Русская философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание работы

Русская философия является важнейшей составной частью мировой философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.

Содержание

1. Основные этапы формирования русской философии.


2. Проблемы исторической судьбы России в философии западников и славянофилов.


3. Философия всеединства и русский космизм.

Работа содержит 1 файл

Русская философия.docx

— 43.32 Кб (Скачать)

 

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

Кафедра философии и права

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине «Философия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:     студент заочного факультета

специальности ХТОМ

2 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

 

Тема : «Русская философия»

 

 

План:

 

 

1. Основные этапы формирования русской философии.

 

 

2. Проблемы исторической  судьбы России в философии  западников и славянофилов.

 

 

3. Философия всеединства  и русский космизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные этапы  формирования русской философии.

 

Русская философия является важнейшей составной частью мировой  философской мысли. Имея почти тысячелетнюю историю, она складывалась постепенно и оформилась лишь в XVIII в. До этого философские идеи и положения не были институционально оформлены и входили в качестве специфических компонентов в другие формы общественного сознания. Сегодня русская философия представляет собой многообразие течений, школ, учений, для которых характерен повышенный интерес к теме духовности как важнейшей характеристике бытия человека и общества.

Своими корнями русская  философия уходит во времена Киевской Руси и Московского царства. На ее становление значительное влияние  оказали не только византийское православие, но и языческие традиции славян, представляющие собой довольно богатый  культурный пласт. Вместе с христианством  Русь получила от Византии и православную философию, постепенно выделяя ее в самостоятельную область знаний. Правда, православная философская традиция смогла укорениться в нашей стране, лишь приобретая национальный характер и усваивая культурные традиции русского народа. В ходе развития философии в ней отразился сложный и противоречивый характер отечественной истории, особенности культуры и национального самосознания россиян.

Среди первых мыслителей, которые  начали разрабатывать философско-религиозные  проблемы, можно назвать митрополита  Иллариона (XI в.). В трактате «Слово о законе и благодати» он рассматривал вопросы истории человечества и закономерностей его изменения, считая причиной этих процессов смену форм религии. Противопоставляя Ветхий завет (иудаизм) и Новый завет (христианство), автор выводит два различных принципа общественного устройства: «закон» и «благодать». На первом основывается подчинение народов друг другу, на втором - их полное равноправие. Киевская Русь, по его мнению, основывается на принципе «благодати». Это положение служит ему для теоретического обоснования государственной самостоятельности и международного значения русской жизни. Илларион полагал, что христианизация Руси является завершающим этапом распространения этой веры и рассеивания «тьмы бесослужения» с помощью «слова ангельского» и крещение открыло людям путь к жизни вечно, к истине и благодати.

Теме природы человека посвящена «Молитва» Иллариона, где подчеркивается ее греховность  и нестойкость. Эти качества устремляют человека к «земному» и порабощают его «заботами житейскими». Именно поэтому для спасения человека требуется его обращение к богу, который воплощает в себе совершенное, великое и благое.

Значительно фигурой того времени был епископ Кирилл Туровский (ок.1130-1182). Он стремился обосновать земной смысл нравственности, которая заставляет людей достойно жить в мире. Отречение от него рассматривается как аморальное явление. Туровский первым на Руси предложил учение о естественном происхождении разума. Он считал, что если тело первично по отношению к душе, то, значит, в таком порядке они и сотворены. Вслед за порядком творения должно идти и познание: сначала познание природы, а затем познание бога. Человек имеет собственный разум, который в состоянии постичь и «стройный разум» - целостное знание о мире и Боге.

В XIV-XV вв. в недрах самого православия возникали различные  еретические учения. Среди них  наиболее значимым было то, которое  зафиксировано в оригинальном источнике  древности, в «Молении Даниила Заточника». В этом произведении воспеваются  разум и мудрость как высшие человеческие добродетели, ученость и справедливость противопоставляются богатству, внешнему блеску боярства и лицемерию духовенства. Для автора «един смыслен» ценнее государству, чем десять «властелин без ума». Являясь человеком религиозным, Даниил Заточник в то же время высказывает некоторые антиклерикальные идеи, нападая на духовенство. О монахах и попах он писал, что «ангельский имея на себе образ, а блудный нрав; святительский имея на себе сан, а обычаем похабен». В этой работе отстаивается сильная политическая власть и высказывается тревога о судьбах родины перед лицом надвигающейся внешней опасности.

