Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:29, реферат
Цель моей работы заключается в том, чтобы доказать значимость Сергия Радонежского в церковной деятельности XIV века.
Для реализации данной цели я ставлю перед собой следующую задачу: рассказать о Сергии Радонежском как о личности, о его значение в церкви в XIV веке и на основе проведенного анализа сделать вывод.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. Биография Сергия Радонежского………………….. 4
1.1. Дата рождения………………………………………………. 4
1.2. Познание веры…………….…………………………………. 6
ГЛАВА 2. Сергий Радонежский и духовное подвижничество
на Руси……………………………………………………………. 7
2.1. Подвижничество. «Житие»…………………………………. 7
2.2. Познание Господних тайн…………………………………... 14
2.3. Сергий Радонежский – человек – «светильник»…………... 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………… 22
2.2. Познание Господних тайн
На Руси также сохранялось
общеправославное убеждение в
том, что познание Господних
тайн происходит с помощью
мистических видений и
По сути дела, в этом внимание к
мистическому познанию Божьих тайн, столь
ярко представленному Житием Сергия Радонежского,
можно видеть новый и плодотворный опыт
освоения русской религиозно-философской
мыслью традиций Византийской Церкви.
Однако дело не только в освоении восточных
традиций, но и в том, что эти традиции
наполнялись и дополнялись собственным,
русским, прочтением самих чудесных явлений.
И отечественная религиозно-философская
мысль шла по пути впитывания в себя восточного
религиозного мистического опыта.
Сами по себе причины видений и
богоявлений могли быть разными. В первую
очередь, богоявления совершались чудесным
образом, без какого-либо волеизъявления
со стороны человека, но по воле Самого
Бога. В то же время, в монашеских общинах
разрабатывались специальные методики
достижения мистического транса. Начало
этому было положено еще древними египетскими
и сирийскими отшельниками III–VII вв.
Как свидетельствует Житие Сергия
Радонежского, богоявления троицкому
игумену совершались неоднократно. Чаще
всего — во время молитвы. Наиболее яркое
и значимое из них — явление Божьей Матери,
Которая в ответ на молитву преподобного
Сергия, обещала Свое покровительство
устроенной им обители. Причем, важно,
что Сергий, после молитвы, предупредил
находящегося рядом инока Михея о грядущем
явлении Пречистой Богородицы: "Чадо!
Будь бдительным и бодрствуй, потому что
видение чудесное и ужасное будет нам
в сей час", — сказал преподобный Сергий.
Важно в данном случае и то, что явление
Богородицы было уникальным в монашеской
практике той поры.
Важно в данном случае и то, что
явление Богородицы было уникальным в
монашеской практике той поры. Сам факт
видения преподобному Сергию Божьей Матери
— это первое свидетельство явления Богородицы
русскому иноку. Позднее в этом видели
явный божественный знак того, что Господь
стал уделять Руси, и именно Московской
Руси, свое особое покровительство.
По свидетельству другого инока,
Симона, во время богослужения являлся
Сергию Радонежскому и "божественный
огонь", "ходящий по жертвеннику,
осеняющий алтарь и со всех сторон святую
трапезу окружающий". А затем, когда
Сергий хотел причаститься, "божественный
огонь свернулся, как некая плащаница
и вошел в святой потир; так святой и причастился".
О том, что преподобному Сергию было дано
чудесное мистическое знание, говорят
и многие другие факты, приведенные в его
Житие, — исцеления больных, изгнания
бесов, и даже воскресение из мертвых.
В целом же, мистический опыт преподобного
Сергия, поведанный его Житием, свидетельствует,
что на рубеже XIV–XV веков перед русской
религиозно-философской мыслью уже в полном
объеме вставала задача освоения опыта
христианской Церкви во всем его многообразном
объеме. Стремясь найти себя на путях Божьего
Промысла, Русь стремилась к символическому
единению с Богом. И роль именно Сергия
Радонежского в этом более чем велика.
Немаловажное значение имеет и
то, что преподобный Сергий стал одним
из тех, кто придал византийскому христианству
уже национальное звучание, преобразив
его в поистине народную религию. Во многом
благодаря именно Сергию Радонежскому,
русское православие приобрело те духовно-нравственные
и практические составляющие, которые
и сегодня сохраняют свою живительную
силу.
Необходимо также сказать о том,
что подвижническая деятельность преподобного
Сергия Радонежского положила начало
такому своеобразному явлению в русском
православии как старчество. Старцы —
это монахи, которые своей праведной жизнью
доказывали способность человека к нравственному,
духовному очищению. Значение института
"старчества" в русском монашестве
на протяжении веков существенно изменялось.
