Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:12, реферат
Понятие счастья не просто характеризует определенное, конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно являетсяДля него благом. Поэтому данное понятие имеет нормативно-ценностный характер. При этом, с одной стороны считалось, что счастье - одно из прирожденных прав человека: «Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали» (Л. Фейербах).
Разумеется, у каждого человека может и должен быть свой взгляд на эту проблему, свое понимание смысла жизни. И может быть, действительно прав Бердяев, утверждавший, что смысл жизни — в поисках смысла?
С категорией «смысл
жизни» тесно связана категория
«счастье». Если содержание первой как
бы дает оценку значимости существования
человека, то вторая отражает степень
его удовлетворенности
В эпоху Возрождения
стремление к земному, ощутимому
счастью вновь провозглашается
вполне законным нравственным принципом
поведения. Но особенно большое значение
принцип эвдемонизма
Таким образом, чаще всего встречается модель, в рамках которой счастье соотносится с неким благом, с обладанием им или созиданием его.
Существует и иное
мнение: чтобы человек был счастлив,
он должен не иметь, а быть (Э. Фромм)
- быть нравственной, самодостаточной
личностью, отличающейся определенными
моральными качествами. Поэтому счастливый
человек, никогда не будет совершать заведомо
злых поступков, иначе он утратит ощущение
счастья. Еще Аристотель говорил, что добро
- это путь к счастью и одновременно его
составной элемент, ибо, совершая заведомо
злые поступки, человек сознательно двигается
в сторону, противоположную той, где находится
счастье. Поэтому «счастье» алкоголика,
добравшегося до бутылки, «счастье» развратника,
соблазнившего очередную жертву, «счастье»
зловредного человека, испортившего настроение
людям, отнюдь не является счастьем. И
в каком бы блаженном состоянии не находились
названные субъекты, психологи утверждают,
что они глубоко несчастливы (может, поэтому
они склонны причинять зло другим).
Очень важно разобраться в том, что в человеческом счастье зависит от объективных условий и что — от самого человека.
Необходимым условием
счастья и исходной предпосылкой
человеческого существования
Понятие счастья не просто характеризует определенное, конкретное объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает представление о том, какой должна быть жизнь человека, что именно являетсяДля него благом. Поэтому данное понятие имеет нормативно-ценностный характер. При этом, с одной стороны считалось, что счастье - одно из прирожденных прав человека: «Стремление к счастью прирожденно человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали» (Л. Фейербах). С другой - мораль рассматривала счастье как вознаграждение за добродетель.Люди упорно продолжают искать всеобщие «рецепты» счастья. Но способность к счастью - это своего рода талант, в котором проявляется глубина и яркость личности, ее внутренняя энергия. Состояние счастья прямо противоположно состоянию безразличия, равнодушия, инертности. Счастье - это осуществление внутренней свободы, процесс реализации глубочайшего личного «хотения» В конечном счете, это нормальное состояние человека. И поэтому отказ от счастья есть предательство личности подавление в себе собственной индивидуальности. Существование, ставшее автоматическим исполнением долга, отказ от переживания бытия как блага приводит к внутреннему опустошению. Утрата способности к счастью - показатель деградации личности, душевного хаоса, неспособности найти главную линию в жизни.Специфика категорий морального сознания состоит, прежде всего, в том, что они по-своему выражают нравственную жизнь общества и личности. Кроме того, эти понятия используются для оценки самых различных поступков.