Самосовершенствование личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 23:57, реферат

Описание работы

Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.
В понятие «компетентность» сегодня включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать ответственные решения и находить выход из нештатных ситуаций, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту в течение всей жизни. В.И. Слободчиков определил это состояние как способность человека «превратить всю свою тотальность в предмет фактических преобразований.

Содержание

1.Самосовершенствование человека как сущность жизнедеятельности человека, его профессионального быта.
2. Акмеологические основы жизнедеятельности личности.
3. Карьера человека как условие и уровень его самореализации.

Работа содержит 1 файл

Самосовершенствование человека.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Линейная карьера складывается у человека, который с самого начала трудовой деятельности выбрал понравившуюся ему сферу и упорно на протяжении всей трудовой деятельности поднимается по служебной лестнице. Типичный пример: учитель — руководитель методического объединения — завуч— директор школы — инспектор районного отдела образования — работник министерства и т. д. У человека, сознательно и продуманно выбравшего сферу профессиональной деятельности, линейная конфигурация карьеры является типичной и наиболее перспективной.

Стабильный тип карьеры сопутствует тем, кто еще в молодости избрал сферу своей деятельности и остался в ней до конца трудовой деятельности. Такие люди повышают уровень своего мастерства. Если взять педагогов, то это — учителя, любимые своими учениками, приглашаемые на репетиторство. Эта категория педагогов имеет, как правило, более высокий доход. Они не стремятся продвигаться по иерархической лестнице в системе образования. Их устраивает роль эффективного, любимого учителя. Повседневная работа учителя внешне мало изменяется. Его профессиональный рост связан с повышением квалификации, духовным ростом. Это распространенный вид карьеры.

Спиральная конфигурация карьеры складывается у беспокойных, мятущихся личностей. Они с энтузиазмом включаются в работу, хорошо выполняют ее, достигают высоких результатов, быстро продвигаются в своем статусе и ранге. Но через пять-семь лет интерес притухает, они часто переходят на другую работу, где все повторяется заново.

Кратковременная карьера, как правило, сопутствует недисциплинированным и низкоквалифицированным работникам. Они часто переходят с работы на работу. Их повышение, «продвижение» по службе обычно случайно и незначительно. Таких работников называют «летунами».

Платообразная карьера характерна для той категории людей, которые хорошо справляются со своими обязанностями, их считают перспективными для занятия более ответственных и масштабных ролей и функций. После достижения определенного уровня обнаруживается предел их возможностей, компетентности. Это «мертвая зона» на плато, когда человеку не открывается перспективы для продвижения. Он с этого места уходит на пенсию.

Снижающаяся карьера — это трагическая конфигурация карьеры. Она квалифицируется в тех случаях, когда человек неплохо начинает свою профессиональную деятельность, добивается определенных успехов в ней, но в жизни происходит нечто непредвиденное (болезнь, стресс и т. п.), что постепенно снижает его работоспособность. Специалист перестает соответствовать требованиям, предъявляемым к личности и характеру выполняемой работы, постепенно опускается до самого низкого уровня.

При каких условиях карьера человека складывается эффективно?

Давайте привлечем к поиску ответа на этот вопрос книгу Генриха Сауловича Альтшуллера «Как стать гением». Он считает, что карьеру можно представить в виде цепочки событий, шагов, выборов, которые совершает человек в борьбе против мешающих и противодействующих ему внешних и внутренних обстоятельств.

Проанализировав сотни биографий людей, создавших прекрасные карьеры и реализовавшихся во всех ипостасях, Г. С. Альтшуллер разработал своеобразный алгоритм построения карьеры. Во-первых, человек должен ответить на вопрос, какие цели он ставит перед собой. Во-вторых, определить, что мешает ему стать тем, кем мечтает. В-третьих, решить, как преодолеть противодействие жизненных обстоятельств.

Сопоставив факты биографий выдающихся людей, он пришел к важным выводам,

1.              У каждого из них была Достойная Цель, основные критерии которой следующие: она должна быть общественно полезной, позитивной, направленной на развитие жизни; цель должна быть прекрасной, к решению ее можно приступить сейчас же; конкретная цель должна иметь выход к глобальным проблемам.

Выбранную цель ЕС. Альтшуллер считает эквивалентом собственной жизни. Выбирая достойную цель, важно иметь в виду, что она «заведомо превышает возможности и способности человека, за нее берущегося... Достижение таких «непосильных» целей — это вклад в копилку ориентиров человечества: трудно сказать, что ценнее — непосредственно полученные результаты или сам факт того, что человек не испугался, не отступил»1.

