Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 04:26, реферат
Когда речь идет о русской философии, встает вопрос, неизбежный при любом историко-философском исследовании: является ли русская философия безусловно оригинальной и в чем это проявляется, или же она является лишь талантливой популяризацией, просветительством, "выпавшим" из академической западной традиции и познакомившим мировую общественность с содержанием периферийного мышления по вопросам русской самобытности, облеченного в нестрогие формы полемики и культурно-философской эссеистики.
Введение 3
Становление, особенности и этапы развития русской философии 5
Философия русского Просвещения XVIII в. 10
Славянофилы и западники 13
Русская философия второй половины XIX - начала XX вв. 17
Философия русского космизма 24
Заключение 28
Список используемой литературы 31
В основе
славянофильского учения лежала идея
о мессианской роли русского народа,
о его религиозной и культурной
самобытности и даже исключительности.
Народ славянофилы рассматривал как некий
постоянный набор идеальных качеств, т.е.
выделяли в нем некую неизменную «духовную
сущность», субстанцией которой выступают
православие и общинность. По их мнению,
Россия, опираясь на православную духовную
основу, идет своим особым путем, который
должен привести ее к мировому лидерству.
Они считали, что по мере распространения
общинного принципа в российском обществе
будет все более укрепляться «дух соборности».
Для них характерна идеализация православия,
которому присущи безмятежность, внутренняя
цельность духа. Так, Хомяков верил в историческую
миссию России стать центром мировой цивилизации
благодаря православию.
Западничество
как идейное течение восходит
к «Философическим письмам» П.Я.
Чаадаева (1794-1856), философские воззрения
которого носили ярко выраженный религиозный
характер. Его историософия основывалась
на положении об истории как созидании
в мире царства Божия. В связи с этим считалось,
что течение исторических событий и ум
отдельного человека управляются Провидением.
Россию Чаадаев характеризовал как страну,
где отсутствуют традиции, которая не
внесла никакой лепты в развитие других
народов.
Вместе
с тем эти пессимистические рассуждения
приводят мыслителя к парадоксальному
выводу: именно в силу своей отсталости
Россия может избежать ошибок и заблуждений
Европы и дать разрешение всем вопросам,
возбуждающим споры. Она призвана завершить
большую часть идей, возникших в старых
обществах и ответить на вопросы, которые
занимают человечество. По мнению Чаадаева,
Россия, освоив все ценное, что есть в Европе,
может стать центром религиозного синтеза
и интеллектуальной жизни.
К западничеству
примыкали те мыслители и политические
деятели, которые считали западно-
Западники
не видели в стране таких социальных
институтов, которые могли быть как-то
использованы при движении вперед. Православие
воспринималось ими негативно, самодержавие
отрицалось, а община рассматривалась
как запоздалое историческое явление,
препятствовавшее индивидуальному творчеству
и проявлению инициативы.
В целом
западничество характеризуется европейской
ориентацией мысли, интересом к западно-европейской
культуре, борьбой за исправление исторического
развития России и перевода ее на путь
европейской цивилизации. По своей социальной
ориентации западники различались следующим
образом: одни представляли революционно-демократическое
крыло, другие принадлежали к либеральному
направлению. Однако все они выступали
против официальной народности и славянофильского
учения.
Дискуссия
между славянофильством и западничеством
велась в общем плане, ее участники придерживались
скорее философии, чем конкретной социологии
и политики. Славянофилы тесно взаимодействовали
между собой и их трудно представить в
отрыве друг от друга. Герцен сравнивал
их с Янусом и двуглавым орлом, у которых
билось одно сердце. Оба направления прекратили
свое существование, так и оставшись каждое
при своих представлениях.
Во второй
половине XIX-начале XX вв. значительное
развитие получила русская философия
права (Б.Н. Чичерин, С.А. Муромцев, П.И. Новгородцев).
