Русский космизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:36, реферат

Описание работы

Русский космизм как научный, философский, религиозный и культурный феномен сложился в главных своих чертах во второй половине XIX в., хотя термин этот закрепился в литературе только в 60-е годы нашего столетия. Это было связано со значительным прорывом в теоретическом и практическом освоении космоса, с полетами Ю.А. Гагарина и других космонавтов. Под их влиянием возник большой интерес к работам основоположника космонавтики К.Э. Циолковского, к трудам его предшественников и учеников.
Русский космизм есть по существу реакция философов и ученых на «опустынивание» земли и опустошение человека. Его цель - построение мировоззрения, способного выдвинуть на первый план связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Он ставит проблему единства человека и космоса, космической природы человечества и последствий многообразной человеческой деятельности. Философия русского космизма обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного совершенствования природы становится разум человека.

Работа содержит 1 файл

Философия.docx

— 40.09 Кб (Скачать)

На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет  другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания  библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом  духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный  строй жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам  строения и жизни человеческого  тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.

На третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский разрабатывает так  называемый "активно-эволюционный" принцип космизма. Его смысл состоит  в следующем: "Судьба Вселенной  зависит от космического разума, т.е. от человечества и других космических  цивилизаций, их преобразовательной деятельности". Этот принцип обосновывается во многих статьях и брошюрах: "Живая  Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной" (1925-1931гг.), "Будущее Земли и  человечества" (1928г.), "Космическая  философия" (1935г.) и многих других. Интересно, что "активно-эволюционный" смысл принципа космизма сосуществует у Циолковского с более традиционным смыслом этого принципа: "Судьба существа зависит от судьбы Вселенной". Всё это создаёт сложности  при понимании космической философии  на завершающем этапе её становления.

Важнейшими принципами космической  философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины  мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и  эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее" [8]. Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы" [8]. Это означает:

  1. единство материального и духовного начал Вселенной;
  2. единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";
  3. единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;
  4. выводимость этических норм из метафизики космоса.

Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной. Вселенная, по Циолковскому, бесконечна в пространстве и времени и включает в себя бесконечную иерархию космических структур - от атомов до "эфирных островов" разного уровня сложности. Мысль Циолковского о возможности сосуществования во Вселенной множества космосов намного опередила своё время и теперь она нашла своё развитие в квантовой космологии.

Принципы самоорганизации  и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Ритмические изменения Вселенной в метафизике космической философии очень близки бесконечным циклам эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

  1. эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические структуры разных уровней;
  2. самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;
  3. эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).

Единый природный субстрат А.Л.Чижевского

К.Э.Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л.Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического является основной для Чижевского и определяет направления его научных исследований. Выдвижение смелых гипотез с последующей их эмпирической проверкой становится для Чижевского основным методом научного познания природы. Поражает объём исследований, выполненных Чижевским в 1917-1924гг. В этот период он выполняет работы по экспериментальной биофизике, социологии, эволюционной морфологии, истории науки, литературоведению, многие из которых стали классическими. В своей работе "Основное начало мироздания. Principium Universale Circulationis" (1920-1921гг.) единство природы Чижевский видит в едином природном субстрате - электронном, и в едином правящем миром принципе, который должен обобщить многочисленные частные законы.

Необходимо отметить, что  открытый в конце XIX в. электрон долгое время был единственной известной  элементарной частицей. В начале XX в. механистическая картина мира уступает место электромагнитной. Таким было научное миропонимание у многих учёных в первой четверти XX в., таким оно было и у Чижевского. "Все химические, а также физические явления ныне объясняются исключительно свойствами электронов: свет, теплота, различные состояния материи: газообразное, жидкое, твёрдое, даже электричество и магнетизм - все они суть проявления одной и той же космической энергии - электромагнетизма и его элементарной частички - электрона. И движущиеся вокруг светила планеты, и свет, поглощаемый зелёными растениями, и бурная реакция химических реактивов, и все до единого явления - всё это продукты работы этого маленького электрона". Воззрения Чижевского на единый природный субстрат, во многом провидческие, но и во многом ограниченные рамками физического знания того времени, между тем, помогли ему достичь успехов в исследовании биофизических, биохимических и других процессов, в которых существенную роль играют электромагнитные явления.

