Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 21:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1. Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов на мир и место человека в нем, а также основанные на них чувства, убеждения, идеалы, оценки, определяющие принципы поведения человека. Как разноуровневое духовное образование оно включает мироощущение (эмоциональный момент), мировосприятие (рациональная сторона) и отношение человека к миру и самому себе. Мифологическое мировоззрение как первая попытка объяснить явления окружающего мира характерно для ранних этапов первобытного общества и представляет собой фантастическое отражение действительности в эмоционально-образной форме (классический пример – античная мифология). Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей и мироздании, раздвоением мира на земной и небесный и поклонением сверхъестественным силам. Обыденное мировоззрение проявляет себя в форме здравого смысла и направлено прежде всего на практические вопросы. Играя значительную роль в жизни людей, определяя зачастую их социальную ориентацию. И философское мир-е | 2. Философское мировоззрение как высший тип мировоззрения представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. В отличие от других типов мировоззрения для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой. Философия как сложившаяся система знаний включает целый ряд проблем, которые она призвана решать. Но центральная мировоззренческая проблема – отношение человека к миру – конкретизируется в философии в основном вопросе: как относится мышление к бытию, сознание к материи, идеальное к материальному. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, что обусловливает многообразие уровней философского мировоззрения. При рассмотрении первого, наиболее общего и фундаментального уровня основного вопроса философии различают две стороны. Первой стороной вопроса об отношении сознания к материи является вопрос о том, что является первичным – материя или сознание, какая из двух фундаментальных типов реальности – материальная | или идеальная – является определяющей и порождает другую, лежит в основе мира. При решении этого вопроса возможны два подхода: монистический который кладет в основу мира одно из двух начал, материю или сознание, и дуалистический принимающий оба начала как равнозначные. С точки зрения материализма материя является первичной, а сознание производно от нее. Он объясняет окружающий мир из него самого как существующий объективно, Идеализм считает, что развитие мира определяется духовным началом. Он существует в двух формах - объективного и субъективного идеализма. Объективный идеализм ведет свое начало со времен античной философии. Он признает существование объективного мира вне человеческого сознания, но утверждает, что мир является порождением и проявлением некоего объективного сознания, не зависящего от человека – бога, духа, мирового сознания (Платон, Гегель). Субъективный идеализм считает первичной реальностью человеческие ощущения и тем самым первичным индивидуальное сознание | 4. Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом – хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого. При этом истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия – на то и вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем глубже и тоньше данный ответ, тем больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью. С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой. Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового. Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Геосеоогия(учение о позании). Этика учение о морали. Логика |
5. Философия и наука находятся в сложных отношениях – не совпадая абсолютно, но и не отличаясь абсолютно. Хотя философия не может строиться по естественнонаучному образцу. она имеет свой предмет, метод, категориальный аппарат, свою меру точности и доказательности, и, подобно науке, имеет целью построение объективного знания, нахождение объективной. Различия философии и науки заключается в том, что философия стремится к такой логической доказанности своих положений, которые подтверждаются совокупным практическим опытом человечества. Более того, положения естественных наук не зависят от субъективного фактора, психологически-эмоциональных и культурных характеристик исследователя, а философия, напротив, стремится к такой выстроенности своего знания, которая обязательно обладает глубокой мировоззренческой убедительностью при сохранении важности рациональных доказательств. Иначе говоря, отличительная особенность философии в том, что она ставит и решает проблемы мировоззрения. | 6. Философия занимает особое место в культуре, являясь одновременно и тем «фокусом», в котором сходятся все другие области познавательной и практической – политической, эмоциональной, эстетической – активности человека, и своего рода общим источником для всех этих форм интеллектуальной, общественной деятельности человека. Тем не менее, начиная с середины XIX в. и по сей день ведутся многочисленные дискуссии, где основной проблемой является вопрос о месте, которое должна занимать философия в общей системе культуры, и ее роли в политической жизни и процессе познания. В ходе дискуссий определились крайние позиции: панфилософская, согласно которой философия является «наукой о науках», вбирает в себя все богатство других наук, обобщая их содержание и позитивистская, утверждавшая, что философия как наука была необходима лишь в условиях, когда специальные науки были недостаточно развиты, теперь же она исчерпала себя, а ее предмет «разобрали» конкретные науки.
