Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 13:26, реферат
Серей Петрович Капица – великий учёный нашего времени. Человек, который сделал едва ли не больше всех для того, чтобы в умах советских, а затем российских граждан мрак суеверий был заменён светом знаний. Если в нашей жизни вообще есть хоть какой-то смысл, Сергей Петрович Капица сумел потратить свой немалый, 84 года, жизненный срок максимально осмысленно.
Это была высокая миссия без внешнего пафоса. Параллельно с научной карьерой он стал для советской страны эпохой просвещения в единственном лице. Человек думающий, переживающий за окружающую действительность, стремящийся к её преобразованию – не такой ли образ мыслей является лекарством от загнивания? Именно поэтому стоит изучать его труды, хотя бы потому, чтобы увидеть мир таким, каким видел его этот уникальный человек.
Биография 5
Синергетика и прогнозы будущего 7
Сколько людей жило, живет и будет жить на земле 10
Очерк теории роста человечества 10
Синергетика и изменение взгляда на мир 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-
Реферат
по дисциплине: «История
и методология науки и
на тему: «Сергей Петрович Капица: «Я не сторонник катастрофического взгляда на жизнь».
Подгородова Д.М.
Гусева Е.А.
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Биография 5
Синергетика и прогнозы будущего 7
Сколько людей жило, живет и будет жить на земле 10
Очерк теории роста человечества 10
Синергетика и изменение взгляда на мир 16
Заключение 18
Список использованных источников 20
Введение
Серей Петрович Капица – великий учёный нашего времени. Человек, который сделал едва ли не больше всех для того, чтобы в умах советских, а затем российских граждан мрак суеверий был заменён светом знаний. Если в нашей жизни вообще есть хоть какой-то смысл, Сергей Петрович Капица сумел потратить свой немалый, 84 года, жизненный срок максимально осмысленно.
Это была высокая миссия без внешнего пафоса. Параллельно с научной карьерой он стал для советской страны эпохой просвещения в единственном лице. Человек думающий, переживающий за окружающую действительность, стремящийся к её преобразованию – не такой ли образ мыслей является лекарством от загнивания? Именно поэтому стоит изучать его труды, хотя бы потому, чтобы увидеть мир таким, каким видел его этот уникальный человек.
Мне кажется интересным изучать эпоху с точки зрения разных. отдельно живущих людей с их субъективным взглядом на мир. Безусловно, ранее я слышала про Сергея Петровича (мой папа восхищался его трудами, смотрел его передачу «Очевидное - невероятное»), но не больше. Несмотря на то, что я являюсь представителем молодого поколения, которое, к слову, часто обвиняют в невежестве, в равнодушии к науке, искусству, другим людям и пр., во время прочтения его трудов мне оказались близки его мысли.
Риторические вопросы, которые озвучил автор в своих научных трудах, например, в книге «Синергетика и проблемы будущего», ставит перед собой каждый здравомыслящий человек, которому не всё равно, что будет завтра.
Вместе с тем, Сергей Петрович задаёт вопросы эти не только с позиции человека мыслящего, но с позиции учёного. Прежде всего, это вопросы философские, ведь, несмотря на всю гениальность изобретений, учёные должны оставаться людьми и в погоне за инновационностью идей не забывать о последствиях своих открытий и нести ответственность за них. Последнее нуждается в подтверждении в виде цитаты: «В самом деле, ученые снабдили политиков оружием, способным многократно уничтожить все живое на планете, однако не выяснили, как от него избавиться и что следует делать дальше. Они дали новые источники энергии и проблему уничтожения радиоактивных отходов вкупе с вполне реальной угрозой ядерного терроризма. Они подарили миру антибиотики, спасли миллионы жизней, но тем самым ускорили естественный отбор в мире микроорганизмов. И это привело к появлению штаммов, устойчивых ко всем созданным препаратам. Этот список можно продолжить. Медаль почему-то всегда имеет оборотную сторону»[6]. Емко и верно настолько, что автор данного реферата не решится добавлять к этому свои комментарии.