Видным представителем философии права
был Б.Н. Чичерин , который в своих произведениях
«Философия права» и «История политический
учений» разрабатывал теорию общественно-политической
и правовой жизни. По его мнению, философские
основания права должны служить руководящими
началами практики.
Чичерин
внес существенный вклад в обновление
и развитие философско-правовых исследований
в России. Это стало возможным
благодаря его критике юридико-
В середине
XIX в. в России сформировалось и получило
развитие материалистическое течение
в философии, представленное А.И. Герценом
(1813-1870), Н.П. Огаревым (1813-1877), В.Г. Белинским
(1811-1848), Н.Г. Чернышевским (1828-1889), Н.А. Добролюбовым
(1836-1861), Д.И Писаревым (1840-1868), М.А. Антоновичем
(1835-1918) и др. В социально-политическом
плане эти мыслители принадлежали к революционным
демократам, боровшимся против крепостничества
и самодержавного абсолютизма.
Герцен,
первоначально бывший западником, постепенно
склонялся к славянофильству. Он
один из первых в истории русской
философии предпринял попытку критически
переработать диалектику Гегеля, освободить
ее от идеализма и соединить с материализмом.
(Работы «Дилетантизм в науке» и «Письма
об изучении природы»). Природа, по его
мнению, существует объективно, независимо
от сознания человека и его мышления. Человек
- часть и венец природы и подчиняется
ее законам. Однако он является также «вершиной
исторического мира». Ценность любой личности
заключается в разумном и нравственно-свободном
деянии.
Русский
мыслитель стремился сделать
материализм «философски
Разрабатывая
концепцию философии истории, Герцен
писал, что решающая роль в истории
принадлежит народу, жизнедеятельность
которого так же независима от нашей
воли, как и развитие в природе.
История представляет собой объективный
процесс, направляемый стремлением людей
к самопознанию и сознательной деятельности
во имя свободы.
Большое
значение в русской истории Герцен
придавал общине, считая, что она
спасла русский народ от монгольского
варварства и от императорской цивилизации.
Критикуя западноевропейский путь буржуазного
развития, он отмечал, что община с ее коллективной
собственностью на землю может стать основной
ячейкой будущего социалистического общества
в России.
Другим
крупным представителем материалистической
философии в России был Н.Г. Чернышевский.
Он шел по пути соединения философского
материализма и диалектического метода,
используя, главным образом, учения Герцена
и Фейербаха. К его основным философским
произведениям относятся «Антропологический
принцип в философии» и «Эстетическое
отношение искусства к действительности».
Общественная
жизнь объяснялась Чернышевским
свойствами и потребностями человека
как преимущественно
Чернышевский
писал, что мир един и по своей природе
материален. Значительное внимание он
уделял проблемам познаваемости мира,
признавая, что человеческое сознание
объективно отражает мир. Наряду с этим
мыслитель критиковал агностицизм и субъективный
идеализм, уделяя большое внимание практике
в познании. К процессу познания он подходил
с позиции не только материализма, но и
диалектики, выдвигая такие ее принципы
как конкретность и всесторонность.
Человек,
по Чернышевскому, есть высшее проявление
природы, в нем нет никакого дуализма.
Индивид понимался как первичная реальность,
а общество как множество отдельных людей,
взаимосвязанных друг с другом. Законы
функционирования общества объявлялись
производными от законов частной жизни
людей.
Философии
истории Чернышевского присущ оптимизм.
Прогресс истории связывался им с прогрессом
научного знания. Несмотря на зигзаги
и попятные движения человечество движется
вперед по пути социального и нравственного
прогресса. Правда, в отличие от Гегеля
он считал, что прогресс может осуществляться
двумя путями:
1) в
интересах меньшинства, когда
народ испытывает страдания и
2) в
интересах большинства, что
В этике
Чернышевский придерживался принципа
«разумного эгоизма», согласно которому
поступки человека должны быть в согласии
с его внутренними побуждениями и склонностями.
