Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".
Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист. Философия Эпикура делится на три больших раздела: • учение о природе и космосе ("физика"); • учение о познании ("каноника"); • учение о человеке и его поведении ("эстетика"). 2. Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие: • ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи); • вселенная вечна и бесконечна; • все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; • атомы и пустота вечны; • атомы находятся в постоянном движении (по прямой, с отклонениями, сталкиваются друг с другом); • "мира чистых идей" не существует; • существует множество материальных миров во Вселенной. 3. "Каноника" (учение о познании) опирается на следующие основные идеи: • окружающий мир познаваем; • основным видом познания является чувственное познание; • невозможно "созерцание разумом" каких-либо "идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; • ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни. 4. "Эстетику" Эпикура (учение о человеке и его поведении) можно свести к таким основным положениям: • своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям); • человек есть результат биологической эволюции; • боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; • судьба человека зависит от него самого и от обстоятельств, но не от богов; • душа является особым видом материи; • душа человека смертна, как и тело; • человек должен стремиться к счастью в пределах земной жизни; • счастье человека состоит в удовольствии; • под удовольствием понимается отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия); • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. |
В европейской средневековой философии остро стоял вопрос о наилучших формах и методах защиты и обоснования христианского мировоззрения. Существовали два подхода к решению этих вопросов: религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. В первом направлении отчетливо выражено стремление опереться на рассудочное начало в человеческом сознании, апеллировать к социальному и интеллектуальному опыту, здравому смыслу. Целью религиозного интеллектуализма была выработка у человека сознательного восприятия религиозного вероучения, опирающегося не только на авторитет, но и подкрепленное разумными доводами. Его представители допускали участие разума и связанных с ним средств теоретического анализа и оценки в религиозной жизни людей, стремились поставить разум на службу вере, примирить науку и религию, максимально использовать возможности рациональных средств воздействия на человека. Аврелий Августин разработал теорию о гармонии веры и разума, в которой выступил с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального и нерационального. Однако в системе Августина решающее значение имеет откровение, а идеалом является послушный религии разум и подкрепленная разумом вера. Представители религиозного свободомыслия, признавая существование сверхъестественного порядка, подчиняющегося руководству сверхприродного Бога, в то же время отстаивали права и возможности человеческого разума, максимальную самостоятельность рационально-философского исследования, что нашло свое выражение в теории «двух истин», главный смысл которой заключался в утверждении независимости науки и философии от вероисповедных догм теологии. Свою версию о гармонии веры и разума выдвинул Фома Аквинский. Он провозгласил, что вера не должна противоречить разуму, что некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Наука и философия относительно самостоятельны от теологии, но в случае конфликта между ними решающими являются критерии истин-откровений, которые своей истинностью и ценностью превосходят любые рациональные доказательства. Представители другого направления
- религиозного антиинтеллектуализма
полагают, что рассудочный подход
к религии, содержащий в себе момент
принудительности и обязательности
для Бога, исключает в нем творческое
начало, свободу, произвол, всемогущество.
Действия Бога неподвластны законам
разума. Бог абсолютно свободен,
его действия абсолютно непредсказуемы.
На пути к Богу разум является помехой.