Серге й Петрович Капица является автором многих научных трудов, публикаций, среди которых:
Вместе с другими
Церковники думают, что бог придумал человека. А я думаю, что человек придумал бога. Других разногласий с ними у меня нет.
С.П. Капица
Сергей Петрович Капица (14 февраля 1928, Кембридж — 14 августа 2012, Москва) — советский и российский учёный-физик, телеведущий, главный редактор журнала «В мире науки» (русская версия журнала Scientific American). С 1973 года бессменно вёл научно-популярную телепрограмму «Очевидное — невероятное»[3].
Сын лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы. У него была хорошая наследственность. Отец не только великий физик, но и великий гражданин. Человек, сумевший начать новую жизнь после гибели первой семьи. Не побоявшийся публично заступиться перед Сталиным за арестованного Льва Ландау и добиться его освобождения. В высшей степени достойно переживший многолетнюю опалу в СССР и отлучение от любимой работы. Мама, Анна Крылова, дочь легендарного кораблестроителя Алексея Крылова, обладателя уникальной научной библиотеки. Крестный отец — физиолог Иван Павлов, пожалуй, самый знаменитый в мире русский ученый в первой трети ХХ века. Его мировая слава была такова, что его не посмел тронуть Сталин, хотя Павлов постоянно и предельно жестко критиковал советскую власть.
Свою научную деятельность начинает в 1949 году. Он работал сразу в нескольких областях физики: сверхзвуковая аэродинамика, земной магнетизм, прикладная электродинамика, физика элементарных частиц. С 1956 году Сергей Капица преподавал в Московском физико-техническом институте. В 1961 году стал доктором физико-математических наук. В 1965 году в этом же институте получает звание профессора. С 1965 года по 1998 года на кафедре физики преподавал общую физику для студентов первых трех курсов[1].
Занимался экстремальными видами спорта: управлял самолётом, в 1967 году в окрестностях Сиднея спускался в одну из глубочайших пещер Австралии.
В 1973 году Капица опубликовал книгу «Жизнь науки». Книга послужила предпосылкой к появлению телепередачи «Очевидное-Невероятное». В том же году начинает вести эту телепередачу. Миллионам советских людей было интересно слушать разговоры умных людей про умное, смотреть сюжеты о загадочном и непостижимом мире, который, оказывается, все-таки можно пытаться разгадывать и постигать[1].
Первый раз Капица исчез из телеэфира на сломе эпох, в 1991-м. Тогда не только умирала одна страна и другая. Тогда до телеэфира впервые дорвались колдуны и маги, которые вели в советские времена полуподпольное существование. «Началась всероссийская чума чумаков и кашпировских. От исторических потрясений дремучие массы пытались спастись «заряженной» водой»[1].
Новые тяжелые времена для «Очевидного — невероятного» предсказуемо настали в 2000-х, когда более популярными передачами стали программы про экстрасенсов, колдунов и пр. Потом, задним числом, стало понятно, что кроме обычной увлекательности в «Очевидном — невероятном» содержался еще один очень важный мотив — «идеологический». Рассказ о том, что в мире есть вещи, не зависящие от капитализма или социализма, от партийности или беспартийности людей, от их политических взглядов.
В соответствии со знаменитой ломоносовской фразой «математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит», Сергей Капица почти четыре десятилетия неустанно приводил в порядок умы соотечественников.
Если бы вместо миллиардов, которые тратятся на вооружённые силы, нашлись бы миллионы на образование и здравоохранение, то для терроризма не было бы места.
С.П. Капица
Синергетика как междисциплинарная
наука призвана изучать общие
закономерности явлений и процессов
в сложных неравновесных
Сергей Петрович Капица первый из всего научного сообщества в исследовании синергетики обратился к методам естественных и точных наук. Как утверждал сам учёный, «…прежний подход оказался мало продуктивным, ввиду исключительной сложности системы».
