Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 14:44, творческая работа
Сейчас, когда мода стала такой разнообразной, наступило время подумать о самобытности русской культуры и стиля. Народные мотивы, национальные традиции в сочетании с современными тенденциями моды делают модели эксклюзивными. Индивидуальность – воплощение в реальность индивидуальной картины мира, самореализация – вот чего хочется современному человеку; однако, в то же время, всеобщность приносит людям покой, человек уверен в том, что он в своих действиях не одинок и что его не упрекнут, не осудят окружающие.
Работа по философии культуры
Студентки 3 курса, 5 группы, Культура России
Полосухиной Анны
Русский традиционный костюм в современной системе моды.
Мода – одно
из самых неоднозначных и
Народный костюм – неотъемлемая часть любой культуры; он несет в себе определенную эпоху, является отражением многих традиций. Сейчас, когда, стираются рамки между стилями, не говоря уже о неразличимости женского и мужского в одежде, мы с трудом можем определить социальное положение человека по его внешнему виду. Хотя еще два-три столетия назад все было предельно четко и ясно: по костюму можно было определить социальный статус, место жительства человека и многое другое. Мода в определенную историческую эпоху и в определенной стране мира определяет принадлежность человека к какому-то социальному слою, тем самым, оказывая влияние на социальную дифференциацию общества. Сейчас народный костюм – это что-то уникальное, фольклорное, старинное; он больше не несет в себе функцию предмета, означающего принадлежность к крестьянству или к дворянству. Мы видим традиционный русский костюм и понимаем, что это абсолютно ненужная в современном мире вещь, он знаменует собой полное отречение от первичных функций; им исключительно обозначается время, эпоха. Фольклорный стиль в одежде – стиль, навеянный мотивами народного творчества – это одно из составляющих культуры, что связывает прошлое нашего народа с настоящим и будущим. Из поколения в поколение передаются определенные силуэты, сочетания цветов, национальный костюм обладает необычной силой долговечности.
Сейчас, когда мода стала такой разнообразной, наступило время подумать о самобытности русской культуры и стиля. Народные мотивы, национальные традиции в сочетании с современными тенденциями моды делают модели эксклюзивными. Индивидуальность – воплощение в реальность индивидуальной картины мира, самореализация – вот чего хочется современному человеку; однако, в то же время, всеобщность приносит людям покой, человек уверен в том, что он в своих действиях не одинок и что его не упрекнут, не осудят окружающие. Подражая, действуя как все, человек в некотором смысле перекладывает с себя ответственность на других членов общества. Вот они, два необходимых условия моды, определенные сезонные тенденции дают нам ощущение покоя, убеждают нас в положительной оценке окружающих, а эксклюзивные вещи в рамках, например, какой-то одной коллекции помогают самореализовываться.
Еще несколько лет назад в России и понятия не имели о том, что такое русский стиль. По-русски (а в контексте нашей работы это значит традиционный костюм, будь-то крестьянский сарафан или рубаха, или боярский кафтан) у нас в стране не одеваются уже со времен Петровских преобразований. Процесс стирания национальных отличий в костюме, вызванный множеством причин, в конечном итоге привел к исчезновению даже тех особенностей русского стиля, которые были продиктованы климатическими условиями. Непонимание русского стиля, нарастание процессов глобализации вызвало безоговорочное следование европейским тенденциям в моде. И только когда на западных подиумах появились модели в расшитых кокошниках (Chanel, 2009), в павло-посадских платках (Kenzo) и девушки, словно с картины Врубеля «Царевна-лебедь» (John Galliano), весь мир полюбил русские мотивы, а в России наконец-то стали возвращаться к истокам.
Нечто специфическое, особенное в постоянно изменяющемся обществе есть в принадлежности модных тенденций к той или иной национальной традиции. Те элементы традиционного костюма, что модельеры отображают в своих коллекция, как модели это демонстрируют на подиуме, оформленном определенным образом – все это создает у зрителя ощущение соприкосновения с историей. Таким образом, процесс развития моды можно трактовать как взаимосвязь современного и традиционного. Мы видим, что одно из наиболее важных направлений моды – ретроспективное, обращение к прошлому, переосмысление культурных традиций, добавление в национальный костюм чего-то нового, что делает последний не просто означающим истории, а вполне функциональным предметом повседневной жизни.
В современном обществе социальной сущностью моды является тенденция к полистилизму, в том числе и стремление к сочетанию традиций и инноваций. Полистилизм моды изображает полистилизм культуры и общества. Мода теперь не столько производство чего-то нового, сколько воспроизводство и стилизация того, что мы можем отыскать в глубине истории.
