Роль морали в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 09:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотреть понятие морали и ее роль в жизни общества.

Содержание

Введение 2

1. Понятие морали. Роль морали в обществе.

Нравственные ценности и принципы 4
1.Понятие морали и нравственности 4
2.Роль морали в обществе 7


2.Основные категории этики 11
3.Мораль и насилие 13

Заключение 16

Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

Содержание.doc

— 83.50 Кб (Скачать)

    Он  берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения морального человека ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет им свою деятельность, свои поступки, всю свою жизнь.

    Духовные  убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек  находится под постоянным контролем  окружающих, но и под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести - никогда.

    И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла,

 

    

        против  реакционного общественного мнения - так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.

    Воспитательная  роль морали. Воспитание всегда идет двумя  путями: с одной стороны через влияние на человека других людей ( родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), через целенаправленное изменение внешних обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны - через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

    У морали есть свое особое положение  в воспитательном процессе. Дело в  том, что мораль присутствует везде: она входит составной частью во все виды воспитания - умственное, физическое, эстетическое - и является для них самым высоким ориентиром: выдвигает перед ними моральные идеалы.

    Из  особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и ее особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию -способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. умению человека заботиться о других так же, как о себе. Забота человека о себе, с точки зрения морали, - вполне нормальное явление. Правда, когда человек делает это за счет попрания интересов других людей -это уже аморальность. Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг к другу.[2]

 
 
 
 
 
 
 
 
10

 

                2. Основные категории этики

    Как и всякая наука, этика располагает  богатым арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово «категория» греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это - узловые пункты человеческого познания.[6, с.44]

    В этическом отношении эти категории  отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, с их отношением друг к другу, к обществу, государству, семье к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать с точки зрения добра и зла, хорошего или плохого, а сами они могут выступать формой этой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и т. п.

    Объективность содержания означает, что в нем  сконцентрировано то, что есть в реальной жизни и не зависит от сознания людей. И именно это содержание по - разному оценивается людьми. Эта оценка зависит от целого ряда факторов: интеллектуального развития личности, ее нравственной культуры, а также образа жизни.

    Существует  множество категорий этики. Эти  категории принято классифицировать. Одни ученые делят их на структурные и субстанциональные.

    Другие  кладут в основу иной принцип: всю  классификацию строят на основе одной из категорий, которая рассматривается как функциональная. Например, Эпикур подчинял все категории этики категории счастье. Аристотель главной считал категорию блага, а Кант

                      11

 

      - категорию  долга. Впрочем, нет единого  взгляда на этот счет и в  наше время. В отечественной  науке всю совокупность категорий  часто делят исходя из структуры морали. В качестве основных элементов этой структуры некоторые авторы выделяют моральную практику, моральное сознание и нравственное самосознание, а нравственные отношения и нравственная деятельность в совокупности составляют нравственную практику.

     Приняв  за основу вторую позицию, среди категорий  этики можно выделить: категории морального сознания, категории нравственных отношений и категории нравственной деятельности. Следует заметить, что и эта классификация весьма уязвима, ибо все категории находятся в тесном единстве, взаимно дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, оказывают взаимное влияние друг на друга.

    На  основе морали, категории этики можно  подразделить на 3 группы:

  1. категории собственно морального морального сознания (моральный 
    принцип, моральная норма, моральное убеждение, нравственная цель, 
    моральный выбор)
  2. категории нравственных отношений (нравственное взаимодействие, 
    нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)
  3. категории  моральной  практики  (моральный   поступок,  моральное 
    воздаяние, моральные последствия, моральные последствия.[6, с. 47-48]

    В принципе можно утверждать, что все категории этики являются и категориями морального сознания, ибо какие бы стороны морали они не отражали - все они фиксируются в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие занимают центральное место в системе категорий, но их нельзя отрывать от нравственных отношений и моральной практики.

12

 

                3. Мораль и насилие

    Так как моральные требования претендуют на абсолютность, безусловную обязательность, то единственно возможное позитивное моральное требование есть требование быть моральным. Что это значит? Определив, что с морали начинаются человек и человеческие (общественные) отношения, что мораль задает внутреннюю смысловую границу собственно человеческого способа существования и в этом значении она тождественна человечности, делаем вывод, что быть моральным означает признать безусловную Ценность, святость человека.

    Человеческая  личность - больше того, что она делает. Она исходно самоценна. Собственно, определяя человеческую личность как нравственно ответственное существо, мы определяем ее как существо, имеющее самоценное значение и достойное уважения. Ничем не обусловленное уважительное отношение к человеку, т.е. такое отношение, в ходе которого данная конкретная личность утверждается до и независимо от каких бы то ни было ее конкретных качеств и действий, есть исходное и основополагающее отношение, открывающее пространство собственно человеческого существования.

