Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:50, доклад
Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний
Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- "белая бумага без всяких знаков и идей" И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция - материалистический сенсуализм.
Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний
Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, но Локку,- "белая бумага без всяких знаков и идей" И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знания о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция - материалистический сенсуализм.
Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. В этом смысле сенсуалистическое положение "Все знания проистекают из ощущений" впол-не согласуется у него с положением "Все знания приобретаются из опыта".
Локк пытается проследить переход от ощущений к знаниям. Исследование природы и разнообразных функций разума позволяет, согласно Локку, не только показать, что ощущения - "богатый источник большинства наших идей, зави-сящих всецело от наших чувств и через них входящих в разумно и выявить другие позна-вательные способности, развивающиеся по мере обогащения материалом знания, который доставляют ощущения. Стремление, исходя из чувственного, материального мира, посте-пенно подняться до высших рациональных форм человеческого знания, детермини-рованность их чувствами, опытом, означало попытку доказать важнейший тезис материа-листической гносеологии.
Естественно, что, поставив такую задачу, Локк наряду с объектами внешнего мира выделяет и особый, внутренний объект знания - новый, познавательные способно-сти человека в целом, его разум.
Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими по-знавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний, рефлексию.
Согласно Локку, опыт имеет бы два измерения: чувственное, обращенное во внешний мир, и рациональное, направленное на познавательную деятельность.
Локк наряду с основополагающим видом опыта - ощущением признает опыт внут-ренний - рефлексию, означает не измену принципу материалистического сенсуализма (или эмпиризма), а глубокое понимание того, что принцип сенсуализма - это только один из клю-чей к объяснению возникновения идей и знаний.
Когда же Локк истолковывает внутренний опыт как независимый от содер-жания ощущений источник знаний о мире, это действительно заводит его в идеалистические тупики.
Однако принцип локковского историзма - своеобразная теоретико-познавательная робинзонада. За "систему отсчета", в которой описывается возникновение и развитие позна-вательных способностей, знания берется отдельный индивид. До рождения, отмечает Локк, "состояние плода в чреве матери немногим отличается от жизни растения. Так как современные нейрофизиологи считают, большая часть функций коры головного мозга у новорожденных отсутствует, то отнесение начала развития большинства функций психи-ки, в том числе и познавательных, к моменту рождения у человека вполне пра-вильно. Когда же Локк прослеживает в отдельном индивидууме возникновение и развитие познавательных способностей из чувственного опыта, он полагает, что имеет дело человече-ским познанием в целом, которое как капле воды отражается в его отдельном атоме, в единич-ном человеке
Локк был, безусловно, прав, выступив против концепции врожденных идей. Но он просмотрел, что в этой концепции рационалистов в своеобразной форме была "за-кодирована" реальная философская проблема.
Решение проблемы достоверности и объема человеческого познания при такой постановке вопроса во многом определяется результатами, получен-ными при исследовании происхождения знаний. А поскольку с этой пробле-мой связаны такие важные разделы локковской теории, как теория первичных и вторичных качеств, теория образования абстракций, учение об истине, то оно так-же могут быть поняты лишь в свете решения им проблемы происхождения знаний.
Цель своих исследований Локк видит в изучении познавательных способностей с точки зрения того, "как они применяются к объектам, с которыми имеют дело. Первая познавательная способность - это способность ощущения, способность восприни-мать посредством органов чувств свойства предметов материального мира.
Несмотря на то что у Локка отсутствует понимание рецепторной системы человека как исторического продукта, сформировавшегося в процессе общественно-производственной практики, в рамках описания развития индивидуального сознания он стре-мится обосновать не только идею развития и совершенствования чувственного опыта, но и мысль о зависимости содержания ощущений, доставляемых одними рецепторами, от данных других рецепторов.
