Русский космизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 21:59, реферат

Описание работы

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Ш. Ноосфера: утопия или реальность? 

     В конце XX в. люди Земли заговорили о  выживании. Основоположники учения о ноосфере верили в то, что её становление ведёт к улучшению природной и социальной действительности, к более совершенным формам бытия.

     Ведь  ноосфера является результатом планомерного и сознательного преобразования биосферы в качественно новое  состояние. Это преобразование принималось как несомненное благо, которое принесёт человечеству разрешение всех трудных проблем. В.И.Вернадский связывал его с социализмом, расширив задачу преодоления стихийности природы до общества. К.Э.Циолковским ноосфера рассматривалась как полное устранение зла, как всеобщая гармония.

     Экологическая обстановка современности столь  серьёзна, что требует коренного  пересмотра учения о ноосфере, которое  с самого начала несло в себе элементы утопии. Необходимо отличать утопические  мечты о ноосфере и её теперешнее состояние. Сейчас ноосфера быстро прогрессирует и даже соперничает с биосферой. Что же в действительности происходит в "области планеты, охваченной разумной человеческой деятельностью" (как определяет ноосферу "Философский словарь"). Можно обнаружить, что становление ноосферы и возникновение глобальных проблем человечества - один и тот же процесс.

     Ноосфера  как реальность - это искусственная  среда, которая подавляет окружающую природу. Формирование искусственной  среды дало человечеству практически неограниченные возможности для роста комфорта и безопасности, но привело к загрязнению воздуха и воды, к общей деградации окружающей среды.

     Русский космизм и современные представления  о ноосфере имеют, в сущности, общие  цели, которые подчинены переключению нашего внимания и деятельности с природы на технику, с земли на космос. Природа в качестве биосферы нужна технологии только на начальном этапе. Техника может работать и на безжизненных планетах, что открывает возможность безграничной космической экспансии ноотехносферы. Единственная проблема - человек, которому нужны определённые условия для жизни. Из-за этого все космисты приходят к идее "нового человека", сверхчеловека не способного помешать дальнейшему прогрессу познания и техники. В соответствии с требованиями космической среды человек будет представлять собой подобие совершенного компьютера, не чувствительного к условиям окружающей среды. Но можно ли в таком случае утверждать, что это создание останется человеком? Создание и развитие систем искусственного интеллекта нельзя остановить. Единственное, что нам остаётся - это борьба за сохранение земной среды обитания, необходимой для выживания обычного человека. Допустим возможность существования некоего бестелесного создания. Это не человек и не душа, так как для неё необходимо тело. "Душа" сторонников её бессмертия - бессмертная информация, осознавшая самое себя. Бессмертие - это бесконечность во времени, а понятие индивидуальности предполагает единичное, т.е. конечное.

     О бессмертии можно говорить только применительно к бытию в целом.

     Индивидуальное  не бессмертно, будь то тело, душа или  информационная система. Умирает даже информация, так как при изменении  условий она превращается в дезинформацию  и должна обновляться. У космистов  нет ясности в отношении личного бессмертия. Хотя идеи, мысли большинства умерших остаются в памяти родственников или в книгах, кодируются, вводятся в компьютерные базы данных, доступные всему миру. Мы можем увидеть образы умерших (на экране телевизора), которые говорят, поют, двигаются, но почему-то мы не считаем их живыми. Однако есть люди, уверенные "во всесилии знания, побеждающего смерть и могущего на базе информационных программ биополевых систем возвратить к жизни всех, как говорится, ушедших в небытие, но в новой, более совершенной форме, на небелковой основе".

     Надо  соотносить науку и технику с  целями выживания, беспокоясь об управлении, не столько естественной, сколько  искусственной среды, из-за того, что  её стихийное развитие становится для  человечества неуправляемым и опасным. Можно указать несколько основных способов в борьбе за выживание, которые, на мой взгляд, существуют:

     1) Переход на безотходную технологию  не только в производстве, а  во всех остальных сферах жизни  человека. Необходимо, чтобы вторичное  сырьё (как например, многократно используемая вода в замкнутом промышленном цикле) стало основным, а природное - вспомогательным.

     2) Наложение ограничений на некоторые  виды деятельности. Понятно, что  необходимо ограничение запусков  космических ракет, которые приводят  к невосполнимой потере озонового слоя Земли. Такие ограничения окажут большое влияние на развитие экологически безопасных технологий.

     3) Далеко не всё, то, что с научной и технической точки зрения осуществимо, следует создавать, иначе это приведёт к гибели человечества.

     Я думаю, что надо переходить от пассивной  защиты природы (рационального использования природы) к управлению искусственной средой.

     Нельзя  уповать только на ноосферу, надеясь, что она будет управлять всем и вся, необходимо думать о том, как  ей управлять, без этого наше выживание невозможно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 
 

     П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву  относят к традиции “русского космизма”. Он считал, что существует “идеальное родство” мира и человека, их “пронизанность друг другом”, взаимосвязанность. Подобно древнегреческой философии он соотносит мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде “образом и подобием Вселенной” и несущий в себе всё, что есть в мире.