Философия- учение об общих, универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру. | Прежде всего философия выполняет мировоззренческую функцию, вооружая людей знанием мира и человека как целостной сложной системы. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает систему способов и приемов объяснения, изучения мира и его изменения. При этом, в отличие от методов других наук, философия выступает в качестве наиболее общей методологии, т.е. формулирует общие принципы познания и освоения мира. Аксиологическая функция предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей. Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема выбора пути и системы ценностей. Критическая функция философии связана с аксиологической, т. к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает критике существующие ценности, господствующие порядки. Философия выполняет и прогностическую функцию, формулируя гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания. Выполняет и интеллектуальную функцию, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект | 7. Ранний период XI-V родились первые школы: пифогирийская, милецов, элиаты, атомисты. Пифагорейцы правильно подметили, что все вещи, как бы они не отличались друг от друга, обладают количественной характеристикой. Однако, чрезмерно абсолютизировав это положение, они пришли к неверному выводу, что вещи и числа одно и то же, и даже объявили, что вещи подражают числам. Стихийно материалистический и диалектический взгляд на природу милецкая школа заключался прежде всего в том, что общую первопричину всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес видел эту первооснову, или «архе», всех природных вещей в воде, из которой все происходит и в которую в конце концов все превращается. Анаксимен, считал основой всех явлений воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения – в воду и землю. По мнению элиатов нельзя помножить(помыслить) множественно. Атомисты – движение нельзя делить на множество, есть далее неделимые объекты(атомы). Демокрит говорил что сочетание атомов образует целые миры. Душа сотоит из особых атомов. Случайность отсутствует. |
8. Классический период. Школы: Софийская, академия и лицей. Главные темы классического периода: сущность человека, и особенности его познания. Софистов не без оснований считают представителями греческого Просвещения за распространение и популяризацию знаний среди широкого круга учеников. При этом софисты считали всякое знание относительным, подвергая его как искусному опровержению, так и защите. Нередко такого рода состязания в умении убедительно защищать любую точку зрения становились самоцелью. Таким образом, в основе философских взглядов этой школы лежали представления об отсутствии абсолютных истин и объективных ценностей. Отсюда вывод: благо – то, что доставляет человеку удовольствие, а зло – то, что причиняет страдания. Уделяли проблемам языка и логики. Сократ хочет понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от общего к событиям. Заложил основы идеализма. Залоил диалектику | 9. Платон-объективный идеолист. Справедливое госво выводит из 3-х состояний души(разумный, аффективный, вожделеющий). Ставит этическое(идею блага) выше эстетического, даже выше научно-позновательского. Его этика была ориентированна не на формирование совершенной личности, а на совершенствование человеческого рода, совершенного общества. У Платона человек живет ради государства, а не государство ради человека. Учения Платона,в особенности его диалектический метод,оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки. Он также занимался анализом языка и мышления,проблемой бытия,а также соотношением единичного и общего. Философия для Платона-это некоторого рода созерцание истины. Значение блага в философии Платона своеобразно.Знание и истина,говорит он,подобны благу,но благо следует ставить выше.Реальность,в противоположность видимости является полным и совершенным благом.Воспринимать благо,означает воспринимать реальность. | 10. Аристотель-самобытие наз субстанциейэто такое бытие, которое не способно прибывать в др бытие оно существует в самом себе. Он считал всякая вещь меет 4 причины:сущность, метерия, действие, цель. Эйдесом(первый ум) человека выделяет душа. Форма гос-ва: правильные(монархия, | 11. Основные темы: проблема воли и свободы, морали и удовольствия, счастье и смысл жизни. Эпикурейцы: все состоит из атомов, к.т могут отклонятся от прямолинейны траекторий. Человек состоит из атомов. Боги безразличны к человеческим делам. Для счастливой жизни чел необходимо 3 гл состовляющие:1)отсутствие телесного страдания2)Невозмутимость души3)дружба Философия для стоиков – не просто наука, а прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Главным же достоинством мудреца стоики считали свободу человека от власти внешнего мира, а основу свободы личности видели в единстве разумного и природного. Этика стойков: счастливой жизни мешают печаль, горе. Человек существует в рамках косм законов. Все повержены року. Неостойкие-задача человека понять место в след иерархии:благо-ум-душа- |
