Школа бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Античная философия развивалась на протяжении XII--XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:
1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);
2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты);

Содержание

Введение 3
1. Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты. 3
Школа Пифагора. 4
Гераклит и элеаты. 4
2. Школы Сократа, софистов и Платона 6
3. Аристотель 9
4 Философия раннего эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм) 10
5. Неоплатонизм 13
Заключение 13
Список использованной литературы. 15

Работа содержит 1 файл

философские школы.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Всякая  вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель ("то, ради чего"). Но и действующую причину, и целевую  причину определяет эйдос, форма. Эйдос  определяет переход от материи-вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. Здесь мы имеем дело, пожалуй, с главным содержательным аспектом аристотелизма, центральный принцип которого -становление и проявление сущности, первостепенное внимание к динамике процессов, движению, изменению и к тому, что с этим связано, в частности к проблеме времени.

     Существует  целая иерархия вещей (вещь = материя + форма), от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека. В этой иерархической цепи особый интерес представляют крайние звенья. Между прочим, начало и конец всякого процесса обычно имеют особое значение.

4 Философия раннего  эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм)

     Рассмотрим  три главных философских течения  раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. По их поводу блестящий знаток античной философии.

     Стоицизм. Как философское направление  стоицизм просуществовал с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями  раннего стоицизма были Зенон  Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

     Стоики  считали, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира - это огненная и воздушная пневма, некое всепроникающее дыхание. По давней античной традиции, огонь считался стоиками основным элементом, из всех элементов он наиболее всепроникающ, жизнен. Благодаря этому весь Космос, в том числе и человек,- это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе.

     Тщательно продумав ситуацию, стоики приходят к  убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, действительность нужно принять такой, какой она является, со всей ее текучестью телесных свойств, обеспечивающей многообразие человеческой жизни. Судьбу, рок можно ненавидеть, стоик же скорее склонен ее любить, получая отдохновение в рамках доступного.

     Стоики  стремятся обнаружить смысл жизни. Сутью субъективного они считали Слово, его смысловое значение - лектон - смысл - выше всяких положительных и отрицательных суждений, речь идет о суждении вообще. Итак, главные моменты стоической картины мира таковы:

1) Космос - это огненный организм;

2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому;

3) смысл  мира и человека - лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому;

4) понимание  мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;

5) не  только отдельный человек, но  и люди в целом составляют  неразделимое единство с Космосом; Космос можно и нужно рассматривать  и как бога, и как мировое  государство (тем самым получает  свое развитие идея пантеизма (природа есть бог) и идея человеческого равенства).

     Эпикуреизм. Крупнейшими представителями эпикуреизма  являются сам Эпикур и Лукреций Кар. Эпикуреизм как философское направление  существовал в то же самое историческое время, что и стоицизм - это период V-VI веков на рубеже старой и новой эры. Как и стоики, эпикурейцы ставят, прежде всего, вопросы устроения, комфорта личности. Огнеподобность души - общее представление у стоиков и эпикурейцев, но стоики видят за ней некоторый смысл, а эпикурейцы - основу ощущений. У стоиков на первом плане - разум, сообразный с природой, а у эпикурейцев - ощущение, сообразное с природой. Чувственный мир - вот что для эпикурейцев представляет главный интерес. Отсюда основной этический принцип эпикурейцев - удовольствие. Учение, которое во главу угла ставит удовольствие, называется гедонизмом. Содержание чувства удовольствия эпикурейцы понимали отнюдь не упрощенно и тем более не в вульгарном духе. Для эпикурейцев чувственный мир - это настоящая реальность. Мир чувственности необычайно изменчив, множествен. Есть предельные формы чувств, чувственные атомы, или, иначе говоря, атомы не сами по себе, а в мире чувств. Эпикур наделяет атомы самопроизвольностью, "свободой воли". Атомы движутся по кривым, сплетаются и расплетаются. Представлению о стоическом роке приходит конец.