Чтобы прийти к Богу, нужно забыть
все, что знал, забыть даже вообще, что
существует знание. Антиинтеллектуализм
культивировал среди |
Материальное бытие и основные подходы к понятию «материя». Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие. В философии существует несколько подходов к понятию (категории) «материя»: материалистический подход,
согласно которому материя объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального) духа; субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа; позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования. В современной российской науке, философии (как и в советской) утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее. Характерные черты (свойства) материи. Характерными чертами материи являются: наличие движения; самоорганизация; размеренность в пространстве и времени; способность к отражению. |
5. Способность материи к самоорганизации. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Всеобщей формой внутренних изменений, на основе которых происходит самоорганизация, является так называемая флуктуация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения. В результате данных спонтанных изменений и отношений (флуктуаций) существующие связи между элементами материи изменяются, а также появляются новые связи – материя приобретает новое состояние, так называемую «диссипативную структуру», которая отличается неустойчивостью. Дальнейшее развитие возможно по двум вариантам: 1) «диссипативная структура»
укрепляется и окончательно 2) «диссипативная структура»
распадается и гибнет – либо
в результате внутренней Учение о самоорганизации материи получило название синергетики. Крупным разработчиком синергетики являлся русский, а затем бельгийский философ И. Пригожин. |
1. Общее понятие диалектики и развития. Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики; категории; принципы. Главная проблема диалектика – что такое развитие? Развитие – общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 2.Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: единства и борьбы противоположностей; переход количества в качество; отрицания отрицания; |
6. Основные принципы диалектики. Основными принципами диалектики являются: принцип всеобщей связи; принцип системности; принцип причинности; принцип историзма. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный
вид связи – внешние и Причинность – наличие
таких связей, где одна порождает
другую. Предметы, явления, процессы окружающего
мира чем-то обусловлены, то есть имеют
либо внешнюю, либо внутреннюю причину.
Причина в свою очередь, порождает
следствие, а связи в целом
именуются причинно- 7. Категории диалектики. Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность. |
Научная картина мира — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий, принципов и теорий. В зависимости от оснований деления различают общенаучную картину мира, которая включает представления обо всей действительности, и естественнонаучную картину мира. Последняя — в зависимости от предмета познания — может быть физической, астрономической, химической, биологической и т.п. В общенаучной картине мира определяющим элементом выступает картина той области научного знания, которая занимает лидирующее положение на конкретном этапе развития науки. Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная (и прежде всего физическая) картина мира строилась сначала (с XVII в.) на базе классической механики, затем электродинамики, потом (с начала XX в.) — квантовой механики и теории относительности, а сегодня — на основе синергетики. Основной элемент любой религиозной картины мира — образ единственного Бога (монотеистические религии) или множества богов (политеистические религии). Все религии во все времена считают, что наша эмпирическая действительность не самостоятельна и не самодостаточна, а носит производный товарный характер, так как вторична, есть результат, проекция другой — настоящей, истинной реальности — Бога или богов. Тем самым религии удваивают мир и указывают человеку на превосходящие его силы, обладающие разумом, волей, собственными законами. Они-то и определяют жизнь людей во всей полноте ее бытия. Таким образом, специфической чертой религиозной картины мира являются разделение реальности на естественную и сверхъестественную сферы, причем первая считается зависимой от последней. Достижение сферы сверхъестественного бытия, понимаемого как единственно подлинное, становится целью человеческого существования. В зависимости от содержания вероучений можно говорить о картинах мира конкретных религий: буддийской, иудейской, мусульманской, христианской и др.
2) Признаки. По ходу развития
цивилизации перед - они касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; - приводят к значительным
экономическим и социальным - требуют для своего
решения сотрудничества в 1) Сущность. На сегодняшний день
повсеместно признано - это проблемы, возникающие
в результате объективного - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века и от решения которых зависит существование человечества; - это проявление Все эти определения
объединяет то, что все они
признают общечеловеческий |
Философские картины мира очень многообразны, однако все они строятся вокруг отношения: человек и мир. Это отношение может пониматься материалистически или идеалистически, диалектически или метафизически, объективистски или субъективистски и т.п. Соотношение человека и мира в философии рассматривается во всем многообразии его аспектов — онтологическом, гносеологическом, методологическом, ценностном (аксиологическом), деятельностном и др. Именно поэтому философские картины мира так множественны и не похожи одна на другую. В истории мировой культуры философские картины мира стояли ближе то к религиозной, то к научной картинам мира, но всегда отличались от них. Так, в пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие, однако, за рамки определенной сферы или аспекта бытия. В философском мышлении сами эти обобщения частных наук становятся предметом анализа. Философия сводит воедино результаты исследований во всех областях знания (а не только в научных), создавая всеобъемлющий синтез универсальных законов бытия и познания. Философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. Это означает, что философская картина мира включает в себя не только учение о сущности и всеобщих законах развития действительности, но и нравственные, эстетические и иные идеи и убеждения людей.