В процессе прочтения данной работы был удивительным следующий факт: «Если бы развивающиеся страны попытались приблизиться к существующему в США экономическому уровню, то добычу разных видов сырья пришлось бы увеличить в 75-250 раз»[6]. Впечатляющая цифра, ещё раз доказывающая неравномерное распределение природных ресурсов, а, значит, неоднородность качества жизни населения.
Требуется решение весьма
сложных проблем в очень
Сергей Петрович предлагал использовать энергию Солнца, которую будут накапливать специальные системы, находящие в космосе. При этом важно продумать, каким образом энергия будет транспортироваться на Землю.
Другая важная проблема, затронутая в данном исследовании, и с которой полностью согласен автор данного реферата, - отставание нравственных императивов от уровня технологии. Начиная от применения открытия учёного в сомнительных целях, заканчивая ответственностью государств, человечества за внедряемые открытия и изобретения.
Системы стратегической обороны в космосе. Кошмарная перспектива звездных войн. Понимание того, что если бы мы даже выпустили джинна из бутылки, то не знали бы, о чем его попросить. С.П.Капица писал: «Возникает ощущение, что мы имеем в руках сокровище, но не очень-то понимаем, как им распорядиться. И как любой очень большой дар, этот дар может быть опасен. Встает естественный вопрос, как им разумно воспользоваться».
К вопросу о «физиках» и «лириках». В полный рост проблема диалога двух культур, естественнонаучной и гуманитарной, встала в нашем веке. Ученые, имена которых дошли до современности из мрака веков, обычно были энциклопедистами. Авиценна был не только выдающимся врачом, но также блестящим богословом и юристом. Декарт не только перевел геометрию на язык алгебры и построил оригинальную философскую систему, но и вошел в историю физики и психологии.
С.Капица утверждал: «Мудрецы должны договориться, увидеть альтернативы и предложить приемлемые решения, сказав, какую цену придется заплатить за каждое из них».
В поисках общих смыслов,
общих целей, общего языка ведутся
широким фронтом научные
Только возникает вопрос: где эта золотая середина и как её определяет для себя каждый отдельный человек и каждая эпоха? Ведь еще в начале двадцатого века Д.И. Менделеев, обсуждая университетское образование, предлагал готовить специалистов по математике, физике, химии и биологии на одном факультете. Хочется снова процитировать С.П. Капицу: «…И вот на пороге третьего тысячелетия мы вновь оказываемся в классической ситуации греческого мифа - сфинкс вопрошает Эдипа, предлагая очень высокие ставки.
Опять, как в мифе, выясняется, что самые важные загадки в ходе предшествующих исследований остались без должного внимания. Естественные науки, а с ними и компьютерное моделирование, разбирались, как устроена природа и как поставить на полку новый товар в огромном «универсаме» технического прогресса. Но сделает ли все это жизнь одних людей счастливой, а других хотя бы терпимой?[6]» Про это их не спрашивали, а значит, и отвечать на такие вопросы не научили». Выходит, что человечество не ответило на самый главный вопрос: «Как быть счастливым?» Косвенно оно, безусловно, пытается сделать жизнь комфортнее, но разве комфорт можно приравнять к счастью? Отчего в странах, где, казалось бы, жизнь более комфортна, несчастных людей больше?
Конец века, по словам С.Капицы, стал эпохой горького отрезвления «физиков» – ни ракеты, ни ядерные реакторы, ни суперкомпьютеры, ни миллионы новых товаров, выброшенных на рынок, оказались не в состоянии дать не только спокойствие, гармонию, надежду на светлое «завтра», но и просто обеспечить сытое и безопасное «сегодня».
Информация о работе Сергей Петрович Капица: «Я не сторонник катастрофического взгляда на жизнь