Труды Чижевского не пропали  даром, и по сей день мы используем его знания на благо общества.

 

2. Современная цивилизация и русский космизм

Бурное развитие технологии в наши дни привело к закономерным кризисным явлениям, которые трансформировались в конце XX в. в глобальные проблемы, связанные, в том числе, и с  экологией. Культура техногенной цивилизации  всегда включала в себя научную рациональность, которая была направлена на преобразование окружающего мира в соответствии с потребностями человечества. Необходимо указать на совпадение многих представлений  научной картины мира с идеями философии русского космизма. В русском  космизме предпринималась попытка  возродить идею органичной связи  человека и космоса.

В философии космизма очень  отчётливо обозначились два аспекта  взаимосвязи человека и космоса: с одной стороны, человек рассматривался как неотъемлемая часть меняющегося  Космоса, зависящая во всех своих  проявлениях от космического целого. С другой стороны, сам человек  рассматривался в качестве фактора  эволюции, развивая свои способности  таким образом, что, создавая новую  технику и технологию, он начинал  активно воздействовать на окружающий мир. И хотя на рубеже XIX-XX вв. вера в  научно-технический прогресс была достаточно зримой и ещё не проявлялись кризисные  последствия технократического  отношения к миру, космисты предупреждали будущие поколения от возможных негативных последствий безудержной и ничем не ограниченной технологической эксплуатации природы.

 И все же космизм  не получил широкого распространения  и повторил судьбу многих философских  течений, продуктивные идеи которых  значительно опережали свою эпоху.  Тем не менее в современной ситуации перед лицом экологического кризиса, поиск “общего дела” как регуляции отношений человека и остального мира приобретает уже приоритетное значение. Особо стоит подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих основных идей современной научной картины мира. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и космоса. Он в состоянии сыграть позитивную роль в соединении идей западноевропейской культурной традиции и восточных философских систем, где человек изначально рассматривался как неотъемлемая часть Космоса. А также помочь в разработке новой метафизики связанной с новым пониманием отношения человека к окружающему миру.

Заключение

В философии космизма ступень  будущего космического человека есть интегративный результат длительного  сущностного преображения всех уровней  антропоструктуры. Представление о человеке как открытой, многоуровневой системе делает их созвучными современным разработкам энергийной антропологии в философии и методологии синергетики. 
Исследование моделей преображения космистов позволяет сделать вывод об их синтетическом – этическом, космическом, энергетическом – характере. Философская антропология и физика, нравственность и медицина оказываются необходимыми научными направлениями дальнейшей разработки идей космического эволюционизма и преображения человечества.

Убежденность космистов в нравственной и целенаправленной сущности космоса обращает человека к нравственному очищению и развитию сознания, обостряет чувство ответственности и утверждает понимание неотъемлемого главенства законов общекосмической жизни и необходимости согласования с ними творчества человечества. Отличием концепции Е.И.Рерих и Н.К.Рериха является отношение к духовно-нравственному воспитанию, образованию и самообразованию каждой личности как единственным и самым действенным способам эволюции человека. Философы разрабатывают альтернативный техногенному, естественный путь – путь внутреннего развития человека и его вхождения в космическое сообщество, когда человек вмещает в себя весь мир, отражая его законы и направления развития, когда его самодеятельное творчество созвучит с Волей космоса и его разумных существ.

Список литературы:

  1. Холодный Н.Г. Избранные труды, Киев 1982
  2. Флоренский П.А. Макрокосмос и микрокосмос, "Человек и природа", 1989, №9.
  3. Флоренский П.А. Из богословского наследия, "Богословские труды", М., 1977, Вып.17.
  4. Флоренский П.А. Столп и Утверждение Истины, М., Путь, 1914.
  5. Соловьёв В.С. Чтения о Богочеловечестве, Соловьёв В.С. Сочинения: В 2 т., М., Т. 2, 1989.
  6. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела, Т.2, М., 1913.
  7. Циолковский К.Э. Грёзы о земле и небе, Тула, 1986.
  8. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной, М., 1992.

 


Информация о работе Русский космизм