) Причины появления. Размышляя о причинах
появления глобальных проблем,
ученые указывают, прежде Другой же причиной
появления глобальных проблем
является научно-технический Далее постараемся
разобраться с причинами 1) Угроза ядерной войны 2) антропогенный фактор 3) Демографический кризис 4) Проблема преодоления отсталости слаборазвитых стран 5) Проблема охраны здоровья, распространение СПИДа, наркомании 6) сброс промышленных отходов 5) Возможные пути решения: - разоружение и военная
конверсия, уничтожение - установление унифицированных правил и норм общемирового природопользования; - сотрудничество в устранении зон экологического бедствия; - использование альтернативных источников энергии; - использование вторичного сырья; - оказание содействия
развитыми странами - помощь развивающимся странам в развитии экономики; - выделение средств для лечения наркомании и алкоголизма; - научное исследование проблемы СПИДа и рака; - просвещение население
о глобальных проблемах, |
Познавательное отношение
человека Среди всех видов
деятельности базисным
В марксизме субъект – человек, включенный в социальную жизнь, использующий средства познания (язык, категория логики). С точки зрения современной науки теория отражения не имеет решающее значение в процессе познания. Познание осуществляется неотражательными операциями. В познании человек реализует гепотетический приближенный подход. Наука в своем развитии опирается не только на практику, но и принятие теорий. В классической науке существует разграничение субъекта и объекта. Наука рассматривается как результат получения знания. Сама деятельность ученого выносима за пределы рационального сознания. Личностные качества ученого, его интересы, мотивы оказывают влияние на полученный результат. Цель познания получение знания (научного знания), отличающегося рациональность и систематизированностью. Знание –
форма социальной идеальной Знание –
это информация. Она не связана
с конкретной личностью. Знание –
личное достояние знающего, оно
выступает как виток Незнание пассивная
форма, область, которую |
Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем Возникновение глобальных проблем, возрастание опасности их последствий ставят новые задачи перед наукой в прогнозировании и способе их решения. Глобальные проблемы — это сложная и взаимосвязанная система, которая оказывает воздействие на общество в целом, человека и природу, поэтому требует постоянного философского осмысления. К глобальным проблемам, в первую очередь, относятся: предотвращение мировой
термоядерной войны, создание
ненасильственного мира, обеспечивающего
мирные условия для преодоление возрастающего
разрыва в уровне обеспечение дальнейшего
экономического развития преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу: прекращение стремительного
роста населения (рост численности
населения в развивающихся своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. Философское осмысление глобальных проблем — это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению глобальных проблем, изучает их социальную опасность и обусловленность. В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: все проблемы могут стать глобальными; число глобальных проблем необходимо ограничить числом насущных и наиболее опасных (предотвращение войн, экология, народонаселение); точное определение
причин возникновения Глобальные проблемы имеют общие черты: затрагивают будущее и интересы всего человечества, для их разрешения требуются усилия всего человечества, они требуют неотложного разрешения, находясь в сложной взаимосвязи между собой. Глобальные проблемы имеют, с одной стороны, естественно-природный характер, с другой, — социальный. В этой связи их можно рассматривать как влияние или итог человеческой деятельности, оказавший отрицательное влияние на природу. Второй вариант возникновения глобальных проблем — кризис в отношениях между людьми, который затрагивает весь комплекс взаимоотношений между членами мирового сообщества. Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация позволяет установить степень их актуальности, последовательность теоретического анализа, методику и последовательность решения. Наибольшее распространение получил метод классификации, в основе которого стоит задача определения остроты проблемы и последовательность ее решения. В связи с этим подходом можно выделить три глобальные проблемы: между государствами
и регионами планеты ( экологические (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана; между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.). Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. |
Техника: её специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники Под техникой понимается система
созданных средств и орудий производства,
а также приемы и операции, умение