     По  мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная полнота всего и осуществление добра, истины и красоты, он является как ясное и нормальное. Лишь в этой вечной сфере можно обрести безусловное мерило для признания разумной природы как чего—то условного и преходящего.

     В своём основном философском труде “Философия общего дела” Н.Ф.Фёдоров провозглашает общечеловеческие, общепланетарные задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой (“внесение в неё воли и разума”), которое для Фёдорова является исполнением библейской заповеди об обладании землей; победа над стихийными силами, над голодом, болезнями и смертью; перевод военной мощи в созидательную и мирную. Фёдоров отчётливо понимал то катастрофическое направление, в котором движется развитие нынешней “эксплуатирующей, а не восстанавливающей” природу цивилизации. “Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию”. Бездействие человека содействует приближению Конца, означает измену эволюционному предназначению разума: стать орудием “внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос”.

     Философские и мировоззренческие представления  Н.А.Умова во многом не согласуются  с традицией русского космизма. Космос Н.А.Умова - космос физика, который свободен от антропоморфизма. Он указывает, что, несмотря на прогресс естественных наук, антропоморфную точку зрения находим и у современных мыслителей, отличающуюся от древней тем, что они переносят на природу свойства своей более культурной личности. Это обстоятельство, несомненно, указывает, до какой степени трудно избежать её человеку, стремящемуся определить своё отношение к тому “Всё”, которое подавляет его своим величием и мощью. В общем представлении о космосе у Н.А.Умова не содержится ни малейшего намёка на некие гарантии роста жизни, её безудержной экспансии, и тем более человекоразмерности космоса. Космос абсолютно равнодушен к жизни, к человеку.

     В своей основной работе “Мысли дарвиниста о природе и человеке” (1944г.) Н.Г.Холодный развивает свою философию антропокосмизма и теорию познания, основанную на идеях эволюционизма. В противовес антропоцентризму (ставившему человека в центр всего мироздания) Холодный использует антропокосмизм, который выделяет огромное значение человеческой деятельности в процессах эволюции природы, во взаимоотношениях человека и природы. В своей книге Холодный анализирует взаимоотношения человека и природы, показывает процесс создания человеком своеобразной среды, отличной от естественной, которую он называет антропосферой.

     Заслуга К.Э. Циолковского как философа - космиста состоит в том, что он осуществил переход от объяснения к его преобразованию, что он предложил практические решения  в освещении этой важнейшей для человеческой цивилизации цели. Циолковский своей знаменитой формулой “Человечество не останется на Земле” (1991) преодолел для человека земное тяготение и открыл человеку дорогу во Вселенную, превратил его в “фактор эволюции Космоса”.

     В.И. Вернадский излагает свои идеи космизма в книге “Научная мысль как планетарное явление”(1937-1938). Основная задача исследования - определить место человека «не только на нашей планете, но и в космосе». Вернадский разработал учение о биосфере (“живая сфера”) – совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как еденный организм. Учение Вернадского открывает нам новую страницу в познании человеком самого себя – как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания.

     А.Л. Чижевский основатель космобиологии, подчёркивал космичность человечества и доказал, что развитие биосферы происходит не только под воздействием разумных сил планеты. Нои под влиянием физических факторов космоса. Он установил, что периоды активности солнца сопровождаются массовыми миграциями животных, эпидемиями, взрывами социальной активности. Чижевский многие свои выводы облекал в форму стихов и пейзажей, считая научный язык недостаточно богатым и гибким для их выражения.

     В настоящее время человечество вступило в новый этап своей эволюции – этап практического освоения космического пространства и, следовательно. Становления человечества как субъекта жизнедеятельности. Началась проверка на истинность и реализация плодотворных идей русского космизма.

     Не  менее значительна сегодня другая система проблем. Выдвинутыми русскими космистами. Они  обозначали всё увеличивающийся разрыв между человеком и природой, который может привести к глобальной катастрофе. Проблемы эти, получившие в настоящее время название глобальных, связаны, прежде всего, с экологией, с борьбой миллионов людей планеты независимо от национальных, идеологических  и религиозных разногласий за сохранение жизни на Земле. И здесь обнаруживается прозорливая мудрость русских мыслителей - космистов с их идеями всечеловеческих ценностей, ноосферного мышления, космической эволюции человека в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Использованная  литература 
 
 

  1. Емельянов Б.В., Любутин С.Н., Русаков В.М., Саранчин Ю.К. – История русской Философии – М., 2008.
  2. Семенова С.Г. – Творчество жизни – М., 1990.
  3. Семенова С.Г., Грачева А.Г. - Русский космизм – М., 1993.
  4. Королев М.А. – История Русской Философии – М., 1994.
  5. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. – Русская Философия история – М., 2000.
  6. Маслина М.А. – Русский Философский словарь – М., 1995.
  7. Флоренский П.А. – Макрокосмос и микрокосмос, человек и природа – М.. 1989.
  8. Шипунов Ф.Я. – Биосферная этика, экологическая альтернатива – М., 1990.
  9. Ягодинский  В.Н. – Александр Леонидович Чижевский – М., 1987.
  10. Гиренок  Ф.И. –Русские космисты – М., 1990.

Информация о работе Русский космизм