Киники(Диоген)-собачая философия. Человек может стать свободным при сведении потребностей к мин. 3моральных мах:свобода, ограничение, безразличие к благу. В рамках античного мировоззрения это учение было своего рода философским ответом на духовные запросы образованной части римского общества в условиях кризиса, охватившего все стороны жизни – от хозяйства до идеологии. Неоплатоники пытались восстановить ощущение единства человека и космоса, их учение было своеобразным сплавом мистики и логики. Неоплатоники не отрицали существования низших богов и демонов, но концепции Бога-личности у них, в отличие от христиан, не было.Неоплатонизм явился переходной ступенью от древнегреческой к средневековой философии и выступил в качестве среднего звена | 12. Средневековая философия была служанкой благословия. Философия западноевропейского Средневековья возникла и развивалась в течение четырех исторических периодов: 1) Подготовительный этап (II–VIII вв.), в течение которого постепенно формируется культура и философия Средневековья. 2) Ранняя схоластика (IX–XII вв.), в которой знание и вера практически не разделены, хотя происходит четкое осмысление специфической ценности и таких же результатов деятельности рассудка. В этот период Абеляром был создан основной схоластический метод познания истины («да и нет»), сводящийся к тому, что при решении любой проблемы мы должны сначала выслушать авторитетов, говорящих «за», потом – авторитетов, выступающих «против», и позднее принять решение. 3) Средняя схоластика (XIII в.), в которой происходит окончательное отделение философии и других наук от теологии, а также включение в западное философское мышление учения Аристотеля. Создается философия францисканского, доминиканского и других орденов, а также философские системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота и др.
| 4) Поздняя схоластика (XIV–XV вв.) отличалась рационалистической систематизацией получаемых знаний, дальнейшим формированием естественнонаучного и натурфилософского мышления, созданием логики и метафизики иррационалистического направления, окончательным отделением эзотерики (мистики) от церковной теологии. Существовал экаластический метод-да и нет, потто вывод(священнослужитель). Потристика(лтец) – святые люди. Номинализм (И. Росцеллин, У. Оккам) полагал, что общее существует только в уме человека (есть отдельная лошадь, но нет «лошадности»). Принижая значение общих понятий, номинализм ставил под сомнение универсальное, предельно абстрактное понятие «Бог», за что и преследовался церковью. Реализм (Ф. Аквинский), напротив, утверждал реальность общих идей, а единичные вещи и соответствующие им понятия считал производными от общих. | 13. Его заслугой является разработка одной из центральных в средневековой философии проблемы соотношения веры и разума. Ф. Аквинский создал учение о возникновении гармонии веры и разума. Принцип гармонии веры и разума получил воплощение в разработанных Ф. Аквинским пяти рациональных доказательств существования Бога. Поскольку все движется и изменяется, то должен быть и «перводвигатель», первоисточник, т. е. Бог. Мир многообразен и совершенен, следовательно есть Бог как высшее совершенство. Согласно Ф. Аквинскому, поскольку в живом мире есть цель, то должен быть и источник целесообразности, т. е. Бог. Хотя в мире и есть случайное, но в целом его развитие носит закономерный характер, что исходит от Бога. Мир единственен и конечен в пространстве, но в нем всюду есть упорядоченность, т. е. Бог. Эти доказательства долгое время воспринимались как убедительные, несмотря на их односторонность. Однако приведенные Ф. Аквинским доказательства и сейчас активно используются церковью. |