Но мере накопления определенного многообразия чувственных впечатлений у чело-века возникают и другие познавательные способности: "...душа постепенно делает в атом успехи и переходит и упражнению способностей расширения, сочетания абст-рагирования своих идей, рассуждения о них и размышления обо всем атом..." Имен-но в таком переходе от чувственного к рациональному знанию, являющемуся ре-зультатом применения более сложных познавательных способностей, и заключена для Локка одна из основных трудностей. Поскольку речь идет об ощущени-ях, у него нет никаких сомнений, что это источник знаний о внешнем материальном мире.: "...мы получаем идеи желтого, белого, горячего, холодного, мягкого, твердого, горького, сладкого, и все те идеи, которые мы называем чувственными качест-вами. Когда я говорю, что чувства доставляют их уму, я хочу сказать, что от внешних предметов они доставляют уму то, что вызывает в нем эти вос-приятия. Этот богатый источник большинства наших идей зависящих всецело от наших чувств и через них входящих разум, я и называю ощущением"
Как только душа начинает размышлять и рассматривать эти действия, и достав-ляют нашему разуму идеи другого рода, которые мы не могли бы поучить от внешних вещей. Таковы "восприятие", "мышление", "сомнение", "вера", "рассуждение", "познание", "желание" и все различные действия нашего ума..."). Но это определение не дает ответа на поставленный выше вопрос.
Теория первичных и вторичных качеств - существенный элемент не только понимания Локком природы, но и его гносеологии. Она итогом исследований соотношения содержания чувственного знания и его форм. Не только последующие материалистические школы и учения, но и большинство идеалистов и агностиков обращались и обращаются к этой теории либо в поисках аргументов для обоснования своих взглядов, либо для того, чтобы представить альтернативные данной теории или отдельным ее компонентам взгляды. В наши дни в марксистской и в буржуазной философии теория первичных и вторичных качеств Локка - тема частых и оживленных дискуссий как при обсуждении историко-философских вопросов, так и при .обсуждении проблем соотношения образа и знака ,в процессе познания
Исходная идея этой теории такова: ряд качеств, и прежде всего механико-математические свойства тел - первичные качества (плотность, протяженность, форма, движение или покой, число), не только существуют объективно, но и "похожи" на порождаемые ими чувственные образы, в то время как такие качества, которые порождают ощущения цвета, вкуса, запаха, теплоты и т. п., не "похожи" на соответствующие ощущения и по своей природе являются "силами", возникающими в результате суммарного действия частиц материи - корпускул. Своеобразие различных комбинаций этих корпускул выражается в своеобразии порождаемых ими сил, которые вызывают у человека качественно различные ощущения.
В теории первичных
и вторичных качеств наиболее
отчетливо обнаруживается влияние
современного Локку механико-
Отправным пунктом локковской теории первичных и вторичных качеств является положение материалистического сенсуализма о том, что источником знания о материальных предметах, и в том числе об их качествах, служат ощущения: "я считаю невозможным, чтобы кто-нибудь мог представить себе в телах, каким 6ы то ни было образом устроенных, какие-нибудь другие качества, по которым можно было 6ы знать о них, кроме звуков, вкусов, запахов, зрительных и осязательных качеств". Но поскольку автор "Опыта" не ограничивает сферу познания лишь чувственным отражением действительности, и постоянно обращает внимание на то, что на основе чувственного материала осуществляет свою деятельность разум. При этом подчеркивается, о "при рассмотрении идей разум считает всех их отчетливыми положительными идеями, не обращая внимания на вызывающие их при-чины; следование этой причины относится не к идее, она существует в разуме, а к природе вещей, шествующих вне нас. Это две совершенно разные вещи, которые нужно стараться различать
Но, как ни важно для Локка исследование физической природы первичных и вторичных качеств, центральная проблема теории первичных и вторичных качеств, с самых различных сторон , рассматриваемая в "Опыте",- теоретико-познавательная проблема способов воспроизведения этих качеств субъектом. Для правильного понимания того, как ставится и решается у него эта проблема, необходимо учитывать особенности терминологии Локка
Своеобразие познавательных функций ощущений первичных и ощущений вторичных качеств или соответственно идей первичных и идей вторичных качеств Локк определяет следующим образом: "Идеи первичных качеств суть сходства, вторичных - нет... легко заметить, что идеи первичных качеств тел сходны с ними, и их прообразы действительно существуют в самих телах, но идеи, вызываемые в нас вторичными качествами, вовсе не имеют сходства с телами. В самих телах нет ничего сходного с этими нашими идеями. В телах... есть только способность вызывать в нас эти ощущения. И то, что является сладким, голубым или теплым в идее, то в самих телах... есть только Известный объем, форма и движение незаметных частиц". Следовательно, Локк признает два познавательных механизма ощущений: такой, который дает образы качеств действительности, и такой, который, как он считает, дает необразную, знаковую информацию о качествах (ощущения вторичных качеств как бы обозначают свойства тел);
Объяснение причин возникновения цветовых ощущений предполагает, по Локку, учет трех взаимодействующих факторов: предмета ощущения (порфир), потока световых лучей, отражаемых порфиром, и органа зрения, воспринимающего отраженные лучи. Порфир, утверждает Локк, не только до взаимодействия со световыми лучами, но и при взаимодействии с ними не обладает "краснотой" или "белизной" как атрибутивным свойством менее важно и то, что, согласно Локку, не обладают "краснотой" или "белизной" и те совокупности лучей, которые вызывают в органе зрения ощущения красного, белого. Для Локка, несмотря на но что он иногда употребляет выражение "красные лучи", такое понимание лучей было само собой разумеющимся.