    Идея, согласно которой безусловная обязательность требовании морали обнаруживается в требовании, утверждающем самоценность человеческой личности, в истории культуры расшифровывалась по-разному: как любовь к ближнему, братство людей, человеческая солидарность, благоговение перед жизнью и т.д. Однако наиболее строгой и адекватной ее формой является категорический запрет на насилие, прежде всего и главным образом на убийство человека.

    Насилие есть узурпация свободной воли, такое  отношение между людьми, в ходе которого одни силой, внешним принуждением навязывают свою волю другим. Человек совершает насилие тогда, когда он лишает другого возможности действовать по собственной воле, уничтожая его или

                      13

 

      низводя до положения раба. Под насилие  не попадают такие формы принуждения, когда одна воля господствует над другой с ее согласия,' как, например, в отношениях: учитель - ученики, законодатели - граждане и т.п.

    Ненасилие - принципиальное воздержание от того, чтобы ставить свою волю выше воли другого (за принудительным навязыванием своей воли воле другого всегда стоит убеждение, что она выше, лучше последней). Оно есть признание за волей другого такой же способности к свободным, разумным, нравственно ответственным решениям, какой обладаю я сам. Ненасилие означает категорический отказ от того, чтобы ставить себя в человеческом отношении выше другого, быть ему судьей. Это есть действительное признание того, что каждый человек ценен сам по себе. Особо следует подчеркнуть: ненасилие не означает отказ от оценки действий другого человека. Здесь речь идет только о праве человека на нравственно-ответственное существование. Принцип ненасилия категорически запрещает покушаться именно и единственно на это право, исходя из святости, самоценности человека. Он тем самым открывает перспективу равнодостойного сотрудничества людей.

    Запрет  на насилие - первый и основной моральный запрет. Самыми известными его формулировками являются "не убий" Моисея, непротивление злу Иисуса Христа, (буквально - ненасилие, невреждение) древнеиндийской культуры (в особенности религии и философии джайнизма); новую жизнь принцип ненасилия обрел в XX в. благодаря духовным и практическим усилиям Л.Н. Толстого, М. Ганди, М.-Л. Кинга. Требование ненасилия, по сути дела, есть запрет на то, что очевидным образом противостоит морали, добру. Именно в этом содержании оно имеет безусловный, категорический смысл. Словом, в той мере, в какой мораль абсолютна, мы не можем конкретно сказать, что оно такое; соответственно не может быть позитивных требований, имеющих абсолютный статус. Мы можем сказать определенно только о том, что не является моралью. Принцип ненасилия и есть как раз запрет на то, что противоположно морали - запрет

14

 

 

 

      на  насилие. Только он может претендовать на безусловную обязательность, абсолютность. [1, с.ЗО]

    Требование  ненасилия представляет собой конкретизацию золотого правила нравственности. Золотое правило - это формула, с помощью которой человек может вычислять, являются ли его поступки нравственными иди нет, подобно тому, например, как скорость определяют путем деления расстояния на время. А есть ли такие человеческие поступки, которые являются нравственными сами по себе всегда, без какой-либо проверки, и которые в этом смысле можно считать индикатором ответственного отношения человека к золотому правилу? Есть ли, продолжая аналогию, в морали нечто похожее на скорость света? Да, есть. Это - отказ от насилия. Золотое правило требует поступать так, как человек хотел бы, чтобы по отношению к нему поступали другие. Но человек не может хотеть (валить) по отношению к себе насилие, потому что насилие отрицает за ним само это право хотеть (валить) чего бы то ни было. [7, с.333]

                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                      15

 

                  Заключение

    Мораль  регламентирует нормы поведения  человека в обществе их взаимоотношение. В противном случае каждый исходил из своих сиюминутных потребностей и видел других людях исключительно как орудия для достижения собственных целей.

    Мораль  принимает огромное участие в  воспитании личности. Родившийся ребенок по себе ни морален, ни аморален. И тем и другим он может стать лишь в обществе, в коллективе, в семье, в общении. Нравственность пропитывает каждый шаг человека. Она формирует у него представления о ценности жизни и ее смысле. Под влиянием воспитательных воздействий общества на человека, а также целенаправленных педагогических воздействий человек становится личностью. Чем нравственнее он, тем более полной жизнью живет, тем сильнее в нем индивидуальность, тем интереснее он для окружающих.

    Мораль  также воздействует на психологию и  идеологию людей. Мораль вносит изменение в личность человека, его психологию и идеологию. С течением времени, в поколениях, при условии морального прогресса цивилизации человечество выйдет на совершенно иной виток межличностных отношений.

Информация о работе Роль морали в обществе