14. Черта: человек становится лавным предметом философии, к.т постепенно вырабатывает идеи личности. Отличительным качеством становится: своеобразие, разносторонность. Проявляется светская философия, искусство. Прежде всего происходит освобождение духовной жизни от влияния религии и церкви. Характерной чертой этой эпохи, давшей ей наименование, является широкое использование античного культурного наследия. Интерес к античной культуре в эпоху Возрождения проявился и в ее ориентации на искусство. Эта эпоха дала прекрасные образцы в области художественной литературы, живописи, скульптуры, архитектуры. В философской мысли эпохи Возрождения можно обнаружить сочетание самых различных традиций, специфические модификации аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философий. Традиции античной и средневековой мысли получали в эпоху Возрождения новый смысл. Если в средневековой философии центральная проблема соотношения мира и Бога, природы и божественного начала решалась в плане противопоставления природы Богу, тленного земного мира нетленной небесной субстанции, то философия Возрождения создает новую, пантеистическую картину мира, отождествляя Бога и человека. | 15. Бруно суть: утверждение о бесконечности природы. Вселенная едина, материальна, бесконечна и вечна. пантеизм – специфическая черта натурфилософии Возрождения. При этом речь идет не о простом отождествлении Бога и природы, а о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Это наиболее последовательно проявилось в пантеизме Джордано Бруно. Один из главных выводов, вытекающих из пантеизма Бруно, – утверждение о бесконечности природы. Если у Н. Кузанского учение о бесконечности мира было еще полутеологическим, то у Бруно оно формируется как учение только о природе. Он разработал, по существу, материалистическую концепцию Вселенной. Большое значение для развития философии имела теория познания Бруно. Он выдвинул против схоластических догм церковного авторитета принцип сомнения, утверждая критическое отношение к старым теориям и общепринятым положениям, свободу мысли. Центральная проблема философии Н. Кузанского – проблема соотношения Бога и мира. Но в отличие от традиции средневекового католического богословия Бог трактовался им как бесконечное единое начало и вместе с тем скрытая сущность всего, мир представлен как мир конечных вещей.
| Поэтому проблема соотношения конечного мира, мира конечных вещей и их бесконечной сущности поставлена Н. Кузанским как философская проблема. Эта проблема решалась с пантеистических позиций: Бог, понимаемый как охватывающий собой все сущее, содержит в себе весь мир. Радикальному пересмотру подверглось представление о Вселенной. Схоластической картине мира противопоставлялось учение о космосе, Глубокие идеи высказаны Н. Кузанским в теории познания. Главное в его гносеологии – это понимание познания как бесконечного процесса | 16. Быстрое развитие естественных наук. Провозглашается самая главная цель человека-научная деятельность. Эмперизм – все знания выводимые из опыта. Душа человека-чистая доска. Индукция – универсальный метод. Рационализм – все знание получается из разума и мышления. Необходимые знания невозможно получить из опыта. Осн метод – дедукция. Исходная точка фил-и нового времени явл размышляющий субъект В теории познания французские материалисты являются сенсуалистами. Суть: все с чем сталкивается человек в опыте – это его собственные впечатления |
17. Родоначальником английской материалистической философии и экспериментирующей науки был английский философ Ф. Бэкон (1561–1626), идеолог нарождавшейся промышленной буржуазии, выдающийся политический деятель, сторонник политических реформ. Видное место в его философии занимают критика средневековой схоластики, выделение особой роли естественных наук в познании мира, стремление связать философию с современным ему научным знанием. Большую роль в критике средневековой философии сыграло учение Бэкона о «призраках» (или «идолах», предрассудках человеческого сознания), задерживающих научный прогресс. Это призраки: 1) рода 2) пещеры 3) рынка (площади) 4) театра. Два первых признака происходят вследствие «естественных свойств человеческого ума», который отражает окружающий мир не совсем адекватно; | два последних являются приобретенными вследствие общения и в результате воздействия на сознание ложных теорий и философских учений, слепого поклонения авторитетам. В противоположность схоластике Бэкон признает предметом философии природу, Бога и человека (так называемая естественная теология, познание Бога через факты природы), где главное – природа. Задача философии – изображение того, что есть в действительности, главное – не описание, а исследование. Видное место в философии Бэкона занимает учение о познании. | 18. Хаар-ная черта фил-и – исторический оптимум. В фил мышлениях о природе просветители проводят принципы детермизма и механич материализма. Природа понимается как часовой механизм, к.