и искусство осуществления Цель и функция техники — преобразовывать природу и мир человека в соответствие с целями, сформулированными людьми на основе их нужд и желаний. Техника не есть цель сама по себе. Она имеет ценность только как средство. Конечно, можно рассматривать технику как самостоятельный феномен, но эта самостоятельность относительна: техника органически вписана в контекст социального бытия и сознания, составляя основу цивилизации, она находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогрессирует. Человек всегда был связан с техникой; он производит и использует или потребляет продукты техники. Но в то же время и сам человек — продукт своей технической деятельности. Исторический процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного труда, машины, автоматы. Техника в своем развитии сейчас, пожалуй, начинает приближаться к человеческому уровню, двигаясь от аналогии с физическим трудом него организацией к аналогиям с ментальными свойствами человека. Пока мы достигли зоологической стадии техники, которая действительно значительно разработана. Чем менее материальной, физической или наглядной является техническая имитация человека, тем сложнее овладеть техникой и контролировать ее. Философское осмысление техники как таковой началось с середины XIX века. Роль производственной техники рассматривалось К. Марксом. Цель — объяснить,- дз что смысл орудий труда, заключается вы том, что люди в них проектировали сами себя. Постепенно в работах о технике определились два направления: инженерная философия техники; гуманитарная философия техники. Первая рассматривает развитие техники изнутри — анализирует природу технического творчества, сущность техники, тенденции ее развития. Техника представляет как способ бытия человека в этом мире. Ф. Десауэр рассматривал техническое творчество как сопричастное божественному творению и продолжающее его. Вторая, анализирует положение техники в целом в жизни общества, влияние ее на состояние общества, человека, культуры. В рамках него техника подвергается критике. Утверждается что технически разум и его ориентации ограничены, так как они ориентированны на приспособление к нуждам и целям человека, техника часто изображается, как демоническая сила порабощающая человека и как средство способное и уничтожить человечество. Это противостояние имеет одни основы, поскольку роль техники, как и роль науки противоречива. Одной из важнейших проблем,
которой занимается философия техники,
является проблема и концепция человека,
создающего и использующего технику.
Особенность этой проблемы в настоящее
время связана с выросшей до беспредельности
технологической мощью, имеющейся
в распоряжении человека. При этом
число людей, которых затрагивают
технические мероприятия или
их побочные эффекты, увеличилось до
громадной величины. Затронутые этими
воздействиями люди уже более
не находятся в непосредственной
связи с теми, кто производит данные
воздействия. Далее, природные системы
сами становятся предметом человеческой
деятельности. Человек своим вмешательством
может их постоянно нарушать и
даже разрушать. Несомненно, это абсолютно
новая ситуация: никогда прежде человек
не обладал такой мощью, чтобы
быть в состоянии уничтожить жизнь
в частичной экологической |
Истина и заблуждения. Достоверность знания. Критерии истинности Обычно истину определяют как соответствие знания объекту. Истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством либо чувственного или интеллектуального постижения, либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Таким образом, истина существует как субъективная реальность в ее информационном и ценностном аспектах. Ценность знания определена мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение — это содержание сознания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают объективную действительность, имеют реальный источник. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуации неполной информации. Но заблуждения следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь — это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью может быть как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может быть и логически неправильное мышление. Научное познание по своей сути невозможно без столкновения различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. Гораздо сложнее все в общественных науках, в частности в истории. Тут и доступность источников, и их достоверность, и политика. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины — всего лишь призрак. Любой объект познания — неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки. Научные знания поэтому носят относительный характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения , смерти и т д. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тендеций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена если не известны условия места, времени, в которых они сформулированы. Критерий истины заключается
в практике. Именно в практике должен
человек доказать истинность, т.е. действительность
своего мышления. Один из принципов
мышления гласит: некое положение
является истинным, если возможно доказать,
применимо ли оно в той или
иной конкретной ситуации. Этот принцип
выражен в термине Но нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. «Атом неделим» — так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве. |