Для русской культуры начала XVI в. была характерна дискуссия по проблемам  богословия. Особое влияние на нее  имел исихазм - учение основанное византийским богословом и философом Григорием Паламой. Представлению о непостижимости божественной сущности исихасты противопоставляли утверждение о том, что бог является человеку через энергию сущностей. Исихазм прочно вошел в русскую религиозно-философскую традицию. Под его влиянием в высших кругах православной церкви образовались два направления - иосифляне и нестяжатели.

Если иосифляне считали, что книги Священного писания  являются мерилом истины и единственным средством обоснования любых  теоретических положений, то нестяжатели, напротив, считали недостаточными слепую веру и связанную с ней строжайшую обрядность для достижения истины и духовного совершенствования. К нестяжателям относился Нил Сорский (1433-1508), написавший «Большой Устав». В нем подробно рассматриваются человеческие страсти: добродетели (пост, целомудрие, нестяжание, милосердие, вера) и пороки (блуд, чревоугодие, грехи).

Идеи нестяжателей разделял также Максим Грек, написавший такие произведения как «Повесть об Оригене», «Платон-философ», «Беседа души и ума». Здесь он обращается к проблемам познания, проблемам человека и его духовного совершенства, рассматривает диалектику добра и зла. Особое значение Максим Грек придавал роли философии в духовном постижении ума и души. Для него философия - это «вещь весьма почитаемая и наибожественная».

В XVII в. исследователи обращались к анализу исторических событий  недавнего прошлого, пытаясь философски осмыслить проблему человека и его  предназначения, проблемы власти и  исторических судеб России. Определенную роль в развитии философской мысли  сыграла апокрифическая литература, в которой наряду с мистикой и  астрологией содержались сведения по метеорологии, экономике и т.д. Многочисленные «сборники», распространявшиеся среди населения, заключали в  себе отрывки из философских построений отцов церкви, а также античных философов. Однако отрывчатые следы  пробуждения философских интересов  укладывались в рамки религиозного мировоззрения.

Центрами философского образования  в это время были Киево-Могилянская и Московская славяно-греко-латинская духовные академии. Из их стен вышли многие видные деятели русского просвещения, а религиозная философия находила известный отклик в образованной среде русского общества.

Таким образом, первые шаги русской философии не отмечены крупными достижениями, но влияние ее на развитие духовной культуры было значительным. Философия понималась в средневековой  Руси не только как отвлеченное теоретизирование, но и как практическая мораль. Русская  мысль не сводится к языковым (вербальным) формам выражения, но запечатлена и  в памятниках неязыкового характера: в произведениях живописи, пластики, архитектуры и др. Так, рублевская «Троица» является не только памятником живописи, но и философско-мировоззренческим источником, своеобразной «философией в красках» (Е. Трубецкой).

Значение первого этапа  в истории русской философии  весьма велико. Прежде всего, в его рамках создавались определенные идеи и формировался категориальный аппарат. Здесь сформировались три основных потока отечественной философской мысли: религиозный, нравственный и историософский.

Русская философия является важным компонентом мировой философии. Наряду с общими, она имеет также специфические черты, вытекающие из своеобразия развития русской культуры. Прежде всего, следует отметить, что в отличие от философии западноевропейских стран она не могла опереться на культурное наследие античного мира. Как писал Г. Флоровский «научная, философская, литературная традиция Греции отсутствует» в древнерусском культурном запасе. Не успев сложиться на базе язычества, философия сразу же оказалась в плену богословия, пришедшего из Византии вместе с православным христианством.

Другой особенностью русской  философии является то, что она  развивалась долгое время в рамках религиозной формы общественного  сознания, исключавшей существование  нерелигиозных воззрений. Именно православное направление было всегда ведущим, определяющим в деле формирования оригинальных подходов и решений вопросов бытия и  познания. Тесная связь философии  с православием проявилась в том, что ряд видных русских мыслителей посвятил свое творчество разработке всеобъемлющего христианского мировоззрения  в его православном варианте.

В-третьих, русская философия  всегда была тесно связана с жизнью, имела социальную направленность и  определенную историософичность. Ее представителям был исконно присущ интерес к реальным экономическим, политическим и нравственным проблемам. Они много внимания уделяли вопросам развития истории, ее смысла, размышляли о судьбе России в контексте решения проблемы соотношения Востока и Запада, которая явилась фоном многих историософских исследований.