т может быть разобран. Проблема человека занимает одно из центральных мест в философии французского Просвещения. Решалась она преимущественно с позиций открытого материализма. В истолковании человеческой природы Вольтер выступил противником Паскаля, отвергая не только его дуализм, но и главную мысль философа, что человек - одно из наиболее слабых и ничтожных существ в природе | 20. Родоначальником немецкой классической философии считается И. Кант. В философской эволюции И. Канта существуют два периода: «докритический» и «критический». Второй период в философском творчестве Канта связан с написанием его главных работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Подлинно научное знание необходимого и всеобщего имеет априорный (внеопытный) источник. Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания. По Канту, эмпирическое знание, основанное на чувственном опыте, – это знание единичного, случайного. Согласно Канту, человек принадлежит обоим мирам: как феномен человек. Исходным принципом этики Канта, является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов.
|
19. Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины VIII в. и имевшего другим своим проявлением, главным по воздействию вширь на общественное сознание, классическую немецкую литературу, корифеями которой считаются Г. Э. Лессинг, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Г. Гейне. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории | 21. Родом из крестьянской семьи. Фихте- развивает идею канта. Делает акцент на творческую активность разума. Сущность человека обнаруживает в деятельности, одним из средств которых является мышление. Осн задача- раскрыть принципы дейст-я сознания. У Ф. нет готовых абсолютов. Абсолютное то, что наращивается в росте в нашей субъективности. Сознание не есть готовая данность. Сознание есть деятельность. Суть чел-ка в духовной активности. Цель общества согласие и единодушие, новое равенство. Шеленг-инструментальная инструкця, подлинный фил метод, единственный способ постичь мир. По мнению Ш. природа объективна, т.е. она существует как бы вне. Но она в тоже время духовно-объективна. Он один из первых поставил вопрос об «исторической природе эстетических категорий» в его позиции мы встречаем критику Фихте как объективный идеалист критикует субъективного. 2.утверждение первичности природы по отношению к человеческому разуму. 3.он дает нам диалектическое видение природы. После философии Ш уже никакая философия не могла игнорировать объективность природы. | 22. Г. Гегель (1770–1831) создал всеобъемлющую философскую систему. Наиболее значительными его произведениями являются «Феноменология духа», «Наука логики» и «Энциклопедия философских наук». Согласно объективно-идеалистической философии Гегеля, основой всего сущего является абсолютная идея, безличный мировой разум. Первая часть философской системы Гегеля – логика. Это диалектическая логика, исследующая логические формы в их взаимосвязи и развитии. Вторая часть системы Гегеля – философия природы. Это инобытие абсолютной идеи, которая отчуждает себя в природу. Заключительная часть системы – философия духа, в которую включаются учение о субъективном духе – антропология, изучающая проблему души, феноменология, рассматривающая проблему сознания и самосознания, и психология, исследующая проблему личности. согласно Гегелю, исторический прогресс – «это прогресс в сознании свободы… который мы должны познать в его необходимости. Завершает систему Гегеля учение об абсолютном духе, до которого поднимается объективный дух, познавая самого себя | 23. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, «абсолютной философии», якобы разрешившей все проблемы. Главный пафос критики был направлен против гегелевской «абсолютной идеи», абсолютной роли разума. Фейербах не согласен с Гегелем по проблеме соотношения философии и религии, не без оснований считая, что порождение абсолютной идеей природы – это рациональное выражение теологического учения о сотворении природы Богом. Фейербах раскрывает социально-психологические корни религии. Она оказывает облагораживающее воздействие на людей. Содержание философии Фейербаха не сводится к критике религии и философии Гегеля. Идеализму Гегеля он противопоставил философию материализма, основой которой является человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах назвал свою философию «антропологией». Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек, который предстает как единство материального и духовного. Однако для него человек – абстрактное, природное существо. Поэтому все вопросы бытия Фейербах рассматривает, исходя из человеческой сущности как природной. |