     Скептицизм - характерная черта всей античной философии; как самостоятельное философское направление он функционирует в период актуальности стоицизма и эпикуреизма. Крупнейшие представители -Пиррон и Секст Эмпирик.

     Античный  скептик отвергал познаваемость  жизни. Для сохранения внутреннего  спокойствия человеку нужно очень  много знать из философии, но не для  того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать (всякое утверждение есть отрицание, и, наоборот, всякое отрицание есть утверждение). Античный скептик отнюдь не нигилист, он живет, как хочет, принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. Перечислим основные положения античного скептицизма:

1) мир  текуч, у него нет смысла  и четкой определенности;

2) всякое  утверждение есть вместе с  тем и отрицание, всякое "да" есть вместе с тем и "нет"; подлинная философия скептицизма - молчание;

3) следуйте "миру явлений", сохраняйте внутренний покой.

5. Неоплатонизм

     Основные  положения неоплатонизма были разработаны  Плотинам, в зрелом возрасте проживавшим  в Риме. Ниже при изложении содержания неоплатонизма используются преимущественно  идеи Плотина.

     Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое - Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу.

     Душа  производит все живые существа. Все, что движется, образует Космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она - восприемница возможных форм и смысла.

     Неоплатоники  везде видят гармонию и красоту, за них ответственно фактически Единое-Благо. Что же касается жизни людей, то она также в принципе не может противоречить всеобщей гармонии. Люди --актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую философскую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.

Заключение

 

     Поле  проблемных вопросов в философии  античности постоянно расширялось. Их разработка приобретала все более детальный и углубленный характер. Можно сделать вывод, что характерные черты античной философии следующие:

     1. Античная философия синкретична,  это означает, что для нее характерна  большая слитность, нерасчлененность  важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. Античный философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос.

     2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают  весь Космос, в том числе и  мир человека. Это означает, что  именно античные философы выработали самые универсальные категории.

     3. Античная философия исходит из  Космоса, чувственного и умопостигаемого.  Она в отличие от средневековой  философии не ставит на первое  место представление о Боге. Впрочем,  Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.

     4. Античная философия многого достигла  на понятийном уровне -- концепция  идей Платона, понятие формы  (эйдоса) Аристотеля, понятие смысла  слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности - это преимущественно логика общих имен, понятий. Впрочем, в логике Аристотеля весьма содержательно рассматривается и логика предложений, но опять же на уровне, характерном для эпохи античности.

5. Этика  античности - это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. В разработке этики добродетелей они достигли необычайных высот.

       Обращает на себя внимание  поразительное умение античных  философов находить ответы на  кардинальные вопросы бытия. Античная  философия по-настоящему функциональна,  она призвана помочь людям  в их жизни. Античные философы  стремились найти для своих  современников дорогу к счастью. Античная философия не канула в историю, она сохранила свое значение и поныне и ждет новых исследователей. 
 
 

Список  использованной литературы.

 

1)Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1-4. Академия наук СССР. Институт философии. Издательство «Мысль», Москва, 1976-1984. 

2)В.А.Канке. Философия. Исторический и систематический курс. «Логос», М., 2001. 

3)Платон. Теэтет. Государственное социально-экономическое издательство. Москва-Ленинград, 1936. 

4)Платон. Пир. Издательство «Мысль», Москва, 1975. 

5)В.Асмус. Платон. Издательство «Мысль», Москва, 1975. 

6)Т.Гончарова. Еврипид. Серия «Жизнь замечательных людей». Издательство «Молодая гвардия», М., 1984. 

7)Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф.Павленкова. «Лио Редактор», Санкт-Петербург 1995. 

8)История философии. Учебное пособие для вузов под редакцией В.М.Мапельман и Е.М.Пенькова. Издательство «ПРИОР» Москва 1997. 

9)Советский энциклопедический словарь. Главный редактор А.М.Прохоров. Издание четвертое. «Советская энциклопедия». М., 1989. 

10)Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. Издание пятое. Москва, Издательство политической литературы, 1987.

Информация о работе Школа бытия