2.              Разрабатывался план достижения Достойной Цели. Каждодневное планирование деятельности, строгое распределение сил, разумная смена занятий — норма жизни человека. Сознание самоотчетности заставляет не распускаться; понимание масштабности цели, ее необходимости для людей позволяет преодолевать определенные тяготы быта. «Это просто способ прожить счастливую жизнь», — пишет Г.С. Альтшуллер.

Обязательный элемент плана — контроль за его выполнением, контроль темпов продвижения к цели. Без систематического отчета самому себе не может быть серьезной работы. Человек должен точно знать, сколько времени он тратит на достижение достойной цели. Контроль осуществления планов обеспечивает реальное выполнение объема и позволяет увеличивать этот объем за счет сокращения потерь времени.

3.              Необходимым условием достижения поставленных целей и задач профессиональной деятельности является работоспособность. Ее рассматривают как способность личности к длительному интеллектуальному и физическому напряжению, обусловливающую результативность работы. Опыт показывает, что важнейшими условиями повышения работоспособности человека могут являться:

•              учет рабочего времени и выполненного объема работы;

•              чередование утомительных, сложных видов деятельности с приятными занятиями;

•              своевременный и полноценный отдых, соблюдение гигиены и безопасности труда;

•              разработка, освоение и внедрение эффективных технологий профессиональной деятельности.

4.              Важна техника решения встающих перед человеком задач. Становление карьеры предполагает филигранное решение если не всех, то определенного класса профессиональных задач. Например, один человек (учитель) великолепно организует и осуществляет эстетическое воспитание учащихся средствами своего предмета. У другого эффективно осуществляется индивидуальная работа с учащимися, у третьего — самостоятельная работа школьников. Самые общие шаги в решений проблем ЕС. Альтшуллер прописывает следующим образом: во-первых, следует определить противоречие, наличие которого препятствует достижению цели; во-вторых, проанализировать историю решения проблемы в теории и на практике; затем — разработать собственную стратегию решения проблемы.

5.              Умение «держать удар» — это следующая составляющая, помогающая человеку успешно реализовать траекторию своего профессионального развития, свою карьеру. Сопротивление инновационным решениям могут оказывать коллеги, администрация из-за боязни личной перестройки, члены семьи, требующие большего внимания к быту, заботы о ее материальном благополучии. Удар может быть в виде попыток публичного присвоения идей, результатов работы.

6.              Результативность профессиональной деятельности (или анализ промежуточных результатов) в решении профессиональных задач — еще одна составляющая профессиональной карьеры. Рефлексия промежуточных результатов (как положительных, так и отрицательных) позволяет оценить промежуточные продукты труда и сопоставить их с прогнозируемым конечным результатом, скорректировать план достижения целей и технологию решения профессиональных задач.

Повседневная работа требует от человека длительного интеллектуального напряжения, волевых усилий, эмоционального напряжения. Сила личности Человека — это важная составляющая его карьеры.

Вопросы и задания для самопроверки и обсуждения

1.              Раскройте сущность карьеры человека как его потребности в полной жизненной самореализации.

2.              Определите основные виды карьеры,

3.              Каковы условия самореализации? Охарактеризуйте условия эффективной карьеры.

4.              Поиску ответов на вопрос, как развить у себя высокую работоспособность, может помочь опыт выдающегося ученого Александра Александровича Любищева. В письме другу он писал: «Секрет моей работоспособности прост: 1) я не имею обязательных поручений, чрезвычайно вредно действующих на нервную систему; 2) я не беру срочных поручений и в случае утомления сейчас же прекращаю работу или отдыхаю, или перехожу на неутомительное занятие; 3) сплю очень много, 8 часов ночью и 2 часа после обеда, регулярно гуляю; 4) веду учет времени уже более 50 лет и поэтому не распускаюсь; 5) комбинирую утомительные занятия с приятными, так что целый день один участок нервной системы никогда не работает». Проранжируйте по степени значимости выделенные условия повышения работоспособности. Какие из них в настоящее время требуют корректировки с учетом быстро меняющихся социально-экономических условий, роста знаний и рынка труда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.       Раскройте сущность понятия самосовершенствования личности.

2.       Расскажите о акмеологических основах жизнедеятельности личности.

3.       Что такое карьера? Перечислите пути построения карьеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.           Н. М. Гаджиева, Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская «Основы самосовершенствования»  Екатеринбург 1998 год.

2.           Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской «Личность, внутренний мир и самореализация» 1996 год.

3.           http://www.drozdovland.ru/index.php?action=add&id=744&add&rod=741

4.           http://www.stud24.ru/pedagogy/samosovershenstvovanie-lichnosti/121665-357757-page1.html

 

 



Информация о работе Самосовершенствование личности