24. Общая хар-ка учений(кроме Маркс) явл иррационализм. Ирр-фил-е направление, в к.т утв, что подлинные знания омире можно получить с поощью интуиции. Артур Шипенгаун явл основателем фил-и воли. Его концепцию наз волюнтаризм. Сущ-ть жизни и человека обнаруживается в воле. Ничем не ограниченная мировая воля пораждает все события и явления мира. Единственный способ-чистое созерцание без цели. Нидше – в основе всего лежит воля к власти. Он сторонник сильных личностей, к.т надо восспитывать | 25. Философия марксизма – одно из важнейших направлений, вызывающее в современную эпоху неоднозначную оценку. Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, в нем можно выделить три группы идей: 1) идеи, которые выражали ценности техногенной цивилизации; 2) концепции, которые конкретизировали эти идеи применительно к индустриальной стадии техногенной цивилизации. Выделяя основные особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие ее от предшествующих учений, следует прежде всего сказать, что в центре внимания этого течения находились проблемы социальной жизни. Существенной заслугой марксизма является детальная и оригинальная критика капитализма, которая в значительной степени действенна и в настоящее время. Особое место занимает исследование К. Марксом природы отчуждения человека и труда, основной причиной которого является отчуждение собственности на средства производства | 26. Велись идейные споры. Сложились: западники(берем все с запада), слафянофилы,евразийцы. Славянофилы подчеркивали самобытность отечественной эволюции, своеобразие ее историко-национального и культурно-религиозного пути, пытались обосновать особую историческую миссию славян, которые должны дать Западной Европе новые экономические, этические и религиозные ориентиры. По мнению западников, просвещенный человек должен одновременно любить себя и свою культуру и относиться с уважением к другим людям и к их «чужой» культуре, а также иметь чувство здравого смысла и умение действовать легально и лояльно. | 27. Главной идеей философии В. Соловьева была идея всеединства, органической целостности мира во всех его элементах и частях, о гибельности распада этого единства. В. Соловьев обосновывает цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания. Его философская система включает в себя и проблему природы человека, и философию религии (философскую теологию), и социальную философию вместе с философией истории. Еще одна важная мысль его учения – это идея о «богочеловечестве» как высшем достижении единства материального, идеального и божественного. Долг человечества, по В. Соловьеву, состоит в том, чтобы самому сделаться божественным и стать Богочеловечеством. В конце XIX века, во многом благодаря философии В. Соловьева, и в первой четверти XX века отечественная философия достигла высшего уровня своего эволюционного развития. |
28. Бердяев Н. (1874–1948) – выдающийся русский философ и публицист. Основная проблема философии, по Бердяеву, – в рассмотрении смысла существования как человека в частности, так и бытия в целом. Смысл бытия человека – это существование с его ориентацией на истину, на спасение или на творчество. Н. Бердяев исследует эволюцию христианства и гуманизма. Н. Бердяев говорит об отчуждении, дегуманизации человека, о возрастании его духовного одиночества в процессе социализации, о безмерной власти коллектива и государства над личностью. Н. Бердяев верил в то, что в постсоветской России будет создан иной, более справедливый, чем существующий капиталистический, строй. Особый интерес вызывает его статья "Русская философия". Здесь многообразие и многосторонность русской самобытной философии не поддаются классификации и точным формулировкам. Автор всё время подчеркивает , что в русской философии "теория" также постоянно связана с практикой, с внутренним подвигом. Он с сожалением говорит о том , что увлеченные системами западные ученые вряд ли серьезно отдались бы её изучению , т.