Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 16:36, реферат
В этом же трактате Монтескье излагает свою теорию разделения властей. Теорию разделения властей Монтескье невозможно рассматривать в отрыве от его политических и правовых взглядов.
Целью данной работы является: раскрыть основные положения теории разделения властей Ш. - Л. Монтескье, предварительно рассмотрев его взгляды на государство и право.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Идея о разделении властей в правовых и политических взглядах
Ш. - Л. Монтескье……………………………………………………………….5
Глава 2. Учение Ш. - Л. Монтескье о разделении властей ………………….16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Тверской
филиал
Юридический
факультет
Реферат
Студентки IV курса юридического факультета
Группы № Ю-435 специальность юриспруденция
Шардаковой Татьяны Александровны
Учебная дисциплина: Философия права
Тема: «Шарль
Луи Монтескье о принципе разделения властей»
Оценка_____________________
Преподаватель:
д. ф. н., проф. Иванов Н. И.
Тверь 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Идея о разделении властей в правовых и политических взглядах
Ш. - Л. Монтескье………………………………………………………
Глава 2. Учение Ш. - Л. Монтескье о разделении властей ………………….16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную1.
Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.
Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескье (1689 - 1755). Именно, начиная с XVIII, принцип разделения властей получает признание во многих государствах и становится частью начинавшей формироваться теории правового государства. И сегодня проблема разделения властей в правовом государстве не потеряла своей актуальности.
Развитие теории разделения властей во Франции в середине ХVIII века было связано, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства. Появление концепции разделения властей связывают с именем Ш. - Л. Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов (Монтескье занимал видное положение президента Бордосского парламента — судебного учреждения).
Учение
Монтескье принадлежит
Теологическая и абсолютистская концепции государства и права подвергнуты глубокой критике в основном труде Монтескье «О духе законов».
В этом же трактате Монтескье
излагает свою теорию
Целью данной работы является: раскрыть основные положения теории разделения властей Ш. - Л. Монтескье, предварительно рассмотрев его взгляды на государство и право.
1. Идея о разделении властей в правовых и политических взглядах
Ш.
- Л. Монтескье.
Теория разделения властей Монтескье вытекает из его взглядов на природу государства и права, на сущность существующих форм государственного правления.
По Монтескье, естественное состояние — это мирная жизнь людей в семье. Вражда между людьми возникла на более поздних этапах развития человеческого общежития.
Всеобщая война людей друг с другом поставила общество перед дилеммой: или погибнуть в противоречиях, или стать государственно-организованным обществом, где объединятся не только воли, но и силы всех его членов, а отношения между людьми будут регулироваться, прежде всего, положительными законами, выполнение которых станет обязательным для всех граждан государства, поскольку правительство получит возможность силой заставить нарушителей исполнять законы. Тем самым общество превратилось в государство.
Государство необходимо появляется тогда, когда возникшее в обществе людей состояние войны не может быть прекращено без насилия.
Хотя возникшее государство вытекает из состояния вражды, его наличие предполагает согласие всех людей стать гражданами государства. В свою очередь, соглашение об образовании государства в учении Монтескье не произвольное, а опосредовано действием различных факторов общественного развития, концентрированным выражением которых был дух народа.
Монтескье по-новому трактует
содержание общественного
Наличие в государственно-
Положительные законы народов, образовавших государства, определяют и обеспечивают основные блага в обществе. Главная задача государства — силой заставить отдельных членов общества выполнять законы, выражающие общее благо, примирить социальные противоречия, состояние войны людей друг с другом и направить борьбу между людьми в законное русло.
По Монтескье, на правительствах
лежит обязанность
Правовой подход к изучению генезиса, сущности и задач государства привели Монтескье к выводу о том, что государство как институт справедливо по природе. Несправедливости, произвол, которые он видел в истории, присущи не государству вообще, а его должностным лицам и правительствам, которым подданные не противодействуют успешно в силу характерных особенностей их общего духа.
Монтескье различает государство как союз граждан и государство как совокупность должностных лиц. «Общество не может существовать без правительства»,— писал он. В тоже время, у правительства появляется реальная возможность использовать общую силу государства - армию, полицию и т. п. - в своих корыстных целях и тем самым извратить сущность государства как справедливого института, выражающего и защищающего всеобщее благо. В таких случаях правители из слуг граждан государства превращаются в их господ, а сами граждане теряют свои неотъемлемые права на свободу, равенство, собственность и становятся рабами правителей, как это имело место в деспотических государствах. Вот почему основное внимание в учении о государстве Монтескье уделил проблемам форм правления и разделению властей, поскольку он расценивал существовавшие в истории государств зло и произвол не как сущностные характеристики государства, а как результат их извращения правителями.
В
учении Монтескье формы правления,
прежде всего, делятся не по числу
лиц, которым вручена
Для классификации форм правления Монтескье использовал два понятия: природа правления и принцип правления.
По природе правления Монтескье делит государства на республики, монархии и деспотии. При этом республики и монархии являются умеренными формами правления. Их природа представляет собой политические отношения между правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. Эти законы есть результат проявления разума при учреждении таких государственно-организованных обществ. Монтескье особо подчеркивает, что в монархиях, хотя в них и правит одно лицо, государь управляет на основании установленных, неизменных законов. Кроме того, государственная власть в умеренных формах правления не концентрируется в одних руках, а распределяется и разделяется между различными государственными органами и магистратами, что делает форму правления более прочной, стабильной. Монтескье писал о необходимости увеличения числа носителей власти как факторе, обеспечивающем безопасность и стабильность правительства.
В умеренных формах правления
многие отношения между
В деспотических государствах, согласно Монтескье, управляет один человек на основании своей воли и прихоти. В этом государстве нет основных законов, а само правление противоречит разумной и свободолюбивой природе людей. Природа деспотии — не политические отношения между государем и подданными, а отношения господина и рабов. Это правление - результат проявления страстей, а не разума при учреждении государства, последствие заблуждений и малой просвещенности у законодателей. Государственный строй деспотии отличается простым устройством и отсутствием распределения власти между различными органами и магистратами.
Природа
умеренных правлений как
По принципу правления Монтескье классифицирует государства на демократии, аристократии, монархии и деспотии.
Природа и принцип правления находятся в связи друг с другом и взаимно дополняют друг друга.
Принцип правления — та сила,
которая обеспечивает
Принцип
каждой формы правления создает
в государстве состояние
В учении Монтескье взаимосвязь понятий природы и принципа выражается законом соответствия природы правления ее принципу. Изменения в природе формы правления ведут к замене ее принципа, и, наоборот, изменения в принципе, в конечном счете, приводят к замене природы правления.
Информация о работе Шарль Луи Монтескье о принципе разделения властей