Роль науки в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:33, доклад

Описание работы

Соотнося науку с жизнедеятельностью человека, возникают вопросы: что такое наука? Каковы движущие силы возникновения и развития науки? Существуют ли границы научного познания и познания вообще? Каково место основанной на науке рациональности в системе других способов отношения к миру? Как наука сопряжена с разнообразием форм и видов жизнедеятельности человека? Какова роль науки в жизни общества?

Содержание

Введение 3



1. Развитие науки 4



2. Структура и функции науки 7



2.1. Фундаментальное и прикладное в науке 8



2.2. Функции науки 13



3. Влияние науки на материальную сторону жизни общества 16



3.1. Наука и технология 18



4. Влияние науки на духовную сферу жизни общества 20



4.1. Наука - школа интернационализма 25



4.2. Наука и целостное развитие человека 27



Заключение 29

Работа содержит 1 файл

Доклад Роль науки в жизни общества.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

 

   Движущей силой развития прикладных наук являются не только утилитарные проблемы развития производства, но и духовные запросы человека. Прикладные и  фундаментальные науки оказывают положительное взаимное влияние. Об этом  свидетельствует  история познания, история разработки фундаментальных наук. Так, развитие таких прикладных наук, как механика непрерывных сред и механика систем многих частиц, привели соответственно к разработке фундаментальных направлений исследования — электродинамики Максвелла и статистической физики, а разработка электродинамики движущихся сред — к созданию (специальной) теории относительности.

 

      Фундаментальные и прикладные исследования играют различные роли в обществе и по отношению к самой науке. Нау­ка развивается широким фронтом, имеет сложную структуру, которую во многом можно уподобить структуре высокоорга­низованных систем, прежде всего живых систем. В живых системах есть подсистемы и протекающие в них процессы, кото­рые направлены на    поддержание самих систем именно в живом, деятельном, активном состоянии, но есть подсистемы и процессы, направленные на взаимодействие с окружающей  средой, на осуществление метаболизма со средой. Анало­гичным образом и в науке можно выделить подсистемы и процессы, ориентированные, прежде всего на поддержание нау­ки в  активном и деятельном состоянии, а есть подсистемы и процессы, ориентированные на внешние проявления науки, ее включенность в иные виды деятельности. Разработка фундаментальной науки направлена, прежде всего, на внутрен­ние потребности и интересы науки, на поддержание функционирования науки как единого целого, и достигается это пу­тем разработки обобщенных идей и методов познания, характеризующих глубинные основания бытия. Соответственно это­му говорят о “чистой” науке, теоретической науке, о познании ради познания. Прикладные науки направлены вовне, на ас­симиляцию с иными,  практическими  видами  деятельности  человека, и особо на ассимиляцию с производством. Отсюда и говорят о практической науке, направленной на изменение мира.

 

      Фундаментальные исследования можно  разбить на две большие группы. Одна из них направлена на увеличение объе­ма наших знаний, призвана удовлетворять потребность человечества в целом и, прежде всего конкретного человека - ис­следователя - во все более глубоком познании объективного мира. Другая группа исследований имеет своей целью полу­чение фундаментальных знаний, необходимых для ответа на вопрос о том, как достичь  того или иного конкретного прак­тического результата. Как правило, на каком-то определенном этапе развития науки предметное содержание той или дру­гой группы фундаментальных  исследований  различно,  но методологически  они близки друг другу, и между ними нель­зя провести резкую границу.

 

Новейшая история науки говорит о взаимодействии, переплетении, взаимопревращении этих двух групп фундаментальных исследований. Однако так было далеко не всегда. И прежне всего, потому что отнюдь не сразу на поверхность воспри­ятия общественности выплыла прикладная значимость фундаментального исследования. В течение веков фундаменталь­ные исследования, т. е. исследования, никак не связанные со злобой дня, шли отдельно от прикладных, никаких практиче­ских задач не решали. Величайшие достижения Нового времени никак не связаны с практикой в точном смысле этого сло­ва. Скорее наоборот, наука шла позади, объясняя, а, не предсказывая, не предвидя нового и не толкая к изобретению, созданию нового.

 

     Фундаментальные исследования - это такие исследования, которые открывают новые явления и закономерности, это исследования того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Но при проведении фундаментальных исследований можно ставить и чисто научную задачу, и конкретную практическую проблему. Не следует думать, что если ставится чисто научная задача, то такое исследование не может дать практического выхода. В равной мере не следует думать, что если ставится фундаментальное исследование, направленное на решение практически важной задачи, то такое исследование не может иметь общенаучной значимости.

