Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:58, контрольная работа
Культура Казахского ханства в XVI–XVII веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров – текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль – лунный цветок, жулдыз-гуль – звездный цветок, шыккан кун – восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз – рог барана, марал муюз – рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры.
Введение………………………………………………………………..3
Духовная культура…………………………………..………………...4
Устное народное творчество…………………….……………………4
Культура казахов в XV–XVIII ВВ.: творчество Жырау………………..5
Инструментальная музыка казахского народа……………………………….7
Заключение……………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………...14
Приверженцами обновленной традиции шертпе, верными спутниками, учениками и последователями Таттимбета были видные кюйши Аркинского региона Тока, Абди, Сембек, Кыздарбек.
Самым видным представителем каратауской домбровой традиции является Сугур Алиулы. Мастер шертпе-кюя, оставивший глубокий след в инструментальной музыке, Сугур блестяще освоил творчество представителей предыдущего поколения – Таттимбета и Тока, а затем развил далее в своем творчестве искусство шертпе как в плане содержания, так и в плане расширения средств музыкально-художественной выразительности.
Западный Казахстан – край самобытного развития инструментальной музыки, которая предстает здесь во всем своем богатстве и расцвете. Блестящая плеяда кюйши этого региона – Богда, Махамбет, Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Мамен, Туркеш и другие обогатили сокровищницу не только казахской музыки, но и общетюркской. Историческая личность, батыр, жырау и кюйши, который стоял у истоков создания домбровых школ Западного Казахстана, – Махамбет Отемисов. Кюи Махамбета созвучны с образцами древней эпической традиции жырау, являясь одновременно «музыкальным портретом» военного времени (середина XIX века) и его героев – Исатая и Махамбета, которые всю свою жизнь провели во Внутренней (Бокеевской) орде.
Величайший представитель западноказахстанской традиции, прозванный в народе «күй атасы» («отец кюев»), Курмангазы Сагырбайулы – композитор, известный всему миру. Творчество Курмангазы отличается разнообразием тематики, насыщенностью музыкально-звуковой палитры, мощной динамикой и развитостью ритмоштриховой техники.
Таков же масштаб дарования талантливой ученицы Курмангазы – Дины Нурпеисовой. Женщина-кюйши не только достойно продолжила, но и развила в своем исполнительском и композиторском творчестве достижения Курмангазы, героико-драматическое и гражданственно-демократическое направление его школы, соединив традиции XIX и XX веков.
Глава второй школы, второго
направления
На Мангыстау хорошо сохранились как древние кюи, так и исторические, сопровождаемые интереснейшими легендами и рассказами. Имена Абыла, Картбая, Есбая, Есира, Кулшара, Коныра, Оскенбая, Шамгула, Алкуата, Мурата хорошо известны в мире казахской инструментальной музыки.
Заключение
Период
XV - начала XIX вв. занимает особое
место в истории культуры
XVIII веке в культуре казахов
сохранились все традиции, присущие средневековым
кочевым образованиям Евразии. Это ярко
проявляется как в материальной, так и
в духовной культуре. Сокровища устной
литературы создавали и передавали из
поколения в поколение талантливые люди
- акыны, жырау, певцы- импровизаторы.
Список литературы:
1.Кляшторный С. Султанов Т. Казахстан: Летопись трех тысячелетий. Алма-Ата. 1992 г.
2. История Казахстана в 5 томах. Алма-Ата 1977-1981 гг.
3. Кан Г. В. История Казахстана. Алма-Ата 2005г.
Информация о работе Роль народного творчества в духовной культуре казахов