мысли и труда.

 

21. Структура деятельности.

В структуре деятельности прежде всего выделяют цели и мотивы.

Под целью понимается то, ради чего действует человек, в тоже время под мотивом понимается то, почему действует человек.

У каждого человека есть на это какие-то свои собственные  побудительные причины, мотивы.

Обычно деятельность человека обусловливается не каким-нибудь одним  мотивом и одной целью, в целом  системой целей и мотивов –  ближайших, более отделенных и общих. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие, но и отдаленные перспективы, цели, это придает силы для преодоления  препятствий.

Деятельность оценивается  по уровню мотивации и по ее направленности (общественные или узколичные мотивы). Лучше всего, когда общественные мотивы приобретают личностный смысл.

Любой вид деятельности неразрывно связан с движениями, независимо от того, будет ли это мускуль-но-мышечное движения руки при письме, труде или движение речевого аппарата при произнесении слов. Принято различать действие и движение.

Действие – элемент деятельности, направленный на выполнение одной простой текущей задачи. Движение – составная часть действия.

Несмотря на внешнее многообразие, все движения человека складываются, как правило, из трех простых элементов  – «взять», «переместить», «отпустить»  – в сочетании со вспомогательными движениями корпуса, ног, головы. В разных видах движений эти элементы отличаются своей траекторией, длительностью, силой, скоростью, темпом и тем, какими частями тела они выполняются.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"