 

      Постепенное нарастание объема фундаментального знания о природе вещей приводит к тому, что они все более и более становятся основой прикладных изысканий. Фундаментальное есть основа прикладного. Любое государство заинтересовано в развитии фундаментальной науки как основы новой прикладной науки и чаще всего военной. Руководители государства часто не понимают, что наука имеет свои собственные законы развития, что она самодостаточна и сама ставит себе задачи. (Нет такого руководителя государства, который бы смог поставить грамотную  задачу для фундаментальной науки. Для прикладной науки такое возможно, так как задачи для прикладных наук часто вытекают из практики жизни.) Государство часто выделяет мало средств для развития фундаментальных исследований и сдерживает развитие науки. Однако фундаментальная наука, фундаментальные исследования необходимо проводить и они будут существовать до тех пор, пока существует человечество.

 

      Особенно важны фундаментальные науки, фундаментальность в образовании. Если человек не обучен фундаментально, то он будет плохо обучен и конкретному делу, плохо будет понимать и выполнять конкретное дело. Человек должен быть обучен прежде всего тому, что лежит в фундаменте его профессии.

 

      Основное свойство фундаментальной науки - ее предсказательная сила.

 

 

2.2. Функции науки

 

  К числу важнейших функций науки относится предвидение. В свое время по этому вопросу блестяще высказался В. Оствальд: “... Проникновенное понимание науки: наука — это искусство предвидения. Вся ее ценность в том в какой мере и с какой достоверностью она может предугадать будущие события. Мертво всякое знание, -которое ничего не говорит о будущем, и такому знанию должно быть отказано в почетном звании — наука” . На предвидении фактически основывается вся практика человека. Включаясь в любой вид деятельности, человек заранее предполагает (предвидит) получить некоторые вполне определенные результаты. Деятельность человека в своей основе организована и целенаправлен и в такой организации своих действий человек опирается на знания. Именно знания позволяют ему расширить ареал своего существования, без чего не может продолжаться его жизнь. Знания позволяют предвидеть ход событий, поскольку они неизменно включаются в структуру самих методов действия. Методы характеризуют любой вид деятельности человека и в их основе лежит выработка особых орудий, средств деятельности. Как выработка орудий деятельности, так и их “применения”  основаны на знаниях, что и дает возможность успешно предвидеть результаты этой деятельности.

 

Говоря о предвидении, необходимо сделать ряд замечаний. Могут сказать, что научное предвидение ведет к ограничению возможностей в действиях человека, ведет к фатализму. Подобные заключения вытекают из того, что наука, рассматривая некоторые материальные процессы, раскрывает неизбежность, неотвратимость наступления определенных последствий. Человеку только и остается, как подчиниться данному ходу событий. Однако положение дел здесь не столь простое. Человек сам является материальным существом, обладает свободой воли, а потому он может воздействовать на протекание других процессов, т. е. изменять их ход. Общая задача предвидения при рассмотрении некоторых процессов означает раскрытие всех возможностей, разнообразие вариантов протекания этих процессов и тех последствий, к которым они приводят. Разнообразие же этих вариантов обусловлено   возможностью   различных   воздействий   на   процессы.   Организация практических действий опирается на знание этих возможностей и предполагает выбор одной из них. Отсюда ясно видны различие целей и задач науки и технологии: наука стремится выявить и оценить спектр возможностей в действиях человека, технология есть выбор и осуществление на практике одной из этих возможностей. Различие в целях и задачах ведет и к различию в их ответственности перед обществом.

 

  Говоря о предвидении, необходимо также иметь в виду его относи-тельный характер. Имеющиеся знания составляет основу предвидения, а практика ведет к непрерывному уточнению и расширению этих знаний.   

 

      На разных этапах развития общества научные познания выполняли различные функции. Менялось и место науки в зависимости от условий ее развития и спроса на нее в те или иные эпохи. Так, античная наука опиралась на опыт математических и астрономических исследований, накопленный в более древних обществах (Египет, Месопотамия). Появившиеся там элементы научных познаний она обогатила и развила. Эти научные достижения были довольно ограниченны, но уже тогда многие из них использовались в земледелии, строительстве, торговле, искусстве.

 

В эпоху Возрождения обостренный интерес к проблемам человека и его свободы содействовал развитию индивидуального творчества и гуманитарного образования. Но лишь в конце этой эпохи сложились предпосылки для возникновения и ускоренного развития новой науки. Первым, кто сделал решающий шаг в создании нового естествознания, преодолевшего противоположность науки и практики, был польский астроном Николай Коперник. Коперниковским переворотом четыре с половиной столетия назад наука впервые начала спор с религией за  право безраздельно влиять на формирование мировоззрения. Ведь для того, чтобы принять гелиоцентрическую систему Коперника, необходимо было не только отказаться от некоторых религиозных взглядов, но и согласиться с представлениями, которые противоречили обыденному восприятию людьми окружающего мира.