к. даже сами русские немного и неохотно занимаются своими философами. | 29. Русская философия, и в этом также ее своеобразие, всегда основывалась не только на трудах отечественных философов, но и на других русских общекультурных источниках. Для русской философии характерно особое внимание к осмыслению кризиса мировой культуры и философии и создание отечественных философских теорий. Еще одной чертой русской философии начала XX века была тотальная критика идей западного классического рационализма, его попыток получить абсолютную власть над жизнью людей. Русская философия была связана с ее особыми правовыми поисками. Русские философы стремились по-новому. Черты: 1.принцип целостности, рассматривается дух человека 2. соборность 3. этический персонализм4.реальная ситуация-постижение4.истина- | 30. 1917-1930 – подъем знания ильянизма. За основу Маркса. Развитие диалектики. Борьба с религией 1930-56-сталинизм. Фил была зажата в тиски 1957-75-развитие марксистко-ленинской диалектики 76-91-застой в фил-и 1991-2000-крушение социалистической сиситемы | 31. В русской философско-исторической мысли второй половины XIX века значительное влияние приобретает направление, связанное с материалистическим истолкованием истории, разрабатываемое Плехановым. Его истоки уходят в материалистическую традицию отечественной философии, наиболее последовательно представленную антропологическим материализмом Н.Г. Чернышевского, идеи которого в 70 - 80-х годах были широко известны в среде разночинной интеллигенции, и интерпретацией истории в духе экономического материализма М.А. Бакунина. Плеханов высоко ценил материализм Чернышевского. материалистические идеи Плеханова складывались под значительным влиянием отечественной философской мысли. Плеханов был глубоко убежден, что исторический материализм Маркса, имеющий своим эмпирическим материалом всю историю человечества (всемирную историю), - и есть философия истории. Бакунин – ценность свободы, готов все разрушить ради нее.Чергышевский – польза для всех это революция |
32. Основной чертой русской философии, несмотря на внешнюю светскую направленность, является ее глубоко религиозный, православный характер, в связи с чем ее с известной долей приблизительности можно назвать православной философией. Религиозный опыт дает нам наиболее важные данные для решения этой задачи. Философия, принимающая во внимание этот опыт, неизбежно становится религиозной4. Важной чертой русской философии является ее антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека. | 33. Позитивизм является одним из влиятельных философских направлений, в центре внимания которого находятся проблемы научного знания. Его основатель – французский философ О. Конт (1798–1857). Главная идея позитивизма состоит в отрицании традиционной философии, бесплодности ее основной проблематики. Неокенсианство-развитие идей Канта. Школы: Марбург(развивает трансендентальный метод), баденбург(наука о духе и природе). Проблема культуры, ее основ. | 3 В XVIII–XIX вв. происходит все более четкое выделение собственно философии в отдельную профессию и особую среду духовной деятельности. Именно в этот период русская философская мысль стала испытывать влияние западной философии. | 35. Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека. Что есть человек? В чем конкретно "философские антропологии" усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия. |
36. Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя | 37. Герменевтика как особое философское направление выдвинулось на первый план на рубеже 70–80-х годов. появление герменевтики, ее различных ветвей было исторически подготовлено и выражало определенные культурные и познавательные потребности своего времени. В герменевтике большое внимание уделяется методологическим проблемам познания вообще, социального познания в особенности. Она обратила внимание на такие важные вопросы, как проблема понимания в гуманитарных науках. Герменевтика как метод познания выделяет следующие этапы: 1) выдвижение некоторой гипотезы, в которой содержится предчувствие смысла текста как целого; 2) интерпретация исходя из этого смысла отдельных его фрагментов (движение от целого к частям); 3) корректировка целостного смысла исходя из анализа отдельных фрагментов текста (движение от частей к целому). Завершая краткий анализ герменевтики, важно отметить ее роль в изучении субъективной стороны человеческой деятельности. | 38. неопозитивизм, возникший в 20-е годы XX в. представителями которого являются Р. Карнап (1891–1970), М. Шлик (1882–1936) и др., предметом исследований сделал методы установления истинности научных теорий, их