Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:12, доклад
Любовь – многогранное чувство. Она бывает братской, эротической, эгоистичной, материнской. Каждый человек в этом мире испытывает любовь. Невозможно представить жизни, в которой отсутствует это чувство.«Любовь – ответ на проблему человеческого существования.» Мы познаем окружающий нас мир, людей, но прежде всего мы познаем самих себя.
Филоненко А.Ю.
Самостоятельное
исследование по работе Э. Фромма «Искусство
любить»
Любовь – многогранное чувство. Она бывает братской, эротической, эгоистичной, материнской. Каждый человек в этом мире испытывает любовь. Невозможно представить жизни, в которой отсутствует это чувство.«Любовь – ответ на проблему человеческого существования.»(с. 4) Мы познаем окружающий нас мир, людей, но прежде всего мы познаем самих себя.
Любовь – сложное чувство. Она открывает перед нами весь мир, дает ответы на многие вопросы, стирает всяческие границы, но в то же время предполагает и трудности, и препятствия, и их преодоление путем веры в себя, в близких, во все человечество.
Любовь – движущая сила, определяющая развитие человека. Любовь – озарение, она дает нам силы жить. Жизнь без нее сера, пуста и уныла. Любовь играет красками – даже самое унылое существование может раскрасить в яркий фейерверк. Когда человек перестает любить, обращать внимание на мир вокруг себя, на свое место в нем, он деградирует, перестает быть личностью.
Мы постоянно сталкиваемся с тем, что люди не отделяют духовную любовь от материальной. Человек слишком часто говорит «люблю», не разграничивая любовь как чувство и как выражение положительных эмоций, не задумываясь над истинностью и глубиной этих слов.
Человечеству необходимо осознать, что «любовь – это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству».(с.3) Я считаю, что тема любви будет актуальна всегда, ведь если бы в ней можно было разобраться – ее бы не существовало.
В данной книге, состоящей из пяти глав, автор говорит о любви, как об искусстве, которое требует знания и усилия. Он рассматривает различные формы любви, ее теорию и практику.
В первой главе автор говорит о проблеме понимания любви, об ее уникальности для каждого человека, о заблуждениях людей относительно ее истинности и смысла. Для большинства людей проблема любви заключается в том, чтобы быть любимыми, найти подлинный объект любви, испытать ощущение влюбленности, близости, романтики. Люди, жаждущие любви во избежание одиночества, со временем разочаровываются в своем выборе. Они строят свой собственный мир вокруг друг друга, не впуская в него никого другого. Отделяя себя от окружающих, замыкаясь в собственное вселенной, отождествляя смысл своего существования с существованием друг друга, они теряют себя. Любовь – не способ борьбы с одиночеством, не побег от своих личных проблем,- это активная сила в человеке, которая рушит стены, отделяющие его от всего мира, это познание и обретение самого себя, это единство со всеми людьми, и в то же время сохранение своей целостности.
Далее
автор рассматривает
Любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку, - это отношение человека к миру в целом. Любить человека – любить в нем все, любить жизнь, всех окружающих, весь мир.
Автор выделяет несколько типов любви и говорит о том, что все они являются важными составляющими любви в целом. Братская любовь составляет основу человеческой любви и заключает в себе уважение, взаимопомощь, ответственность за жизни других людей, переживание единства со всеми человеческими существами. Материнская любовь - безграничная и безраздельная, она требует бескорыстности, способности отдавать все и не желать взамен ничего, кроме счастья и благополучия любимого человека. Мать принимает своего ребенка таким, каков он есть, со всеми его недостатками, разделяет все его переживания и трудности. Она выходит за границы себя, ребенок придает смысл ее жизни. Но женщина должна любить не только своих детей, но и чужих, всех остальных людей в целом, только тогда ее забота и любовь будут полноценными и способными отпустить ребенка во взрослую, самостоятельную жизнь. Противоположностью обоим этим типам любви выступает эротическая любовь, основанная на желании единения с одним единственным человеком. Она делает предпочтение отдельному человеку, но в нем она любит все человечество, все живое. Любовь к одному единственному человеку переворачивает весь мир, пробуждает чувство безграничного доверия, желания единства, не только физического, но и духовного объединения, желания дарить жизнь, разделять с другим человеком все трудности. «Любовь к кому-то – это не просто сильное чувство, - это решимость, разумный выбор, обещание. Если бы любовь была только чувством, то не было бы основания обещать любить друг друга вечно. »(с. 23)
Фромм рассматривает также и такую важную составляющую любви, как любовь к себе. Он говорит об эгоистичности человека, сосредоточенного только на себе самом, своих интересах, потребностях и целях, о его неспособности любить как окружающих, так и себя. Человек не должен закрываться в мире собственного обожания и жить только ради себя, возводя тем самым стену отчужденности и оставаясь один на один с собой. «Любовь к кому-то – осуществление и сосредоточение способности любить».(с. 24) Любовь к одному человеку предполагает любовь к человечеству в целом. Сочетание любви к себе с любовью к окружающему миру, желание жить не только ради своих интересов и прихотей, но и ради других людей, дает нам возможность познать смысл наших жизней, открывает перед нами весь мир. Полюбить другого человека, не испытывая любви к себе, невозможно. В любимых людях мы видим частичку себя, отражение нашей сущности, нашей души.
Говоря о любви к Богу, автор подчеркивает ее неотделимость от любви к своим родителям. С этой любовью мы рождаемся, она бессознательна и нераздельно связана с нашим существованием.
Информация о работе Самостоятельное исследование по работе Э. Фромма «Искусство любить»