В-четвертых, в отличие  от представителей немецкой классической философии русские мыслители  осознавали недостаточность слишком  отвлеченного мышления и рассматривали  философию как средство решения  коренных проблем человеческого  бытия. В центр своих размышлений  они ставили индивидуальную и  общественную жизнь человека. Именно поэтому в качестве важной особенности  этой философии можно назвать  антропоцентричность, пристальное внимание к проблемам человека.

В-пятых, для русской философии  характерна идея соборности. Соборность в рамках православия означала сочетание  единства и свободы многих лиц  на основе их общей любви к богу и всем абсолютным ценностям. При  этом принцип софийности имеет значение не только для церковной жизни, но и для решения многих социальных вопросов в духе синтеза индивидуализма и коллективизма, для рассмотрения проблем светской духовной и материальной жизни.

В-шестых, к основным чертам русской философии относятся  также ее несистематичность, некоторая  недооценка рационалистических конструкций. Это сказалось на отсутствии в  ней глобальных логически завершенных  философских систем, что было характерно для западноевропейской философии.

Пройдя длительный путь своего развития, русская философия выступала  в различных формах на разных этапах своего развития. Можно выделить следующие  основные этапы ее развития:

1) становление философии  (X-XVII вв);

2) обособление философии  от религии и формирование  ее в качестве самостоятельного  социального института (XVIII- сер. XIX вв.);

3) начало создания оригинальных  философских учений (сер. XIX-начало XX вв.);

4) советский период (1917-1991 г.);

5) возрождение русской  национальной философии (с 1991 г.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы исторической  судьбы России в философии  западников и славянофилов.

 

В 20-40-е гг. ХІХ века возникли славянофильские и западнические доктрины. Хотя процесс поляризации славянофилов и западников растянулся на десятилетия, медленные, но неуклонные расхождения между двумя лагерями оформлялись на единой основе, состоящей в поиске путей исторического развития России. Оба направления осознавали своё единство, т.к. критически оценивали крепостническую Россию и дистанцировались от власти. Расходились западники и славянофилы в понимании исторического процесса, его закономорностей и движущих сил, смыслов и целей исторического бытия, конкретных путей развития конкретного народа. Расходились они и в филосовских основах своего мировозрения, ибо славянофилы твёрдо стояли на почве религиозной философии, а западники разделяли основополагающие идеи западноевропейской рационалистической традиции. Вместе с тем, славянофилы были блестящими знатоками европейской философии, испытывали плодотворное воздействие идей немецких философов, а западники приходили к пониманию исторической уникальности России. Западничество было в идейном отношении неоднородным. Его сторонников объединяло, во первых, осуждение самодержавно-крепостнического строя России; во-вторых, борьба против теории официальной народности и её формулы ” самодержавие–православие–народность”; в третьих, стремлении к европеизации всех сторон русской жизни. Вместе с тем, западники 30-40-х гг. значительно отличались по своей идейной ориентации, поскольку выражали интерессы различных классов русского общества.

Славянофилы по своим филосовским  взглядам были сторонниками христианской философии, они стремились обосновать новые начала фолософии, примат веры над разумом.

Славянофилы обратили взор нации на самобытные русские начала, главные из которых сельская община, православная вера, духовное братство народа и жизнелюбивый русский дух.

Первоначальная мировозренческая модель славянофильства ярче всего  была сформулирована А.С. Хомяковым  и И.Е. Кириевским. Пожалуй, первой цельной  западнической концепцией была философия  истории П.Я. Чаадаева, хотя фактически в полемике вокруг его идей формировались  взгляды “типичных” западников (В.Г. Белинского, А.И. Герцена, В.П. Боткина). Главная цель философских изысканий  А.С. Хомякова – история человечества и историческая судьба России. Он предлагает своё понимание сути и движущих сил истории, представляя историю человечества как борьбу двух противоположных начал, не имеющих этнических и географических характеристик. В результате распада единства людей возникли два ведущих культурно-религиозных образования – иранское и кушитское. Хомяков считает, что Европа развивается по кушитскому типу (это тип огрессивный, устремлённый к материальным благам, строящий свою жизнь на насилии и завоевании), а Россия по иранскому ( символизирует устремлённость народов к свободе, духовному богатству, миру с соседями).

Информация о работе Русская философия