сравнительной ценности. Оставаясь верным основным положениям позитивизма, считая вненаучными понятия традиционной философии, неопозитивизм сформулировал принцип верификации для проверки ценности современных научных знаний. Согласно ему научные положения имеют смысл, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой точки зрения основные понятия традиционной философии являются неверифицируемыми, ложными. Не случайно принцип верификации был преобразован в принцип фальсификации, автором которого является английский философ и логик К. Поппер. Неопозитивизм как философское направление в исследовании науки с конца 60-х годов теряет свое влияние, многие из его представителей отказываются от основных положений неопозитивизма, выдвигая новые идеи, характерные для «четвертого позитивизма», или постпозитивизма. | 39. Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается как содержание всей современной культуры, так и новый стиль мышления, является постмодернизм. отрицание всех форм философии монизма, присущих классической и современной философии (экзистенциализм, позитивизм, марксизм, неофрейдизм и др.), каждое из которых претендовало на универсальность. Во-вторых, отказ от фундаментальных принципов и оснований традиционной западно-европейской философии – веры в линейный прогресс, абсолютную истину, рациональное планирование идеальных социальных порядков. В-третьих, утверждение философии плюрализма, обоснование идеи вариативности, многообразия. |
40. Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ. Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом: • общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением; • общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание; • источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия. Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания как коренной принцип материалистического понимания общества обнаруживает возможности исследования духовной жизни людей | 41. Разpабатывая научное опpеделение матеpии, К. Маpкс и Ф. Энгельс имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность состовляющих его тел. От философского понятия матеpии нужно отличать естестве-ные и соц пpедставления о ее видах, стpуктуpе и свойствах. Фил понимание матеpии отpажает объективную pеальность миpа, а естественнонаучные и социальные пpедставления выpажают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Матеpия - это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отд пpедметы, явления не состоят из матеpии, выступают конкpетными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально оpганизованная матеpия. Всеобщими атpибутами движущейся матеpии являются пpостpанство и вpемя. Но не смотpя на инд-ные св-ва, отличающие дpуг от дpуга пpостpанство и вpемя, в миpе нет матеpии, котоpая бы не обладала пpостpанственно-вpеменными свойствами, так же, как вpемя и пpостpанство не существуют сами по себе, вне матеpии или независимо от нее. 3формы сущ материи: время пространство,двиение | 42. Истина-теория подтвержденная практикой. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Истина, по определению, - в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна. Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.п. Обратимся сначала к характеру отражаемого объекта. | 1.Понятие мировоззрения 2.Особен фил мировозр 3.Осн этапы становления фил знания 4.Проблемы фил 5.Философия и наука 6. Соц предназначение и функции фил 7.Первы школы Древней Греции 8.Клас период древнегреч фил 9.Фил идеи Платона 10. Фил Аристотеля 11.Фил эпохи эллинизма 12.Среднивек философия 13.Фил Аквинского 14. Фил эпохи Возрождения 15.Воззрения Кузанского, Бруно 16. Эмперизм и рационализм 17.Фил нового времени. Критика сред схол 18.Фил эпохи просвещения 19.Немецкая фил 20.Фил Канта:критич период творчества 21.Фил Фихте,Шеллинга 22.Философия Гегеля 23.Антропол материализм Фейербаха 24.Посткласич фил-я воли и жизни 25.Место марксизма в истории 26.Хар-ные черты отечественной фил мысли 27.Философия Соловьева 28.Русская философия |
|
|
| 29.Хар-ные черты русской философии 30.Исторические этапы филос совет периода 31.Материалистич фил-я в России 32.Идеалис и религ фил-я 33.Западная фил-я 34.Предмет фил-огопознания Гусселя 35.Основная проблема в фил антропологии 36.Проблема личности экзистенциализма 37.Герменевтика 38.Неопозитивизм 39.Понятие истины в постмодернизме 40.Фил пониятие бытие 41.Материя как фил категория Проблема истины в фил |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|