При решении эстетических проблем он выступал
против теории «чистого искусства», разрабатывая
эстетику с материалистических позиций.
Оригинальным
направлением в русской философии
была философия всеединства, представленная
В.С. Соловьевым (1853-1900), С.Н. Трубецким (1862-1905),
Е.Н. Трубецким (1863-1920), С.Н. Булгаковым (1871-1944),
П.А. Флоренским (1882-1933), Л.П. Карсавиным
(1882-1952). Духовным источником творчества
этих мыслителей были православное миропонимание
и основные положения богословия. Идеалом
философии всеединства являлась ценность
как полное состояние мира и человека.
Задачей философии стало понимание смысла
всех предметом и явлений, коренящегося
в боге, внутренне соотнесенного с ним.
Одним
из самых крупных представителей
русского религиозно-философского ренессанса
был В.С. Соловьев. Исходные принципы
своей философской системы он
изложил в таких произведениях,
как «Кризис западной философии»,
«Философия цельного знания», «Критика
отвлеченных начал». Соловьев утверждал,
что философия может и должна существовать
для того, чтобы «обратить все свои средства
на достижение общей духовной цели познания,
определяемой теологией». Он является
создателем метафизической системы «цельного
знания», объявив высшей задачей развития
человечества синтез науки, философии
и религии. Владимир Соловьев впервые
в России создал крупную и самостоятельную
философскую систему, основанную на идеях
христианства и немецкого диалектического
идеализма.
Основное
место в философии Соловьева занимает
идея всеединства, которая реализуется
в его онтологии, гносеологии, антропологии,
историософии. Он пытался создать картину
мироздания, основанную на идее бога как
абсолютного сверхприродного идеального
начала. Жизнь он рассматривал как единый
универсальный организм, в котором объединены
бог и человечество, человечество и космос,
истина, добро и красота.
Наиболее
полно идея всеединства обосновывается
в онтологии, учении о бытии. Источником
бытия природы и общества, материального
и духовного признается Абсолют, или всеобщее
первоначально мира. Первенство бытия,
по мнению мыслителя, принадлежит не частям,
а абсолютно целому, т.е. богу. Идеальным
первообразом многообразия и полноты
мироздания является София. Она содержит
в себе замысел, задачи и метод осуществления
любого деяния. Мир конкретных вещей является
результатом материализации идеального.
Соловьев
лишает философию самостоятельности
и права на истинное знание, предметом
же истинного знания объявляется
бог, постигаемый с помощью мистического
видения. Философское и естественнонаучное
знание в конечном счете определяются,
по его мнению, религиозным восприятием.
Существо истины постигается в «цельном
знании», в основе которого лежит всесторонний
синтез религии, философии и науки.
Гносеологический
аспект всеединства нашел выражение
в концепции «цельного знания».
Соловьев полагал, что начала мироздания
могут быть описаны в философии
и науке. Наряду с логической мыслью
он признает интуицию и нравственный
элемент познания. «Цельное знание»
предстает как интуитивное образно-символическое
постижение мира, основанное на нравственных
усилиях личности.
Общественная
история трактуется Соловьевым как
история отношений бога и человечества.
Их соединение есть завершение эволюции
человечества, превращение его в богочеловечество.
Смысл истории он видит в том, чтобы вывести
одухотворенное человечество к богу, преодолевая
1) искушение плоти, 2) искушение духа и
3) искушение власти. Лишь благодаря божественному
откровению человечество способно преодолевать
это вселенское зло.
Философия
русского зарубежья
Возникновение
русской эмиграции стало
Многие
русские философы-изгнанники создали
труды, обогатившие мировую философскую
мысль и принесшие им широкую известность.
К ним относятся исследования, затрагивающие
проблемы интуитивизма, персонализма
и экзистенциализма. Однако творчество
русских философов в эмиграции объединяло
и нечто общее - это обсуждение уроков
русской революции и осмысление путей
исторического развития России, поиск
путей ее духовного возрождения и государственного
обновления.