Локк отказывается от попытки придать цветность одновременно и самим объек-там как их свойство, и сознанию как такую характеристику ощущений, которая по содержанию была бы тождественна свойству объектов, что, по его мнению, исилбс жно мело бы к скомпрометированному схоластическому представлению о "скрытых качествах и "субстанциальных формах". Ощущения цветности, по Локку, соответ-ствуют определенным, существующим объективно совокупностям световых лучей.
С точки зрения диалектического материализма особенность ощущений как элемен-тарной формы отражения в случае цветовых ощущений состоит в том, что, отражая свой-ства внешних тел, или функционируя как их сигналы, получаемые через объективные специфические комбинации фотонов. которые отражаются или излучаются телами, они, эти ощущения (красного, зеленого, белого и т. д.), отличие от восприятия, которое изоморфно по отношению к действительности, относятся к действительности гомоморфно.
Если восприятия, в которых, так сказать, "интегрируются" отдельные ощущения, находятся с объектами во взаимно однозначном соответствии, то в случае ощущений, в частности цветовых, мы имеем дело с другим способом отраже-ния. !
Лишь диалектически понятая связь ощущений как гносеологических образов с другими формами отражения действительности дает ключ к последовательно науч-ному пониманию процесса воспроизведения, отражения действительности. Ограниченность локковской трактовки ощущений вторичных качеств по сравнению с трактовкой теоретика-по_зпанс1тгльпых функций ощущений в диалектическом материализме как раз и состоит в том, что Локк не учитывает, что условием функционирования ощущения как гносеологи-ческого образа является включение его в более высокие интегрирующие формы отраже-ния действительности (т. е. в восприятие, представление и т. д.) - в атом состоит одна из сторон диалектики процесса познания. Локк же часто употребляет слова "ощущение" и "восприятие" как синонимы.
Чтобы понять, почему Локк отрицает изобразительность ощущений вто-ричных качеств, надо рассмотреть его утверждение о том, что ощущения первичных качеств суть изображения этих качеств: "...идеи первичных качеств тел сходны с ними..." . Поскольку в данном контексте под идеями первичных качеств подразумеваются ощущения первичных качеств, то это положение можно понимать и так, что совокупность ощущений первичных качеств как форма чувственного отражения - "восприятие" - изобразительно отражает свойства внешних объектов, и так, что отдельные ощуще-ния изобразительно отражают первичные качества.
Говоря о6 ощущении или ощущениях, он часто подразумевает и " вос-приятие" как одну из форм чувственного отражения в современном смысле этого слова, а восприятие в его терминологии предполагает приобретение и отдельного ощу-щения, и совокупности ощущений, и рациональных идей и комбинаций идей ощущений и рациональных идей. Локковское определение ощущений первичных качеств не исключает вывода, что и отдельное ощущение "сходно" с первичным качеством, т, е. изо-бразительно подобно ему. По отношению к такой трах. топке познавательного зна-чении ощущений вполне обоснованным будет возражение, что "в классе ощущений... нет подкласса первичных ощущений
Информация о работе Сенсуализм Локка: происхождение знаний из ощущений и рефлексии