Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на 50 экзаменационных вопросов по "Философии".
Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущности, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существенно. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и не может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существовать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.
Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон - понятия очень близкие, однопорядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями.
Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глубоким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от познания сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца.
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей,Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.
Через систему категорий и содержание философии в делом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. уолько на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.
Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее "вечные проблемы" с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалекгико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.
Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее при. обретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.
Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.
Причинное основание – совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Практический опыт показал, что во многих случаях установить источник происходящих в мире изменений – явление, повлекшее за собой другое явление. Первое из них назвали причиной, второе - следствием. Бывают связи вида причина – следствие, причина – много следствий (домино), много причин - одно следствие. Но бывает и взаимодействие, т.е. причина порождает следствие, а следствие влияет на причину.
Необходимой называют такую однозначную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайность – понятие, полярное необходимости. Случайной называют такую связь причины и следствия, при которой причинные основания допускают реализацию любого из множество возможных альтернативных следствий. При этом то, какой именно вариант связи осуществится, зависит от стечения обстоятельств, от не поддающихся точному учету и анализу условий. Таким образом, случайное событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности не известных причин. Наступление случайного события-следствия в принципе возможно, но оно не предопределено : оно может произойти, а может и не произойти.
Вероятность – мера возможности наступления случайного события. Случайность и необходимость относительны: то что является случайностью в одном случае, является необходимостью в другом.
Если явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении.
Познание - это диалектический процесс активного, целенаправленного воспроизведения (отображения) сознаний в системе их идеальных образов сущности вещей, предметов и явлений, включая человека и общество. Объектом познания является и природа. Объект познания формируется практикой и расширяется с развитием практической деятельности. Субъект познания (подлинный) - человечество в целом, а отдельный человек становится субъектом познания как представитель человечества. Субъект познания - исторически конкретен, т.е. в каждую эпоху специфичен круг его познавательных интересов, а главное, конкретный характер носят его познавательные возможности.
Теория познания диалектического материализма - теория отражения.
Эта концепция основывается на 3-х следующих гносеологических выводах.
1. Вещи существуют независимо от нашего сознания, от наших ощущений, вне нас.
2. Решительно никакой принципиальной разницы, непроходимой грани между явлениями и «вещью в себе» нет и быть не может. Различие же есть просто между тем, что уже познано и тем, что еще не познано.
3. В теории познания , как и в других областях, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разобраться, каким образом в процессе познания появляются знания, каким образом неполное и неточное знание становится более полным и точным.
Познание - это диалектический процесс активного, целенаправленного воспроизведения (отображения) в системе идеальных образов сущности вещей, предметов и явлений, включая человека и общество. Объектом познания является и природа и общество. Более того, объектом познания может являться человек и его сознание. Объект познания исторически конкретен. Объект познания не остается неизменным, он формируется практикой и расширяется с развитием практической деятельности. Субъект познания (подлинный) - человечество в целом, а отдельный человек становится субъектом познания как представитель человечества. Субъект познания - исторически конкретен, т.е. в каждую эпоху специфичен круг его познавательных интересов, а главное, конкретный характер носят его познавательные возможности.
Познавательные возможности также исторически-конкретны, они определяются кругом практических и познавательных интересов познающего субъекта, его средствами и способностями познания.
Знание - продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности , представляющий идеальное воспроизводство в языковой форме объективных, закономерных связей практически преобразуемого объективного мира.
Вера - Бездоказательное признание истинности того или иного явления.
Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного воспроизведения в системе идеальных образов сущности вещей, явлений объективного мира , включая человека и жизнь общества.
Познание как процесс включает в себя 2 ступени. 1 - чувственное познание (живое созерцание) 2- логическое (рациональное) познание (абстрактное мышление).
Каждая из этих ступеней имеет свои формы:
1) Формы чувственного познания
1. Ощущение (дает элементарный чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений)
2. Восприятие (дает целостный конкретно чувственный наглядный образ предметов и явлений )
3. Представление - чувственно - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимых по памяти и основанные на ощущениях . Важную роль играет воображение - способность соединять материал не так, как он соединен в действительности.
2) Формы логического познания:
1. Понятие ( в нем отражается общие и существенные стороны и свойства, а также связи в отношении предмета и явлений)
2. Суждение (это движение и выражение мысли, в результате чего о предмете утверждается что-либо или отрицается)
3. Умозаключение (это движение мысли, при котором из одного или нескольких суждений выводится новое заключение)
Чувственное познание ограничено:
-не выделяет общее
-не дает знания по сущности и не дает объяснения и понимания.
Этот недостаток преодолевается путем логического познания, основывающемся на чувственном, поэтому ни в коем случае в процессе познания нельзя абсолютизировать как значение чувственного познания (эмпирический сенсуализм) так и значение логического познания (рационализм).
Истина - это адекватное отражение действительности в сознании познающего субъекта. Истина характеризуется объективностью.
Объективная истина - это такое знание, содержание которого, так сказать, «задано» объектом и не зависит ни от воли ни от св-в человека.
Постижение истины - это процесс. Она не может быть постигнута в одном акте познания. Этот процесс идет через относительные истины к абсолютной.
Абсолютная истина - это точное, полное, наиболее исчерпывающее отражение объекта познания. Под абсолютной истиной надо понимать и те моменты, которые в дальнейшем не будут отброшены как ошибочные. Относительная истина - это неполное отражение, ограниченное достигнутым. Путь к истине ограничен между истиной и заблуждением. Заблуждение - такое содержание сознания, которое не соответствует действительности но принимается за истинное. От заблуждения следует отличать ЛОЖЬ, которая представляет собой намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Наиболее приемлемым критерием различения знаний истинных от ложных является практика, так как только лишь в процессе своей практической деятельности мы можем накладывать содержание своих знаний на действительность, т.е. опредметить их, и тем самым проверить, соответствуют ли последние действительности.
Научное познание
1. Познание индивидуализировано субъектом как получение знаний.
2. Познание как получение объективированного знания, существующее вне отдельного индивида (научные тексты, вещи, созданные людьми) - объективированное познание.
3. Художественное познание
4. Научное познание
5. Наука - является высшей формой познания. Специфика ее заключается в том, что она существует в форме системы теоретических знаний. Она является высшим обобщением практики. Научные исследования - это прежде всего процесс решения познавательных задач. Совокупность приемов исследования объекта - есть метод. Богатство самой реальности обуславливает наличие многообразия методов ее исследования. Методы бывают:
Конкретно-научные и специфические методы.
Общенаучные, применяемые во всех науках.
Всеобщий, философский метод.
Научное познание имеет 2 уровня: эмпирический и теоретический. На обоих из них участвуют чувственное и рациональное познание. Оба уровня научного познания имеют свои методы и средства познания. Между ними (опыт и теория) существует двусторонняя связь. Границы между этими уровнями относительны и исторически условны. Общенаучный метод делится на 3 группы.