Роль народного творчества в духовной культуре казахов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:58, контрольная работа

Описание работы

Культура Казахского ханства в XVI–XVII веках была культурой сложившейся казахской народности, вобравшей в себя культурные ценности предков. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров – текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были космогонические мотивы: айшик-гуль – лунный цветок, жулдыз-гуль – звездный цветок, шыккан кун – восход солнца; зооморфные мотивы: кошкар муюз – рог барана, марал муюз – рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Духовная культура…………………………………..………………...4
Устное народное творчество…………………….……………………4
Культура казахов в XV–XVIII ВВ.: творчество Жырау………………..5
Инструментальная музыка казахского народа……………………………….7
Заключение……………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

Философия (Сем 1 Кононов).docx

— 33.59 Кб (Скачать)

Приверженцами обновленной  традиции шертпе, верными спутниками, учениками и последователями Таттимбета были видные кюйши Аркинского региона Тока, Абди, Сембек, Кыздарбек.

Самым видным представителем каратауской домбровой традиции является Сугур Алиулы. Мастер шертпе-кюя, оставивший глубокий след в инструментальной музыке, Сугур блестяще освоил творчество представителей предыдущего поколения – Таттимбета и Тока, а затем развил далее в своем творчестве искусство шертпе как в плане содержания, так и в плане расширения средств музыкально-художественной выразительности.

Западный Казахстан –  край самобытного развития инструментальной музыки, которая предстает здесь  во всем своем богатстве и расцвете. Блестящая плеяда кюйши этого региона – Богда, Махамбет, Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Мамен, Туркеш и другие обогатили сокровищницу не только казахской музыки, но и общетюркской. Историческая личность, батыр, жырау и кюйши, который стоял у истоков создания домбровых школ Западного Казахстана, – Махамбет Отемисов. Кюи Махамбета созвучны с образцами древней эпической традиции жырау, являясь одновременно «музыкальным портретом» военного времени (середина XIX века) и его героев – Исатая и Махамбета, которые всю свою жизнь провели во Внутренней (Бокеевской) орде.

Величайший представитель  западноказахстанской традиции, прозванный в народе «күй атасы» («отец кюев»), Курмангазы Сагырбайулы – композитор, известный всему миру. Творчество Курмангазы отличается разнообразием тематики, насыщенностью музыкально-звуковой палитры, мощной динамикой и развитостью ритмоштриховой техники.

Таков же масштаб дарования  талантливой ученицы Курмангазы – Дины Нурпеисовой. Женщина-кюйши не только достойно продолжила, но и развила в своем исполнительском и композиторском творчестве достижения Курмангазы, героико-драматическое и гражданственно-демократическое направление его школы, соединив традиции XIX и XX веков.

Глава второй школы, второго  направления западноказахстанской домбровой традиции XIX века Даулеткерей Шыгайулы – личность особенная, а его творчество – неповторимая страница истории казахской музыки.

На Мангыстау хорошо сохранились как древние кюи, так и исторические, сопровождаемые интереснейшими легендами и рассказами. Имена Абыла, Картбая, Есбая, Есира, Кулшара, Коныра, Оскенбая, Шамгула, Алкуата, Мурата хорошо известны в мире казахской инструментальной музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       Период XV - начала XIX вв. занимает особое  место в истории культуры казахского  народа. Именно в это время  сложились своеобразное устное  народное творчество, оригинальное  музыкальное искусство. Развитие  духовной культуры казахов было  частью общего исторического  процесса. С XIX в. началось постепенное  разрушение традиционных духовных  ценностей казахского общества, традиционной казахской культуры.. 
 
      XVIII веке в культуре казахов сохранились все традиции, присущие средневековым кочевым образованиям Евразии. Это ярко проявляется как в материальной, так и в духовной культуре. Сокровища устной литературы создавали и передавали из поколения в поколение талантливые люди - акыны, жырау, певцы- импровизаторы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Кляшторный С. Султанов  Т. Казахстан: Летопись трех  тысячелетий. Алма-Ата. 1992 г.

2. История Казахстана  в 5 томах. Алма-Ата 1977-1981 гг.

3. Кан Г. В. История  Казахстана. Алма-Ата 2005г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль народного творчества в духовной культуре казахов