 

Должно было пройти немало времени, прежде чем наука смогла стать определяющим фактором в решении вопросов первостепенной мировоззренческой значимости, касающихся структуры материи, строения Вселенной, возникновения и сущности жизни, происхождения человека. Еще больше времени потребовалось для того, чтобы предлагаемые наукой ответы на мировоззренческие вопросы стали элементами общего образования. Так возникла и укрепилась культурно-мировоззренческая функция науки. Сегодня она является одной из важнейших функций.

 

В ХIХ веке начало меняться отношение между наукой и производством.  Становление такой важнейшей функции науки, как непосредственная производительная сила общества, впервые отметил К. Маркс в середине прошлого столетия, когда синтез науки, техники и производства был не столько реальностью, сколько перспективой. Конечно, научные знания и тогда не были изолированы от быстро развивавшейся техники, но связь между ними имела односторонний характер: некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало новым научным дисциплинам.

 

Примером может служить создание классической термодинамики, которая обобщила богатый опыт использования паровых двигателей.

 

     Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики.

 

Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция – она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется  в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для  разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития. Существенной чертой подобных планов и программ является их комплексный характер, ибо они предполагают взаимодействие гуманитарных и технических наук. Среди гуманитарных особенно важную роль играют экономическая теория, философия, социология, психология, политология и другие общественные науки.

 

Ни одно серьезное изменение в общественной жизни, ни одна социальная, экономическая, военная реформы, так же как и создание национальной образовательной доктрины, принятие какого-либо серьезного закона, не могут сегодня обойтись без предварительных научных исследований, социологических и психологических прогнозов, теоретического анализа. Социальная функция науки более всего важна в решении глобальных проблем современности.

 

3. Влияние науки на материальную сторону жизни общества.

 

Становление и развитие  науки в XVII столетии привело к коренным преобразованиям образа жизни человека. Как отме­чал Б. Рассел: “Почти все, чем отличается новый мир от более ранних веков, обусловлено наукой, которая достигла пора­зительных успехов в XVII веке”.

 

Подобная оценка научной революции XVII века дана и В. И. Вернадским:  «В общем ходе истории человеческой культуры, в обычных о ней представлениях, - отмечал он, - нет места истории того перелома, который совершился в человечестве вхождением точного знания в его жизнь и привел впервые в многотысячелетнем его существовании к новым, неслыхан­ным раньше формам и укладам быта и  общественного строя. Перелом этот совершился в XVII столетии. В это столетие впервые наука о природе и математика выдвинулись в жизнь, получили значение как изменяющие  условия человеческого существования исторические силы.

 

      Государственная жизнь во всем ее проявлении охватывается научным мышлением в небывалой раньше степени. Наука ее захватывает все больше и больше. Значение науки в жизни, связанное тесно с изменением биосферы и ее структуры, с переходом в ноосферу увеличивается с тем же, если не с большим темпом как рост новых областей научного знания. И вместе с этим ростом приложения научного знания к жизни, к технике, к медицине, к государственной работе создаются в еще большем числе, чем новых областях науки, новые прикладные науки, появляется новая методика и до чрезвычайности быстро создаются новые приложения и выдвигаются новые проблемы и задания техники в широком ее понимании, тратятся государственные средства в небывалых раньше размерах, на прикладную хотя, но научную по существу работу. Значение науки и ее проблем растет в жизни в этом аспекте, еще с большей скоростью, чем растут новые области знания. К тому же как раз эти новые области научного знания чрезвычайно расширяют и углубляют прикладное значение науки, ее значение в ноосфере».

 

Современное развитие науки ведет  к дальнейшим преобразованиям всей системы жизнедеятельности человека. Особо впечатляюще ее воздействие на развитие  техники и новейших технологий, воздействие научно-технического прогресса на жизнь людей. Наука создает новую среду для бытия человека. “Как и искусство, - пишет М. Хайдеггер, - наука не есть просто культурное занятие человека. Наука - способ,  притом решающий, каким для нас предстает то, что есть. Мы долж­ны, поэтому сказать: действительность, внутри которой движется и пытается оставаться сегодняшний человек, все боль­ше определяется тем, что называют западноевропейской наукой”.

 

Человек постоянно создает для себя мир новых идей, предметов и объектов и непрерывно потребляет их. Он живет результатами своей деятельности, продуктами своего труда. Это касается всех основных аспектов жизнедеятельности человека, начиная от самых исходных, обеспечивающих само его биологическое существование и заканчивая разнообразными видами его духовной жизни. Человечество постоянно расширяет свою силу и влияние в биосфере - создает для последующих поколений сознательной государственной научной работой неизмеримо лучшие условия жизни.

Информация о работе Роль науки в жизни общества