Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:06, доклад
Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX - начале XX в., когда появляются оригинальные философские системы.
Одна из первых и наиболее значительных систем представлена философией В.С. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Основные работы - «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра». Он впервые в русской философской традиции создал самостоятельную теософскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Его непосредственные предшественники в отечественной философии - славянофилы.
Своего наивысшего развития русская философская мысль достигает во второй половине XIX - начале XX в., когда появляются оригинальные философские системы.
Одна из первых и наиболее значительных систем представлена философией В.С. Соловьева.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - крупнейший русский философ, систематизировавший в своем учении результаты предшествующего развития отечественной философии. Основные работы - «Критика отвлеченных начал», «Чтения о богочеловечестве», «Оправдание добра». Он впервые в русской философской традиции создал самостоятельную теософскую систему, основанную на идеях христианства и немецкого диалектического идеализма. Его непосредственные предшественники в отечественной философии - славянофилы.
В творческой деятельности Соловьева важное место занимает проект воссоединения церквей, попытка его осуществления. Философ видит в мире противостояние двух соблазнов: соблазн Запада - «безбожный человек», соблазн Востока"- «бесчеловечное божество». Призвание России - это «призвание религиозное в высшем смысле этого слова». Оно состоит в объединении церквей. Соловьев предлагает проект всемирной теократии в которой главенствующую роль играла бы католическая церковь (теократия -политическая система, основанная на правящей роли церкви). Проявляя симпатии к католицизму, Соловьев призывал к национальному самоотречению во имя общечеловеческой задачи, занимая, таким образом, особое место в историческом споре славянофилов и западников. В последние годы жизни он разочаровался в своей теократической утопии, им овладевают мысли о конце истории. Соловьев возрождает философию всеединства, которая уходит своими корнями в философию досократиков, в древнегреческие культы. Это особый вид религиозной философии, в центре которой учение об Абсолюте как "всеединстве". Абсолют, в отличие от христианского Бога-Творца, является основой становления мира, связан с миром. Он порождает "другое" - мир, чтобы проявить себя в нем. Но мир - это несовершенное бытие. Природе присуща рознь, стремление к самоутверждению отдельного бытия. В то же время природа не отличается принципиально от Бога, это только иная комбинация элементов, менее совершенная. Реальный мир возникает в результате утраты каждым отдельным существом непосредственной связи с Богом. Изначальное единство нарушается. Оно проявляется только через человечество, в котором сохраняется "вечная душа мира". Человечество, таким образом, это богочеловечество. Учение о богочеловечестве, об особой роли человека важная составная часть философии "всеединства". В философии Соловьева важную роль играет понятие "душа мира",, берущее начало в философии Платона и неоплатонизме. Мир, отпав от Бога, распался на множество враждующих элементов. Ею спасает от разрушения "мировая душа". Эта "душа", в силу "своей связи с Богом, стремится восстановить утраченное единство. Вся эволюция мира - это стремление "души" преодолеть хаос и воссоединить мир, несовершенный и совершенный. Философ в ряде работ отождествляет "мировую душу" и "Софию*, которая у него то "небесное существо", то "душа мира". Торжество Софии (Божественной премудрости) означает восстановление всеединства. Но понимание Софии у Соловьева мистично. Вместе с тем его учение о Софии открывает традицию софиологии в русской религиозной философий.
Подчеркивая всемирную миссию человека, Соловьев, однако растворяет личность во всеобщности человечества. Первичная реальность есть человечество, а не отдельное лицо; человечество есть существо, становящееся абсолютным через всеобщий прогресс. Его интересует тема "человечества в целом", называемом "всеединой личностью". В человечестве как целом - "душа мира'", оно софийно, а потому выступает как посредник между абсолютным бытием Бога и абсолютным бытием космоса. Усилием человечества (через одухотворение человека, развитие сознания, усвоение божественного начала) восстанавливается утраченное всеединство. В этом, по Соловьеву, смысл исторического процесса.
Восстановление
всеединства - это торжество добра.
