Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 16:35, курсовая работа
Античная философия развивалась на протяжении XII--XIII веков, с VII в. до н.э. по VI в. н.э. В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:
1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики);
2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты);
Введение 3
1. Милетская школа философии и школа Пифагора. Гераклит и элеаты. Атомисты. 3
Школа Пифагора. 4
Гераклит и элеаты. 4
2. Школы Сократа, софистов и Платона 6
3. Аристотель 9
4 Философия раннего эллинизма (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм) 10
5. Неоплатонизм 13
Заключение 13
Список использованной литературы. 15
Всякая вещь имеет четыре причины: сущность (форму), материю (субстрат), действие (начало движения) и цель ("то, ради чего"). Но и действующую причину, и целевую причину определяет эйдос, форма. Эйдос определяет переход от материи-вещности к действительности, это основное динамическое и смысловое содержание вещи. Здесь мы имеем дело, пожалуй, с главным содержательным аспектом аристотелизма, центральный принцип которого -становление и проявление сущности, первостепенное внимание к динамике процессов, движению, изменению и к тому, что с этим связано, в частности к проблеме времени.
Существует целая иерархия вещей (вещь = материя + форма), от неорганических объектов до растений, живых организмов и человека. В этой иерархической цепи особый интерес представляют крайние звенья. Между прочим, начало и конец всякого процесса обычно имеют особое значение.
Рассмотрим
три главных философских
Стоицизм. Как философское направление стоицизм просуществовал с III в. до н.э. до III в. н.э. Главными представителями раннего стоицизма были Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Позднее в качестве стоиков прославились Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.
Стоики считали, что тело мира составлено из огня, воздуха, земли и воды. Душа мира - это огненная и воздушная пневма, некое всепроникающее дыхание. По давней античной традиции, огонь считался стоиками основным элементом, из всех элементов он наиболее всепроникающ, жизнен. Благодаря этому весь Космос, в том числе и человек,- это единый огненный организм со своими законами (логосом) и текучестью. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе.
Тщательно продумав ситуацию, стоики приходят к убеждению, что законы бытия неподвластны человеку, человек подвержен року, судьбе. От судьбы деться некуда, действительность нужно принять такой, какой она является, со всей ее текучестью телесных свойств, обеспечивающей многообразие человеческой жизни. Судьбу, рок можно ненавидеть, стоик же скорее склонен ее любить, получая отдохновение в рамках доступного.
Стоики стремятся обнаружить смысл жизни. Сутью субъективного они считали Слово, его смысловое значение - лектон - смысл - выше всяких положительных и отрицательных суждений, речь идет о суждении вообще. Итак, главные моменты стоической картины мира таковы:
1) Космос - это огненный организм;
2) человек существует в рамках космических законов, отсюда его фатализм, судьбоносность, своеобразная любовь к тому и другому;
3) смысл мира и человека - лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и к физическому;
4) понимание мира неминуемо приводит к состоянию атараксии, бесстрастности;
5) не
только отдельный человек, но
и люди в целом составляют
неразделимое единство с
Эпикуреизм.
Крупнейшими представителями
Скептицизм - характерная черта всей античной философии; как самостоятельное философское направление он функционирует в период актуальности стоицизма и эпикуреизма. Крупнейшие представители -Пиррон и Секст Эмпирик.
Античный скептик отвергал познаваемость жизни. Для сохранения внутреннего спокойствия человеку нужно очень много знать из философии, но не для того, чтобы что-то отрицать или, наоборот, утверждать (всякое утверждение есть отрицание, и, наоборот, всякое отрицание есть утверждение). Античный скептик отнюдь не нигилист, он живет, как хочет, принципиально избегая необходимости что-то оценивать. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе недостижимо. Перечислим основные положения античного скептицизма:
1) мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности;
2) всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое "да" есть вместе с тем и "нет"; подлинная философия скептицизма - молчание;
3) следуйте "миру явлений", сохраняйте внутренний покой.
Основные положения неоплатонизма были разработаны Плотинам, в зрелом возрасте проживавшим в Риме. Ниже при изложении содержания неоплатонизма используются преимущественно идеи Плотина.
Неоплатоники стремились дать философскую картину всего существующего, в том числе Космоса в целом. Нельзя понять жизнь субъекта вне Космоса, равно как и жизнь Космоса без субъекта. Существующее устроено иерархически: Единое - Благо, Ум, Душа, Материя. Высшее место в иерархии принадлежит Единому-Благу.
Душа производит все живые существа. Все, что движется, образует Космос. Низшей формой бытия выступает материя. Сама по себе она не активна, косна, она - восприемница возможных форм и смысла.
Неоплатоники везде видят гармонию и красоту, за них ответственно фактически Единое-Благо. Что же касается жизни людей, то она также в принципе не может противоречить всеобщей гармонии. Люди --актеры, они лишь осуществляют, каждый по-своему, сценарий, который заложен в Мировом Уме. Неоплатонизм сумел дать довольно синтетическую философскую картину современного ему античного общества. Это был последний расцвет античной философии.
Поле проблемных вопросов в философии античности постоянно расширялось. Их разработка приобретала все более детальный и углубленный характер. Можно сделать вывод, что характерные черты античной философии следующие:
1.
Античная философия
2.
Античная философия
3.
Античная философия исходит из
Космоса, чувственного и
4.
Античная философия многого
5. Этика античности - это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга и ценностей. Античные философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. В разработке этики добродетелей они достигли необычайных высот.
Обращает на себя внимание
поразительное умение античных
философов находить ответы на
кардинальные вопросы бытия.
1)Аристотель.
Сочинения в четырех томах. Том 1-4. Академия
наук СССР. Институт философии. Издательство
«Мысль», Москва, 1976-1984.
2)В.А.Канке.
Философия. Исторический и систематический
курс. «Логос», М., 2001.
3)Платон.
Теэтет. Государственное социально-экономическое
издательство. Москва-Ленинград, 1936.
4)Платон.
Пир. Издательство «Мысль», Москва, 1975.
5)В.Асмус.
Платон. Издательство «Мысль», Москва,
1975.
6)Т.Гончарова.
Еврипид. Серия «Жизнь замечательных людей».
Издательство «Молодая гвардия», М., 1984.
7)Жизнь
замечательных людей. Биографическая
библиотека Ф.Павленкова. «Лио Редактор»,
Санкт-Петербург 1995.
8)История
философии. Учебное пособие для вузов
под редакцией В.М.Мапельман и Е.М.Пенькова.
Издательство «ПРИОР» Москва 1997.
9)Советский
энциклопедический словарь. Главный редактор
А.М.Прохоров. Издание четвертое. «Советская
энциклопедия». М., 1989.
10)Философский словарь. Под редакцией И.Т.Фролова. Издание пятое. Москва, Издательство политической литературы, 1987.