Однако сохранялась и несомненная духовная
преемственность. В целом же, своим духовным
авторитетом старцы оказывали огромное
влияние на все русское общество.
2.3. Сергий Радонежский – человек - «светильник»
Преподобный Сергий Радонежский
стал подлинным "светильником" для
современников и потомков — человеком,
сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским
заповедям любви и единомыслия. Избегая
искуса судить и назидать, он учил даже
не столько словом, сколько своим образом
жизни, своим отношением к окружающим.
И народ услышал его безмолвную проповедь.
Поэтому жизненный путь "великого старца",
как его называли, выглядит и парадоксальным
— всю жизнь он бежал от общества людей,
а в результате стал его духовным предводителем.
Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского
рассматривали как воплотившийся в реальном
человеке символ единства Руси, которого
столь жаждал русский народ в XIII–XIV столетиях.
Заслуги
Сергия перед Отечеством не
сводятся лишь к его
В те
времена представление о «
Необычайная
притягательность личности
«При
имени преподобного Сергия
Основным
источником для воссоздания
Помимо труда Епифания, о Сергии написано, в сущности, очень немного. Уже в прошлом столетии наметилось три метода описания его деятельности. Первый, самый простой, заключался в прилежном пересказе жития со скромным авторским комментарием нравственно-дидактического характера. Этим путем шли главным образом клерикальные авторы. Их труды во многом напоминают иконы XIX столетия: та же холодноватая сентиментальность, экзальтированные жесты и позы, слишком яркие краски.
Второй
путь наметил крупнейший
Свой путь к Сергию проторил известный русский историк В.О.Ключевский. Одновременно с Голубинским, к торжественно отмечавшемуся в 1892 году 500-летию со дня кончины «преподобного», он создал небольшой, но яркий по форме и глубокий по содержанию очерк, посвященный «великому старцу». Ключевский первым попытался показать историческое значение деятельности Сергия, понять основы его нравственного учения.
Расцвет русской религиозной философии в первой трети XX века способствовал дальнейшему проникновению в мир Сергиевой духовности. Г.П.Федотов, посвятивший Сергию одну из глав своей книги о русских святых, сумел показать органическую связь учения «великого старца» с традицией древнерусского монашества, вкратце проследить судьбу его заветов.
Целы ряд новых черт образа Сергия в житии подметил тонкий и чуткий художник слова – писатель Б.К.Зайцев. Его книга о «великом старце» сопоставима с «сергиевскими» картинами М.В.Нестерова и Н.К.Рериха.
И Зайцев,
и Федотов работали в
Что касается изучения духовного наследия Сергия, то в этой области наблюдались лишь эпизодические «набеги» исследователей творчества Андрея Рублева. С помощью «Жития Сергия» искусствоведы пытаются проникнуть в тайны Рублевского «умозрения в красках». В основе этого поиска – весьма убедительное предположение о том, что великий художник Древней Руси находился под влиянием Сергиевского нравственного учения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, я
рассмотрела жизнь Сергия
Фигура самого Сергия – великого деятеля национального возрождения – и по сей день окутана мраком забвения.
Пробиться
к Сергию сквозь толщу веков,
сквозь предрассудки его и
нашего времени – задача не
из легких. Решая ее, я не раз
вспоминала о том, какие
Познав тревоги своих далеких предшественников, я познала и их утешения. И всякий раз, когда задача начинала казаться мне невыполнимой, я ободряла себя словами, которые предпослал своему «Житию Сергия» Епифаний Премудрый. «Аше бо не писано будет старцево житие, но оставлено… без въспоминаниа, то се убо никако же повредит святого того старца… Но мы сами от сего не плъзуемся, оставляющее толикую и таковую плъзу. И того ради сиа вся собравшее, начинаем писате»…
Заветы
Сергия – любовь к людям,
непрерывное восхождение к
Литература
1. Памятники литературы Древней Руси. XIV – середина XV века. М., 1981. – С. 288.
2. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV – первая половина XVI века. М., 1984. – С. 24.
3. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла… М.: Молодая гвардия, 1990. – С. 5 – 14; 22 – 23.
4. Голубинский Е.Е. История русской церкви, т. 1. Вторая половина тома. М., 1881. – С. 586.
5. Голубинский Е.Е. История русской церкви, т. 2. Вторая половина тома. М., 1917. – С. 15.
6. Ключевский В.О. Очерки и речи. Сб. статей. Пг., 1918. – С. 209.
7. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л.: Лениздат, 1990. – С. 35 – 61.
Информация о работе Сергей Радонежский и духовное подвижничество на Руси