Соловьев верит в положительную силу добра.
Зло - лишь недостаток добра. В конце жизни
мыслитель приходит к мысли о более глубоких
основаниях зла в мире. Он также подчеркивает
важную роль красоты в процессе восстановления
всеединства. Искусство должно продолжать
художественное дело, начатое природой.
Философ утверждает положительный идеал
единства истины, добра и красоты. Идея
"всеединства" имеет свой гносеологический
аспект. Соловьев развивает предложенную
славянофилами концепцию "цельного
знания", предполагающую единство
знания и веры. Вера "соединяет нас внутренне
с предметом познания, проникает в него".
Она делает возможным и рациональное,
и опытное познание. Соловьев подчеркивает
значение интеллектуальной интуиции как
первичной формы цельного знания. "Всеединство"
непостижимо только средствами научного
познания. Философия - это целостное размышление
о мире, соединяющее теоретическое познание
и практику нравственной жизни. Основу
"истинной философии" Соловьев видит
в мистицизме. Учение о познании В.Соловьева
предполагает интеграцию различных видов
познания в единое целое.
Идея всеединства в учениях
П.
Флоренского, С. Булгакова,
Л. Карсавина
Философия В.Соловьева, его творчество как поэта-символиста способствовали возрождению интереса к религиозно-философской мысли в России. Учение русского мыслителя начинает традицию философии всеединства в России, среди представителей которой Сергей и Евгений Трубецкие, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский. Для отечественной философии всеединства характерны: сближение Бога и Мира и тяготение к пантеизму, стремление соединить религию, науку и мораль в учении о Софии (софиология).
Одним из интереснейших отечественных философов, следовавших традиции всеединства, был П.А.Флоренский (1882-1937). Он не повторял Соловьева и по многим вопросам расходился с ним. Он развивает учение о Софии на материале православной церковности. София у него - "идеальная личность мира ", "корень земного мира, связь Бога и мира ". Его учение повлияло на софиологию С. Булгакова. В работе "Столп и утверждение истины" П. Флоренский описал свой опыт духовного поиска и обретения истинного знания. Истина постигается "подвигом веры", в рассудочной форме она проявляется в форме антиномии: истина и есть антиномия. Таким образом, подчеркивается "двуединость" истины. Мыслитель стремился соединить научные и религиозные представления. Считая основным законом мира второй закон термодинамики - "закон энтропии", Флоренстский понимал его как закон Хаоса, которому противостоит Логос. Культура - средство борьбы с энтропией ("с мировым уравниванием"). Важное место в его творчестве занимают проблемы имени и символа. Работы в области математики, семиотики показывают, что в его творчестве сосуществовали рациональное познание и мистический опыт.
Традицию философии всеединства в XX веке продолжает С.Н. Булгаков (1871-1944). На рубеже веков он переходит от марксизма к идеалистической философии, разрабатывает концепцию "христианского социализма". В 1918 году становится священником и в эмиграции занимается богословскими проблемами. Вклад Булгакова в философию всеединства связан в основном с учением о Софии как "принципе мировоззрения и совокупности творческих энергий в Единстве". София -"живая связь между миром и Богом". При этом он отмечает двойственность Софии, различая божественную и земную Софию. Ввиду этой двойственности противоречив и мир. Зло в нем от бунтующего хаотического ничто. История может быть представлена как развитие софийного начала, как преодоление зла, но оно может быть уничтожено вместе с низшей частью мира, а это угрожает закончиться всемирно-исторической катастрофой.
Философия всеединства
- главное, если не единственное из возникших
в России оригинальных философских течений.
К нему принадлежали наиболее крупные
из русских философов. Замыкающим в их
славном ряду суждено было оказаться
Л. П. Карсавину (1882-1952). Его философия
предстает не просто очередной системой
всеединства. Он превращает ее в философию
личности. Назначение человека, считает
Карсавин, в устремлении к Богу и соединению
с ним, приобщение к полноте Божественного
бытия, а это значит - в становлении истинной
личности, «лицетворении».