Одна из наиболее важных функций моды в современном обществе – это, с одной стороны, создание и поддержание единообразия, а с другой – напоминание о разнообразии в культурных образцах. Мода в глобальном обществе, рождаясь в одном конце света, за небольшое время находит свое распространение в другом, изменяясь и трансформируясь. В межкультурном синтезе мировой моды мы обнаруживаем явление, характерное для современного мира – в европейскую моду проникают черты разных культур, в том числе и русской. Русское влияние на моду, которое впервые обнаружило себя в Европе еще во время знаменитых дягилевских «русских сезонов» в Париже, на протяжении 20 века не теряло своей актуальности. Так, например, на следующее утро после показа в 1976 году коллекции Ив-Сен Лорана, вдохновленной дягилевскими "Русскими Сезонами" и русским балетом вообще, первая полоса The New-York Times назвала коллекцию "революционной, навсегда изменившей моду во всем мире". Наибольший интерес ведущих мировых дизайнеров русская культура вызвала в 2000-е годы, однако, он не ослабевает до сих пор. Нарастание процессов глобализации ведет к изменению пространства и времени; теперь, например, люди незнакомые с русской культурой, никогда не бывавшие в России, могут носить новый, видоизмененный дизайнерами (опять же нерусскими) традиционный русский костюм. Происходит потеря референта, народный костюм больше не соотносится с человеком, принадлежащим определенному слою; народный костюм – это часть современного мира моды.
Валенки, павло-посадский платок, кокошник, сарафан и многие другие элементы традиционного русского костюма – теперь все это чистый знак России, «русскости». Этот процесс сигнификации идет тем сильнее, чем больше в обществе становится стандартизированных вещей. И здесь применительно к вышеперечисленным элементам следует говорить, согласно Барту, не о функциях вещей, а о функциях-знаках.
«Как только означаемое Мода находит себе некоторое означающее (ту или иную вещь), этот знак становится Модой текущего года, но тем самым эта Мода догматически отрицает ту, что ей предшествовала, то есть свое собственное прошлое; каждая новая Мода — это отказ от наследия, восстание против гнета старой Моды». Рассматривая по такой формуле (Р.Барт, Система моды, IV Риторика и время, 19.8 Рациональное оправдание моды и ее время) историю моды в контексте нашей работы, можно придти к выводу, что мода сама себя отрицает. Если мода отказывается от наследия, от своего прошлого, а в нашем случае, от давно предшествующих народных костюмов, и через какое-то время делает последние или их определенные составляющие необходимыми означающими того или иного сезона, то она приходит к отрицанию самой себя, отрицанию определенного закона существования моды; но в то же время это ведет к подтверждению другой тенденции – цикличности развития моды.
Изменения модных
тенденций кажутся нам
Параллельно рассмотрению вопроса о моде на русский стиль во всем мире неизбежно возникает вопрос о значении внешних влияний в общем. Конечно, заимствуется извне только то, что может быть перенятым людьми в каких-либо условиях. На первых порах заимствование бывает чисто внешним, поверхностным подражанием, без настоящих корней в национальной почве, но постепенно люди усваивают заимствованное, перерабатывают его и придают ему особый, чисто национальный облик. Так, опять же на вышеперечисленных примерах мы можем заметить, что европейские дизайнеры никогда не одевали своих моделей в русский народный костюм, как он есть. Что Ив-Сен Лоран, что Антонио Маррас, что многие другие художники, все они заимствовали лишь определенные детали национального костюма, лишь то, что могло быть адекватно воспринято и перенято в Европе. В истории моды нередко можно увидеть влияние одних культур на другие, и если с одной стороны, успех заимствования обыкновенно предполагает наличие некоего предрасположения у народа как результата внутреннего процесса, то, с другой стороны, внешнее влияние национального стиля вносит нечто новое в этот процесс, что-то, чего в нем раньше не было. Более широко и глубоко подвергается жизнь одного народа влияниям другого, когда непосредственно массы двух народов с отличными психикой, устоявшимися традициями, структурой приходят во взаимодействие, когда среди населения одной страны в большом количестве появляются представители другой, приносящие с собой не только свои физические и психические особенности, но и известные формы быта. Возможно, именно поэтому интерес к русскому стилю проявился относительно недавно. Проблемы интеграции нашей страны в мировую культуру в 20 веке, политический режим в стране, безусловно, мешали как вообще процессу культурного взаимодействия, так и в частности появлению интереса к русскому стилю со стороны домов моды во всем мире.
Современная культура — это множество самобытных культур, находящихся в диалоге и взаимодействии друг с другом. Причем диалог и взаимодействие идут не только по оси настоящего времени, но и по оси «прошлое-будущее», как, например, в ситуации заимствования народных костюмов современной модой. Заимствование элементов из других культур или других областей культуры – это определенный путь модной инновации, который занимает важное место в системе мировой моды. Однако, очевидно, что подобные инновации являются инновациями лишь в определенном социокультурном контексте; "новое" в них - это новое для конкретных социумов и культур в данный момент времени по отношению к определенным культурным образцам. Так, в 20 веке было новым появление в мировой индустрии моды русского стиля. Мода – это искусство, выступая в качестве «микростиля» времени, она отражает уровень и особенности массового эстетического вкуса в каждый данный момент. Постоянно изменяясь, мода не перестает интересоваться народным стилем культуры, традициями и обычаями. В современном мире взаимовлияние культур становится не только предметом интереса политики, социологии и т.д., но и попадает под пристальное изучение модной индустрии, все чаще на мировых подиумах мы видим сочетание разных культурных традиций в одежде, использование фольклорных мотивов, в том числе и русских.
Информация о работе Русский традиционный костюм в современной системе моды